Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Свой среди своих. Повышать квалификацию легче и эффективнее в собственном коллективе

Учительская газета, №48 от 28 ноября 2017. Читать номер
Автор:

Вспоминая свою работу в качестве педагога, я поняла, что всегда старалась быть в авангарде инноваций, быстро осваивала новые педагогические технологии, участвовала в профессиональных конкурсах, экспериментах, всегда могла организовать детей на любое мероприятие, первая согласилась вести предметы на профильном уровне.

Став же директором школы, столкнулась с тем, что большинство педагогов хотят спокойно вести свои уроки, не утруждая себя никакими новациями, хотят работать по-старому, ничего не меняя в своей педагогической деятельности. На вопрос: «Почему вы не приняли участие с детьми ни в одном конкурсе, ни в одном мероприятии?» учитель часто отвечает: «Дети не хотят» или «Нет подходящих учеников» и так далее. Но я не верю этому! По собственному опыту знаю, что на любое мероприятие можно найти достойных и увлеченных детей.Что это? Лень педагога? Нежелание себя обременять дополнительной работой? Или некомпетентность? Как с этим справиться и что делать?Ввели ФГОС, ГИА, чтобы их реализовать, надо изменить методику проведения уроков, освоить новые технологии, а мы хотим спокойно жить… Профстандарт требует от педагога определенных качеств и педагогического образования, которое есть не у всех учителей. Поэтому одним из моих первых управленческих решений стало сохранение имеющегося кадрового потенциала при условии обновления его качественных характеристик, но при этом было важно не спугнуть учителей в возрасте.Мне совершенно понятно, что школе необходимы учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Именно такие учителя реально смогут реализовать новые требования к образованию. Поэтому мы разработали программу курсов повышения квалификации учителей на школьном уровне с учетом их индивидуальных потребностей.Отмечу, что подобные курсы педагоги проходили и раньше. Но после обучения в сторонних организациях, как показывает практика, они применяют в своей работе лишь 7‑9% новшеств. При этом важно отметить, что под повышением квалификации я понимаю не механизм закрепления профессиональных навыков и умений, а механизм развития профессиональной деятельности педагога, его педагогических компетентностей. Моя задача – обеспечить доступное качественное постдипломное образование через повышение профессиональной компетентности педагогов без отрыва от работы, создание системы стимулирования качества педагогического труда, учитывающей показатели саморазвития педагога.Анализ потребностей в обучении показал: коллектив готов к обучению, готов принимать новации и в них участвовать.Несмотря на возможные риски (хватит ли времени? поедут ли к нам преподаватели из других организаций?), школа выбрала очную форму обучения с применением дистанционных технологий. Мы ведем обучение всего коллектива на базе своей школы с изучением конкретных актуальных для нас тем. Такая работа показала себя очень эффективно. Особенно нравятся стажировки в разных образовательных организациях и открытые уроки в своей школе с подробным их разбором. С сентября 2014 по декабрь 2016 года с нами работала кафедра управления образованием Лужского областного института развития образования, а в 2017 году коллектив прошел обучение по ФГОС ОВЗ на кафедре психологии и педагогики ЛОИРО. Информационно-коммуникационным технологиям педагогов обучает наш учитель информатики во время школьных каникул, он же консультирует их и в течение учебного года.В то же время мы задались вопросом: как обучать детей с ОВЗ в обычной общеобразовательной школе, как дать таким детям качественное образование? В нашей школе обучаются 30 человек детей с диагнозом ЗПР 7.1 и 7.2, а это 12% от общего количества детей. Есть и дети с умственной отсталостью, причем их количество постоянно растет.Было принято управленческое решение о создании всех необходимых условий для обучения детей с ОВЗ в нашей школе. Мы не стали подходить формально к этому вопросу. Сначала организовали школьную психолого-медико-педагогическую комиссию. А в этом учебном году открыли коррекционный класс для детей с ЗПР, создали логопункт, ввели в штатное расписание логопеда и психолога. Все учителя начальной школы, кроме основной специальности, имеют второе образование. Логопед – это не только медицинская сестра, но и учитель-логопед; психолог – не только штатный педагог-психолог, но и учитель начальных классов и так далее.Педагог, обучающий ребенка с умственной отсталостью, имеет два образования: учитель начальных классов и олигофренопедагог. Одна из молодых учителей начальных классов обучается на социального педагога, а вторая – на педагога-дошкольника. Учитель физкультуры имеет опыт работы с детьми с ОВЗ в оздоровительном лагере и собирается поступать в университет на специальность инструктора по лечебной физкультуре.В школе работали шесть педагогов без педагогического образования, но за прошлый год все они прошли переподготовку без отрыва от основной деятельности. Директор и завучи прошли переподготовку по специальности «управление образованием» в Ленинградском государственном университете им. А.С.Пушкина.Корпоративное обучение активизировало коллектив, почти все педагоги (70% сотрудников) смогли получить или подтвердить квалификационные категории. Корпоративное обучение показало, что обучение в стенах организации может предусматривать приглашение преподавателей из других организаций для удовлетворения конкретных потребностей. Доказало свою эффективность и обучение кадров своими же специалистами. Это имеет очень большое преимущество перед обучением в других организациях: прежде всего более экономично, не нужно ехать в Санкт Петербург, не нужно заменять уроки, легко удовлетворить потребности обучаемого, ибо преподаватель может подстраиваться под слушателя, работник получает опыт «из рук в руки».Я считаю, что мое решение управлять системой повышения квалификации верно, своевременно и реализуется в полной мере. Благодаря этому удалось сохранить имеющиеся в школе кадры, реализовать их потенциал, объединить коллектив для достижения главной цели – дать детям качественное образование. Педагоги стали применять в учебном процессе широкий спектр образовательных технологий. Все это привело к повышению качества образования по большинству предметов. Кроме этого, повысился процент призеров различных конкурсов и Всероссийской олимпиады школьников.​Юлия ШЕВЦОВА, директор Толмачевской средней школы Лужского района Ленинградской области


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt