search
main
0

Свое и чужое достоинство Три урока в 7-м классе

Тема “Преступления против чести и достоинства”

Задачи: показать основные виды правонарушений против чести и достоинства, ответственности за них; сформировать общие представления об ответственности за преступные действия, направленные против личности; способствовать пониманию ценности человеческого достоинства.
Данная тема – одна из ключевых в курсе.
Она предусматривает рассмотрение наиболее острых и противоречивых, пожалуй, проблем социальной жизни, регулируемых уголовным правом.
Наиболее опасными во всем мире считаются насильственные преступления против здоровья и жизни человека, нарушающие его неотъемлемые права. К сожалению, мы с тревогой вынуждены признавать, что в общественном сознании россиян фундаментальные ценности (уникальность человека, его жизни и прав) утрачивают свою незыблемость. Военное насилие, криминальные посягательства становятся обыденным явлением. Граждане привыкают к оружию, к насилию, к убийствам. Средства массовой информации ежедневно сообщают о жесточайших насильственных преступлениях и терроризме, подчас не давая им должной нравственной оценки. Телевизионные передачи перенасыщены криминальными сюжетами, оправдывающими насилие.
Сложность положения заключается и в том, что гуманизация уголовного права и уголовного процесса, продиктованная объективной необходимостью, входит в противоречие с массовым сознанием, требующим ужесточения наказаний за преступления. Закон талиона (“око за око, зуб за зуб”) приобретает странную притягательность. Многое на уроках зависит от нравственной позиции учителя. Он не должен требовать от учащихся признания абсолютной правоты его собственных убеждений. Именно неоднозначность, противоречивость обсуждаемых проблем, выявление разных точек зрения станут стимулами для формирования навыков самостоятельной оценки происходящих общественно-правовых процессов, в том числе в сфере уголовного законодательства.
Сказанное определяет тон и стиль разговора с учащимися. Начало занятию положит простое перечисление учителем некоторых менее опасных преступлений против достоинства личности: оскорбление, клевета, хулиганство. Учитель задает вопрос: “Что общего у этих преступлений?”
Обстоятельных и точных ответов можно ожидать только от подготовленных школьников. Привлечь к обсуждению всех позволит беседа по вопросам:
Кто является участником названных деяний?
Кто от них страдает?
Можно ли эти преступления отнести к имущественным?
После этого школьники, как правило, говорят о том, что оскорбление, клевета, хулиганство направлены против человека, его чести и достоинства.
Сущность данных преступлений рассматривается последовательно в процессе работы над вставками-заданиями, учебным текстом, стихотворными строчками М.Лермонтова, высказыванием Геродота.
Что вы думаете о прочитанном? Как вы понимаете эти утверждения?
Таковы вопросы, которыми учитель организует процесс обучения.
Дополнительных разъяснений требует понятие хулиганство. Его определение дает ст. 213 УК РФ (см. раздел “Прочтите и подумайте”, стр. 89, учебник Я.Соколова). Наиболее типичным примером хулиганских действий является драка. Об этом и следует сказать учащимся.
Разницу между мелким (подлежащим административной ответственности) и уголовно наказуемым хулиганством лучше всего продемонстрировать на примерах: хулиганством был признан умышленный поджог почтового ящика или выбитое в квартире стекло; за хулиганство, проявившееся в избиении подростка, несовершеннолетний был осужден на 2 года лишения свободы.
Необходимо иметь в виду, что избиение часто содержит также состав другого преступления – нанесение телесных повреждений разной степени тяжести. Например, драка, затеянная из хулиганских побуждений, сама по себе является преступлением. Нападавший нанес жертве телесное повреждение. Это другое преступление, совершенное одновременно с первым (об этом преступлении учащиеся узнают позже). Ответственность наступит за оба преступления.
Школьники обычно спрашивают: какое наказание последует, если совершены сразу два преступления? В этом случае за разные преступления, совершенные в процессе одного деяния, наказание назначается не прибавлением одного срока лишения свободы к другому, а поглощением менее строгого наказания более строгим.
Например, за драку, которая была признана хулиганством, могло быть назначено наказание в виде лишения свободы сроком от 1 до 5 лет. За умышленное нанесение легкого телесного повреждения во время драки (трудно представить, что, развязав драку, можно нанести телесное повреждение по неосторожности) выносится наказание в виде лишения свободы на срок до 1 года.
Суд, признав человека виновным в обоих преступлениях, определит срок лишения свободы, руководствуясь статьей о хулиганстве. Осужден же преступник будет за два преступления.
Использование разделов “Прочтите и подумайте”, “В мире мудрых мыслей” поможет сделать занятие интересным и насыщенным. Особое внимание нужно уделить разделу “Познай людей и самого себя”: содержащаяся в нем дискуссионная проблема на доступном для учащихся уровне показывает реальное состояние законности и правопорядка в нынешней России.

Тема “Преступления против половой неприкосновенности”

Задачи: предупредить детей об опасностях, связанных с совершением преступлений против половой неприкосновенности; показать сущность понятия “половая неприкосновенность”, признаки преступлений, связанных с ее нарушением (прежде всего изнасилования).
Изучение вопроса об ответственности за изнасилование имеет не столько просветительский, сколько профилактический характер.
Это обусловлено следующими причинами:
количество изнасилований, совершаемых подростками, постоянно растет;
изнасилования нередко сопровождаются еще более тяжкими деяниями, вплоть до убийства;
подавляющее большинство жертв изнасилований (до 90%) в милицию не заявляют, что затрудняет точную оценку масштабов опасности, связанной с этим преступлением.
Экспериментальная проверка показала целесообразность рассмотрения этих проблем на отдельном занятии. На предыдущем уроке учащимся было предложено домашнее задание:
Приготовьтесь к обсуждению информации, содержащейся во вставке-задании на стр. 104-105 учебного пособия. Вам поможет текст раздела “Прочтите и подумайте” – отрывок из рассказа В.Еремина “Подвал”.
Началом разговора станет обсуждение позиции отца Тани. “Но есть же человеческое достоинство”, – пытался внушить он дочери.

Вопросы для беседы.
Почему отец Тани повел себя таким образом, ведь дочь осталась цела и невредима?
Права ли Таня, не желавшая придавать гласности попытку изнасилования?
Почему насильственные действия, наносящие жестокий ущерб достоинству женщины, признаны тяжким преступлением и за него предусмотрена такая строгая ответственность (вплоть до смертной казни)?
Реакция ребят непредсказуема. Она может быть и очень бурной, и очень сдержанной. Многое определяет характер отношений в классе. Кто-то, не исключено, поведет себя грубовато, а то и цинично.
Учителю ни в коем случае нельзя выходить из себя, сбиваться на менторский тон: “Вот когда с вами такое случится…” Необходимо помнить, что педагогически грамотная интерпретация этого сложного вопроса обязательно даст положительный результат. Если не поговорит с подростками учитель, то, возможно, никто и никогда вообще не поговорит с ними.
Хотя бы один (и немалый) результат у этой беседы будет. “Надо быть осмотрительнее, иначе об меня просто вытрут ноги”, – подумают девочки. “Надо быть умнее, помнить о наказании”, – скажут себе мальчики. Авторы призывают учителей быть тактичными, деликатными, исполнять с достоинством педагогический долг, сохранять терпение и оставаться терпимыми в работе с этим сложным материалом.
Авторам известны судьбы многих несовершеннолетних насильников. Они, как правило, учились в обычных общеобразовательных школах. Большинство из них – те, с кем никто и никогда на эти темы не говорил, кто был лишен какого-либо понятия об ответственности. Речь не идет только об особом типе преступников, которых к совершению преступления привели индивидуальные психологические особенности и специфика социального окружения. Урок граждановедения их проблемы не решит. Авторы главным образом имели в виду тех девчонок, которые своим поведением невольно провоцируют подростков на насильственные действия, а потом всю жизнь страдают, и тех парней, которые не смогли устоять перед искушением, когда им на минуту показалось, что все останется в тайне.
Будем надеяться также, что проблемы, поднятые на школьном занятии, не пройдут незамеченными для родителей учащихся, что они поддержат усилия авторов и учителей.
