search
main
0

Свой брат – компьютер. Понять умную машину дано не каждому

– Надежда Николаевна, вы мне задачу по массивам обещали. – Надежда Николаевна, Ксюша пятерку получила, а я почему-то четверку. Мы же все вместе делали! – Надежда Николаевна, базу данных мне самому создавать? – Надежда Николаевна, мне надо тройку исправить. В кабинете информатики лицея №137 шум, гам и суета. Правда, лишь на мой непросвещенный взгляд. Потому что Надежда Николаевна Матвеева действует четко, отвечает каждому. Не заглядывая в журналы и тетрадки, помнит, кто что должен и кто на что способен.

– Витя, мне так жаль. У тебя голова светлая, а работать не любишь – с домашними заданиями проблема. Вот Фоменко ушел с четверкой, а ведь тоже мог бы пятерку получить.

В классе – 7 компьютеров, за которыми занимаются дети. Одни приходят, другие уходят. Сегодня свободный урок – последний в этом учебном году, можно подтянуть долги, получить задание на лето и просто позаниматься чем хочешь. Впрочем, тихо в кабинете информатики бывает только по ночам, потому что работает он целый день. У Надежды Николаевны – семь уроков ежедневно плюс внеклассные занятия. Но главный мозговой центр, похоже, все же не машины, а голова преподавателя.

– А у вас голова не болит, Надежда Николаевна? – пытаюсь я перекричать энергичных школьников.

– Да мне некогда, а когда домой прихожу, валюсь замертво.

Матвеева преподает школьникам информатику и информационные технологии, ведет факультатив, обучает педагогов района по программе INTEL. Вместе с детьми и взрослыми создает программы, а в дополнение ко всему этому занимается с особо увлеченными.

– Спасибо перестройке, – вполне искренне говорит Надежда Николаевна.

Именно благодаря ей Матвеева сменила специальность программиста на профессию учителя. В лицее №137 работает уже 12 лет. Когда пришла сюда, в классе стояли советские «Электроники» и «Агаты». Они до сих пор живы благодаря ее усилиям. Правда, учащихся к ним теперь не допускают, в целях безопасности. В первый же год ребята под руководством начинающего учителя создали прекрасные тестирующие программы по физике. Сейчас в классе – «Пентиумы» последнего поколения, поставленные по губернаторской программе. Они думают скорее, помнят больше. А дети наоборот: по мнению Матвеевой, нехватка питания и тяжелая нагрузка в ее кабинете ощущается особенно сильно. Но, как и во все времена, ребята – разные. Хорошо, что информатика стала корректнее, по выражению Надежды Николаевны, алгоритмизация не занимает большую часть программы. Хотя она и сердцу программиста ближе, и в жизни пригодится, но не все к ней способны. Одиннадцатиклассницы Ира Карева и Юля Кондратьева работают в паре. Вместе создают сайты. Первый был посвящен приметам природы.

– Интересно узнать летом, какой будет погода зимой, – объясняет Юля.

Сейчас они решили предсказать с помощью компьютера свои судьбы – заканчивают сайт народных гаданий. Девочки увлеченные, трудолюбивые и усидчивые, как характеризует их учитель. Но домашние компьютеры используют в основном для написания рефератов. Другое дело – верные помощники Надежды Николаевны, десятиклассники Олег Искусных и Дима Гаврилов. «Истории болезни» у них очень похожие. Случилось это в прошлом году. Олег хотел исправить тройку по информатике, пришел в библиотеку, да и зачитался. Дима искал материал для реферата по истории с помощью интернета. Теперь Олег сочиняет игры, разработал редактор тестов, заканчивает свой сайт. Дмитрий создал электронную версию учебника математики, обновляет школьный сайт. Оба, сдружившись у компьютера, решили стать программистами. Разговаривают на одном языке, не очень понятном окружающим. Даже сверстникам, поскольку по знанию информационных технологий давно обогнали не только своих одноклассников, но и «асов» из других городов. Дима и Олег регулярно побеждают в виртуальных олимпиадах – ярославских, воронежских, всероссийских. Мальчишки производят впечатление уверенных в себе солидных людей, хотя еще год назад были стеснительными, с трудом выдавливающими из себя слова.

Из кабинета информатики Искусных и Гаврилов почти не вылезают. Педагоги из других школ, посещающие Intel-курсы в 137-м лицее учатся не только у Надежды Николаевны, но и у них. А на уроках им, собственно, делать и нечего. Всю программу они уже прошли. Матвеева почти не дает им заданий – просто направляет полет фантазии. Правда, подает идеи – например, новых игр, которых у Олега больше 20. Но так, что ему кажется, будто придумал все сам. Разговаривает она с Олегом и Димой по-особому – как программист с программистами. Впрочем, уважает их не столько за способности, сколько за трудолюбие. Ребята утверждают, что у нее трудно получить двойку. Даже если решил все совершенно неправильно. Но если хотел, искал, думал – положительная оценка обеспечена. Именно такие работы поначалу приносил Паша Денисов – с кучей мелких ошибок. Другой бы на пацана рукой махнул. А Надежда Николаевна заметила, что мальчик способен к совершенно нестандартным решениям. В прошлом году Паша поступил в Санкт-Петербургский институт космических исследований. Сейчас пишет педагогу письма «электронным» почерком.

Какая оценка достанется за работу, каждый решает сам. Все 12 лет работы Матвеева собирает коллекцию задач. Они написаны на карточках, которые делятся на группы – на тройку, четверку и пятерку. Чувствует ученик силы – выбирает «отличное» задание. Правда, случается Матвеевой и натягивать оценки. Карточка на тройку, а ставит «хорошо». Потому что человек сумел сделать больше, чем ему дано. Ведь понять умную машину дано не каждому. Этот процесс Надежда Николаевна старается превратить в «интимный». Например, чтобы создать базу данных, ребятам приходится изобразить на экране генеалогическое древо своей семьи. Правда, компьютеров мало, ребята делят один на двоих. Но нет худа без добра. У Олега с Димой, к примеру, «свои», закрепленные за каждым из них машины. «Они же другие» – говорит учитель. А Ире с Юлей вдвоем удобнее – друг другу подсказывают. Матвеева старается пары составлять так, чтобы ребята могли учиться друг друга. Неуспевающих у нее нет. Двойки, понятное дело, случаются, но их всегда можно исправить, дополнительно позанимавшись с учителем. Иногда в виде исключения Матвеева позволяет даже играть на компьютере. Но только не отличникам! Потому что есть такая психологическая проблема, когда умная машина ребенка просто страшит. Особенно, если компьютер он видит только в школе. Правда, благодаря «урокам информатики», которые проводят дети своим родителям, у большинства школьников к старшим классам появляются домашние ПК.

Честно говоря, на этом уроке я мало что понимала – информатику в наше время не проходили. Но завидовала всей душой. По-белому. На четвертом десятке лет жизнь заставила познакомиться с мышкой. Но беру ее в руки с некоторой опаской. Вдруг финт какой выкинет. Даже платные курсы пользователей помогли мало. Поздно – для меня компьютер, наверное, так и останется «инопланетянином». А для школьников из 137-го лицея он – свой брат. Независимо от того, кем они собираются быть – врачами, учителями или программистами.

Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте