Обязан ли человек любить свою Родину? Что лучше: быть космополитом – человеком мира, без привязанностей – или патриотом своей страны? Английская поговорка подсказывает: «Твой дом там, где висит твоя шляпа». А русская утверждает: «Где родился, там и пригодился». Все эти вопросы встают сейчас особенно остро перед подрастающим поколением.
Как сформировать чувство патриотизма в детях и подростках? Кто это должен делать, как и когда? Патриот – человек, любящий свою Родину, а как ее любить, как проявлять свою любовь к ней?
Любовь к Родине нужно воспитывать в семье с рождения. Родители или бабушки с дедушками передают свой опыт, вспоминают, как скучали по своему дому или друзьям вдалеке от них, как дороги становятся обычные березки. Понятие «малая родина», включающее поначалу свой двор, улицу, поселок или городок, постепенно расширяется и трансформируется в понятие «Родина», большая, гордая, сильная и великая. Важно, чтобы дети отождествляли себя с понятиями «гражданин», «россиянин», «народ». Ведь Родина – это и есть народ, его культура.
Своевременными и значимыми стали сегодня федеральные инициативы, которые поднимают воспитание патриотизма на государственный уровень. Перед глазами пример спортсменов и их слезы гордости во время церемонии поднятия государственного флага. Важно донести сейчас до школьников, что это в их честь каждый понедельник поднимается государственный флаг и звучит гимн РФ. Страна приветствует своих юных граждан, объединяет их единой общностью – россияне.
В чем проявляется любовь к Родине? В уважении традиций и культуры, гордости и памяти подвигов предков, в патриотизме народа, который дорожит ею и готов защищать то, что ему дорого! Школьная символика, как и государственная, призвана объединять и сплачивать ребят всех возрастов, формировать ответственность. В нашей школе есть свой гимн и эмблема «Сова мудрости», и каждый ученик ощущает себя частью большого коллектива, когда представляет свою школу на конкурсах или проектах самого разного уровня.
Цикл бесед «Разговоры о важном» сегодня дает возможность нашим классным руководителям в доверительной беседе построить разговор о значимых в жизни страны датах и событиях. Эти беседы позволят проводить занятия, на которых дети рассуждают о гражданственности, нравственности, экологии. Темой первого разговора стал День знаний. Ребята из 1‑2‑х классов совместно давали ответ на вопрос «Зачем я учусь?», из 3‑4‑х – дружно рассуждали над темой «Зачем нам знания?». Старшеклассники обсуждали и вникали в такие серьезные понятия, как «Мы – Россия! Возможности – будущее!» Дети всех возрастов были активны, любознательны, каждый старался высказать свою точку зрения.
Само время и события в мире подсказывают нам сейчас, что на воспитание патриотизма должны быть направлены все ресурсы, среди которых много уникальных и значимых проектов.
Музейная педагогика открывает возможность экскурсионно-просветительской работы на всех направлениях. Музейная деятельность является одним из основных звеньев в системе воспитательной работы школы. Ребята узнают больше о важных событиях, исторических личностях и своих героях. Школьный музей «Память» нашей школы очень наглядно демонстрирует, что такое патриотизм и любовь к Родине, на примере бессмертного подвига наших дедов и прадедов в Великой Отечественной войне. Сотрудничество с главным музеем страны «Музей Победы» значительно расширяет горизонты патриотического воспитания.
Проект «Осмысленное чтение» помогает выстроить траекторию развития в грамотном подходе к процессу чтения и обработке полученной информации. Современный мир как никогда насыщен информационными потоками, в которых нам, взрослым, очень непросто разобраться. Большинство школьников, родительская общественность, учителя с энтузиазмом включились в проект. Прошло достаточно времени, чтобы с уверенностью утверждать: очень нужный ресурс представлен курсом. Мы не без гордости отмечаем, как наши ребята учатся осмысленно читать и критически мыслить, как они искренны в выражении своих мыслей и чувств.
Кадетские классы и детское движение «Юнармия» помогают сформировать нравственную позицию, раскрыть духовный потенциал личности. Деятельность направлена на воспитание чести и достоинства, любви к Родине, способствует формированию патриотизма.
Тема патриотического воспитания поднимается и на сборах с мальчиками 10‑х классов в центре «Авангард», который является мощной платформой военно-патриотического воспитания молодежи. Весной для 53 школьников в нем были организованы учебные сборы по основам военной службы.
Наша общая задача – развивать и поддерживать интерес у детей и молодежи к участию в таких городских проектах, как «Мой район в годы войны», «Путь героя», «По пути великих открытий». И, что особенно важно, необходимо обеспечить преемственность в вопросах воспитания на разных уровнях образования, начиная с детского сада.
Патриотическое воспитание – это та деятельность, которая требует много времени, терпения, труда, а также личного примера. Патриотизм – это осознанная любовь к своему народу, его традициям. И главная задача состоит в том, чтобы донести до нашей молодежи, что все они нужны России, в их руках ее будущее. Необходимо, чтобы все они знали и гордились историей нашего Отечества. Юное поколение россиян должно иметь полное представление о том, какие выдающиеся, великие люди творили историю России, знать об их ратных подвигах и трудовых свершениях. На примеры славных предков и выдающихся современников, их любви и преданности Родине надо опираться в воспитании молодого поколения. Народная память сохранила сотни пословиц о любви к Родине, Отчизне, родному краю: «Человек без Родины – что соловей без песни», «Родина – мать, умей за нее постоять», «Жить – Родине служить!», «Ни на что не променять веру, Родину и мать!». Это народная мудрость, и она без срока давности.
Вера ИЛЮХИНА, директор школы №2006, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, председатель межрайонного совета директоров №22
Комментарии