search
main
0

«Свой жребий я благословляю!»

К 225‑летию со дня рождения поэта-декабриста Кондратия Рылеева

29 сентября исполнилось 225 лет со дня рождения поэта, общественного деятеля, одного из руководителей декабрьского восстания 1825 года Кондратия Федоровича Рылеева.

Кондратий Рылеев до последнего остался верен идеалам своего движения

В наше непростое время мы часто слышим упреки в адрес литераторов, которые активно участвуют в политическом процессе, поддерживают различные политические движения и даже создают свои партии. Зачем, мол, они пытаются влиять на реальную жизнь, когда их дело в лучшем случае скрупулезно описывать эту самую жизнь, в худшем – развлекать потребителей литературного контента. Мы стали забывать, что одним из главных факторов, определивших политическую обстановку в России двадцатых – тридцатых годов XIX века, а в конечном итоге ход исторических событий как XIX, так и XX века, была именно литература.

Именно романтизм как целостная система, одна из основных составляющих которой мощная гражданская направленность, стал силой, которая обусловила кардинальный поворот в развитии Российского государства. Восстание декабристов сделалось возможным не только из-за странного взаимодействия верхов и низов, хотя такая подоплека, естественно, имела место, но и потому что в «воздушном замке» поэзии, в литературном царстве романтизма такая, казалось бы, эфемерная фигура, как поэт, литератор, оказалась движущей силой, повлиявшей как на сознательность дворянского сословия, так и на активность народных масс.

Одним из рыцарей романтизма, перевернувших ход истории, был молодой русский дворянин, воспитанник Петербургского кадетского корпуса, солдат империи, в звании кадета принимавший участие в Отечественной войне 1812 года и в Заграничном походе русской армии 1813-1814 годов.

Выйдя в отставку в 1820 году, Кондратий Рылеев служил заседателем Петербургской уголовной палаты, а затем правителем канцелярии Российско-американской компании, крупным акционером которой он также являлся. В 1823 году он стал участником Северного тайного общества, в дальнейшем возглавив его наиболее радикальное крыло. Поэтический дар Рылеев с ранних лет подчинил гражданскому чувству.

Любовь никак нейдет на ум,
Увы, моя отчизна страждет;
Душа в волненьи тяжких дум
Теперь одной свободы жаждет.
(«Я не хочу любви твоей…»)

Неотъемлемой составляющей целостной системы романтизма являлся, как ни странно, «романтический национализм», в основе которого лежал повышенный интерес романтиков к порабощенным народам, вспомним хотя бы Байрона и его сочувствие борьбе греческого народа. Кондратий Рылеев также не избежал этой участи и, прожив три года на Украине, полностью погрузился в южную романтику, впоследствии создав целый цикл произведений, которые он назвал «Думы». Центральными персонажами этих «Дум» были древние киевские князья, народные вызволители, свободолюбивые гетманы, атаманы и самозванцы.

Национальное здесь ни в коем случае не было для поэта-романтика самоцелью. Лучше всего сущность национального в романтизме определил литературовед И.И.Замотин: «Культ индивидуальной личности привел романтиков к культу индивидуальной народности, а то и другое вместе приводило к культу того будущего идеального человечества, которое соединенными усилиями индивидуумов-людей и индивидуумов-народов создаст на земле универсальное царство истины, добра и красоты».

Напитавшись этой благой иллюзией, декабристы посвятили свои жизни освобождению порабощенного народа и построению нового, свободного общества.

Самое крупное произведение Кондратия Рылеева – поэма «Войнаровский» (1824) – было также написано на материале истории Украины ХVIII века и построено в виде исповеди Войнаровского, племянника гетмана Мазепы, после Полтавской битвы сосланного на поселение в Сибирь. И Мазепа, и его племянник Вой­наровский предстают в поэме трагическими романтическими фигурами, но уже тогда увлеченность национальным романтизмом неизбежно сменяется сомнением и даже разочарованием. Вместе с героем поэмы Войнаровским автор чувствует ужасающую его самого двойственность в помыслах гетмана и, соответственно, терзается чудовищными сомнениями:

Не знаю я, хотел ли он
Спасти от бед народ Украйны
Иль в ней себе воздвигнуть трон, –
Мне гетман не раскрыл сей тайны.
(«Войнаровский»)

Духоподъемную мощь «Войнаровского» оценил и Пушкин, в письме Бестужеву он давал такую характеристику поэме: «Войнаровский» несравненно лучше всех его дум, слог Рылеева возмужал и становится истинно повествовательным, чего у нас почти еще нет».

Пламенные призывы к освобождению угнетенного народа, несомненное влияние на соратников по борьбе – все это в значительной степени поддержало решимость декабристов в проведении восстания, а сам Кондратий Рылеев до последнего вздоха остался верен освободительной идее и идеалам своего движения.

Как известно, поэт принял активное участие в подготовке и непосредственной организации восстания на Сенатской площади в декабре 1825 года, целью которого были упразднение самодержавия и отмена крепостного права. После подавления восстания его организаторы и участники были арестованы. Кондратий Рылеев был казнен через повешение в Петропавловской крепости 13 (25) июля 1826 года вместе с четырьмя другими руководителями Декабрьского восстания – П.И.Пестелем, С.И.Муравьевым-Апостолом, М.П.Бестужевым-Рюминым и П.Г.Каховским.

Можно неоднозначно относиться к стремлениям и чаяниям декабристов, но есть то, чего у них не отнять и что вызывает уважение при любом отношении к их действиям. Это несомненная искренность и решимость идти до конца. Собственно, этим и отличается настоящий революционер и гражданин от симулякра, порожденного пеной фальшивых революций. Если ты за правду, ты идешь до конца и благословляешь свой жребий.

Погибну я за край родной, –
Я это чувствую, я знаю…
И радостно, отец святой,
Свой жребий я благословляю!
(«Наливайко»)

Елена МОРДОВИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте