Он не любит перечислять свои регалии, которых у него, безусловно, немало. Ведь за свои 48 лет он успел получить три красных диплома о высшем образовании (Пятигорский институт иностранных языков, Ставропольский государственный университет и Пятигорский филиал Московской коммерческой академии), поработать бизнесменом, юристом, чиновником и так далее. Но теперь, будучи дипломированным учителем французского языка, юристом и экономистом, он скромно называет себя главным завхозом города. Потому что для мэра Железноводска Евгения МОИСЕЕВА главное, чтобы в городе все работало, в кранах была вода, на улицах – освещение, чтобы все было чисто, люди хотели тут остаться, создавать семьи, рожать детей и воспитывать их в духе стремления к великим достижениям.
Говорят, что руководитель должен быть специалистом в своем деле, в той профессии, которую он когда-то получил. Также утверждают, что он должен обладать ярко выраженными лидерскими качествами. А еще – что ему очень важно быть хорошим человеком. По мнению Евгения Ивановича, все это, безусловно, имеет значение, однако надо всегда, как говорится, учитывать контекст.
– Например, в собственном бизнесе можно работать круглые сутки, проводить на рабочем месте хоть все 24 часа в сутки, но так ничего и не заработать, – рассуждает он. – Тогда о тебе все будут говорить как о неудачнике, ведь главная идея любого бизнеса – получение прибыли. То есть это работа на результат. А вот в других сферах – на государственной или муниципальной службе – совсем иные системы координат. Чтобы нивелировать индивидуальные (в первую очередь негативные) особенности каждого отдельно взятого человека, создан регламент, который предписывает делать то-то в такие-то сроки. И предполагается, что если делать все по схеме, то итогом работы будет положительный и нужный результат, ожидаемый в первую очередь жителями. Тут нацеленность не на результат, а на выполнение административной процедуры, которая далеко не всегда заканчивается нужным результатом. Эти два подхода диаметрально противоположны. Тем не менее, когда руководишь городом, надо уметь совмещать несовместимое. Работая в бизнесе, я мог заменить и бухгалтера, и финансиста, и механика, и водителя, и юрисконсульта. Точно так же, уверен, любой директор школы должен быть на голову выше своих учителей, чтобы быть способным войти в любой класс и показать, как надо работать. Поэтому вместе со своими коллегами погружаюсь, в том числе как соисполнитель, во все вопросы и проблемы, поднимаемые жителями Железноводска, а результатом должно стать конкретное полезное дело. Это требует огромных трудозатрат и неверно с точки зрения теории, но зачастую иначе почему-то не работает.
В образовании, кстати, процесс и результат имеют одинаково важное значение, убежден Моисеев. Педагог должен уметь создать условия (а администрация – среду), в которых каждый учащийся раскрыл бы свой потенциал, а уже потом каждому ребенку помогать идти в нужном направлении, считая достижение поставленной цели работой на результат. Точно так же государство и власть должны сделать все, чтобы у каждого гражданина был выбор, чем бы он хотел заниматься. И пускай человек будет не раз менять свое решение, пробовать, переключаться с одного на другое – это нормально, если он стремится к совершенству и конкретному результату.
Вот только в сложном и нелегком деле руководства нет универсальных рецептов, чтобы просто прочесть их и стать руководителем предприятия, директором или главой администрации. Точнее, существуют некие общие законы управления любыми процессами, если человек ими владеет, он сможет управлять хоть транспортом, хоть городским хозяйством. Именно это имеют в виду люди, которые считают, что директор школы должен быть прежде всего (а может быть, и только) эффективным менеджером. Ведь моменты принятия решений, распределение полномочий, планирование процесса, осуществление контроля и так далее – это технологии, которые везде примерно одинаковы. И все же вопрос, как управлять организацией, – это некая экзистенциальная проблема, которая всегда зависит от огромного количества условий. В одном случае руководитель – это тиран и сатрап, при этом он прекрасно выполняет поставленную задачу, в другом – добрый и мягкий начальник, который без криков и угроз добьется тех же результатов. А в третьем оба они потерпят крах.
– И все же главное – это уровень компетентности в том деле, которому ты предан, – считает мэр Железноводска. – Когда вы умеете делать очень многое и обладаете набором самых разных навыков, это позволяет вам заглянуть в будущее и предвидеть результат тех или иных действий – своих или чужих. А это всегда очень важно и полезно. Как юрист я ежедневно подписываю очень много документов, всегда понимаю их смысл и знаю, что последует в результате их выполнения. Я учился и немного постиг тайны экономики и законов, следовательно, могу предположить, что надо сделать, чтобы эффективнее решить городские проблемы. В бизнесе огромное количество рисков, и чем у руководителя больше компетенций, тем лучше, ибо это помогает ему лучше понимать бизнес-процессы, знать, кто чем занимается, формировать более слаженную команду. А бизнес – основа любой экономики. Но если нет компетенций, то опять же очень многое зависит от процедуры: если вы в армии, то там есть устав, есть приказ, который надо выполнять неукоснительно, тут уже никакой демократии быть не может, иначе проиграешь. Генерал не может и не должен всегда вместе со всеми сидеть в окопах и стрелять, у него иное предназначение. Хотя на службе и такое возможно. А важнее компетенций, на мой взгляд, ценности, сформированные в семье и школе. Как раз на них компетенции и накладываются. Например, некоторые были за границей и видели, что у нас многое устроено иначе, чем в других странах. И нельзя сказать, что все лучше или хуже. Кому-то нравится, как мы живем, кому-то – как живут за границей. И надо уметь видеть это, оценивать, сравнивать, брать все самое передовое и, главное, беречь свои ценности. Жаль, что у нас традиционно есть некое представление, будто там хорошо, где нас нет.
Что имеем, то не ценим. С этим я борюсь. Надо гордиться славными делами своих предков, которые делали нашу страну сильнее, красивее, богаче, но нужно гордиться и своими нынешними достижениями, которых у нас немало, даже побольше будет, чем у других.
Проза жизни такова, что если человек во власть пришел из армии, то он, скорее всего, будет разделять ценности военных, если из культурной среды – некие богемные высокие принципы, если из образования – ценности учителей. В этом смысле системе образования Ставропольского края повезло многократно, ведь многие чиновники здесь по образованию – педагоги. И Евгений Моисеев в полной мере подтверждает это правило, всегда и везде поддерживая учителей, преподавателей и их воспитанников.
– Если мы видим, что ученик готов получить Нобелевскую премию, ему надо помочь ее получить, а не ждать, пока вырастет, – убежден мэр. – То же и с учителями: заслуживает награды – значит надо ее дать, а не говорить, мол, вот пусть поработает лет 10‑15, вот тогда и дадим. Поэтому мы рассказываем обо всех достижениях наших граждан. Знаю, в образовании нередко говорят о некоем отсроченном результате, мол, плоды нашего труда можно будет увидеть лишь через много лет. На самом деле, если человек делает свое дело качественно, плоды его деятельности видны всегда, просто проявляются они по-разному. Получил ученик хорошую отметку – надо похвалить, занял первое место на конкурсе – наградить, сделал вместе с родителями скворечник, повесил его в парке – надо поставить эту семью в пример другим. Это ведь имеет также и очень важное психологическое значение, потому что люди сразу начинают думать: «А чем же мы хуже, давай-ка и мы тоже сделаем доброе дело!» Главное – уметь оценить это.
Он не сторонник больших рывков и грандиозных потрясений. Его мечта – развивать город спокойно, эволюционно, без резких движений. Хотя он твердо уверен: система образования города и края должна выйти на такой уровень, чтобы давать путевку в любой университет мира, чтобы ребята могли поступать туда, куда они хотят, а не только в вузы или ссузы края или России. В былые времена его за это прозвали бы космополитом и осудили. Но ведь он и правда сторонник идеи воспитывать не просто гражданина России, а человека Вселенной, ибо Россия – часть единого мира. Что ничуть не мешает нам воспитать своих детей в духе гордости и ответственности за свою страну. Тогда любой студент, отучившись в Сорбонне или Гарварде, обязательно вернется и будет работать на благо своей Родины.
Но, как говорят в народе, нельзя понравиться всем без исключения. К сожалению, что бы ты ни делал, всегда найдутся те, кто скажет, что это все ерунда, надо было делать не то и не так, и вообще… Многих руководителей сильно выбивает из колеи такое отношение граждан, которые всегда всем недовольны.
– Те, кто недоволен жизнью, недоволен собой, не сумел, может быть, проявить силу воли и добиться чего-то, склонны, как правило, винить в этом других, и первый, кто всегда виноват, – это власть, – считает Евгений Иванович. – А пишут разное… Жестко критикуют, порой оскорбляют. И это еще одна сторона работы чиновника. Поэтому, если вы хотите, чтобы вас все любили, и для вас это принципиально, мой вам совет: не ходите во власть! Нужно привыкнуть к тому, что недовольные громче всего говорят, порой только их и слышно. Благополучные, как правило, молчат. А слушать и слышать надо всех, даже тех, кто говорит шепотом, но по делу. У нас в крае есть губернаторская программа поддержки местных инициатив, когда жители сами могут решить, где и как благоустроить наши улицы. Но об этом им надо рассказывать, чтобы все знали: они тоже могут быть причастны к свершениям! Чувство сопричастности важно для каждого.
Быть выше склок и выяснения отношений, делами доказывая, кто чего стоит, – принцип, достойный того, чтобы его позаимствовали и другие градоначальники. Однако некоторые пытаются завоевать любовь народа посредством дешевого популизма, заявляя, что им не нужны кабинеты, машины, зарплаты, они такие же люди, как и все прочие… У Евгения Моисеева на этот счет свое мнение, сформированное, кстати, тоже в контексте реалий Кавказа.
– Популизм – обратная сторона пиара, – убежден он. – Когда человеку нечем гордиться, нет результатов, которые можно показать, то он «идет в народ», рассказывает, что из-за других начальников, а не из-за него, нет никаких результатов. Затем переходит на обвинение своих предшественников, потом начинает обещать, ну а потом… власть меняется, потому что народ не обманешь. Популизмом человек прикрывает отсутствие реальных дел. А власть всегда должна иметь элемент некой сакральности, вызывать уважение за усилия и результаты к тому, кто работает на высоких и ответственных постах. Если этого нет, жители не будут воспринимать чиновника, на чем бы он ни ездил – на служебном автомобиле или автобусе. И сакральность без реальных дел, направленных на решение конкретных вопросов жизни граждан, невозможна. А когда в городе появляются асфальтированные дороги, благоустроенные парки, новые школы и дома, люди это видят, ценят и поддерживают вас. Главное, чтобы люди видели ваши результаты и понимали: вы стараетесь сделать их жизнь лучше. Учителей это, кстати, тоже касается.
Вадим МЕЛЕШКО, Железноводск
Комментарии