В разговор о человеческом достоинстве полезно включить задание 1 (стр. 105-106). В нем рассказывается, как девушка, спасаясь от насильника, выбросилась из окна и осталась инвалидом. Слова адвоката о поведении горностая, спасающегося от врага, произнесены 100 лет назад Федором Плевако. Кстати, учителю при подготовке к урокам весьма поможет сборник его речей.
Ребята, по-видимому, без особого труда ответят, что девушка стремилась спасти свое человеческое достоинство даже ценой здоровья и жизни. В решение одной из задач занятия – формирование чувства собственного достоинства, уважения к достоинству других – задание внесет существенный вклад. Наибольший воспитательный эффект дает выполнение учащимися этого задания дома. Полезно предложить им придумать аналогичные описанной ситуации. По желанию учащиеся могут составить дома короткие речи адвоката, защищающего право человека на личную неприкосновенность и человеческое достоинство.
Текст “Детские игры на свежем воздухе” в разделе “Прочтите и подумайте” (стр. 106) показывает учащимся обстоятельства совершения тяжкого преступления – изнасилования, сопровождавшегося другими преступными деяниями. Он поможет им осознать, что подобные этому преступления, калечащие жизни и потерпевшим, и преступникам, совершаются, как правило, в группах. Действуют законы групповой подростковой психологии: кажется, что “если все это делают, то и я могу”.
На примерах, приведенных в текстах, учителю целесообразно показать, что при совершении тяжких преступлений в группе у подростков притупляются чувство ответственности за совершаемое и чувство тяжести содеянного. Некоторые особенности групповой психологии более подробно рассматриваются в следующем разделе учебного пособия.
Текст “Из рассказов криминалиста” позволяет обсудить два других аспекта проблемы.
Первый: механизм мнимого изнасилования по мотивам мести или корысти со стороны “потерпевшей”. Такие случаи известны. Они имели тяжелые последствия для подозреваемых в изнасиловании, заканчивались их осуждением. Причины ясны: следствие по делам об изнасиловании крайне затруднено, а судебное разбирательство – несовершенно.
Второй: неотвратимость наступления ответственности за ложные показания и за совершенное преступление. Чтобы показать ее учащимся, приведен перечень специальных следственных действий и криминалистической экспертизы.

Тема “Преступления против здоровья и жизни”

Задачи: показать основные виды и формы ответственности за преступления против жизни и здоровья личности; предупредить об обстоятельствах наступления ответственности в результате необдуманных действий; сформировать представления о наказаниях за особо опасные преступления.
Логика изучения темы определяется последовательностью раскрытия признаков преступлений против здоровья и жизни (они выделены жирным шрифтом в тексте учебного пособия). Целесообразно начать объяснение с анализа признаков такого преступления, как оставление в опасности. По вставке-заданию (стр. 109) учитель проводит беседу:
Почему оставление в опасности признается преступлением, ведь не было никаких действий, наносящих вред?
Какие виды бездействия вы бы отнесли к преступлениям?
Ответы на первый вопрос, как правило, основываются на представлениях о том, что бездействие может причинить вред человеку. Учитель приводит примеры о том, как туристы или альпинисты, бросавшие своих товарищей в беде, не предпринимавшие никаких действий для их спасения, признавались виновными в совершении преступления и несли уголовное наказание.
Уместно поставить вопрос о моральной и правовой оценке таких действий.

Задание для обсуждения
Представьте, что вы идете по льду замерзшего озера и видите в полынье голову утопающего. Вы подбегаете и узнаете в нем вашего заклятого врага, который сделал вам много недоброго. Какими будут ваши действия в случаях:
если существует уголовная ответственность за оставление в опасности;
если такой ответственности законом не предусмотрено.
Вопрос о других видах преступного бездействия обычно вызывает затруднения. Необходимо конкретизировать его примерами: уголовный закон признает преступными деяниями уклонение от лечения венерической болезни и злостное уклонение от оказания помощи родителям. Кроме этого, можно назвать и другие преступления, связанные с бездействием: злостное уклонение от уплаты алиментов или от содержания детей, неоказание помощи больному, неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие.
Специального рассмотрения заслуживает вопрос об ответственности за злостное уклонение от оказания помощи родителям. Лучше всего предложить ребятам подготовиться дома к разговору на эту тему: спросить у них о случаях преступного отношения детей к родителям. Пусть дети расскажут в классе об этих случаях, не называя фамилий.
Вряд ли дети и их родители приведут примеры применения уголовного наказания за это преступление. УК РФ между тем предусматривает за него наказание в виде исправительных работ на срок до 1 года. Приговор может быть вынесен, если ранее судом было принято решение об обязательной уплате средств на содержание нетрудоспособных родителей.
Важно, чтобы учитель нашел правильный тон разговора: без назидательных ноток, но с ясными нравственными оценками.
Глава 16 УК содержит несколько статей, устанавливающих ответственность за нанесение телесных повреждений, в том числе по неосторожности. Закон, таким образом, предупреждает об опасности безответственных, неосторожных, бездумных действий.
Полезно вновь обратиться к вставке-заданию (стр.22), чтобы конкретизировать представления учащихся о преступной самонадеянности и преступной небрежности.
Этих целей позволяет достичь выполнение задания 3 (стр.113-114). Вопрос об ответственности за автомобильную аварию решается следующим образом: хотя водитель и соблюдал правила дорожного движения, авария, имевшая тяжкие последствия, произошла по его вине в форме преступной самонадеянности. Шел дождь, водитель должен был предвидеть наступление опасных последствий, но легкомысленно надеялся их избежать. Возможно, суд учтет, что водитель потерял жену и искалечил собственную дочь. Будет назначено мягкое наказание (возможно, условное). Пострадали все, суд скорее всего не станет усугублять страдания искалеченной девочки, которая останется и без отца, если его лишат свободы.
Понятие преступная небрежность позволяет уточнить задание 1 (стр. 113). В данном случае основания для признания охотника виновным в нанесении тяжкого телесного повреждения в результате преступной небрежности отсутствуют. Учащиеся подчеркивают, что он должен был предвидеть опасные последствия своих действий. Это не так. Ружье, бесспорно, может разорваться, но предвидеть эту опасность охотник не имел возможности. Если уголовное дело по факту ранения будет возбуждено, то его закроют за отсутствием состава преступления, а суд оправдает стрелявшего.
Учитель в то же время должен понимать, что и эти ситуации неоднозначны, они требуют тщательного исследования. Задача суда – вникнуть во все обстоятельства уголовного дела, объективно оценить их при вынесении решения.
Убийство – наиболее тяжкое преступление против личности – рассмотрено в учебном пособии менее обстоятельно. Основной признак убийства – причинение смерти другому человеку (ст. 115 УК РФ) – очевиден.
Несовершеннолетние совершают это преступление относительно редко, но убийства, в которых участвуют подростки, всегда имеют широкий общественный резонанс. Анализ приведенных в учебном пособии фактов потребует от учителя особого такта. Учащиеся вновь встанут перед проблемой справедливости наказания за правонарушение.
Вопрос о смертной казни обсуждается в нашей стране и за рубежом давно. Он чрезвычайно сложен, поэтому учащиеся обращаются к нему в процессе изучения курса граждановедения неоднократно. На данном уроке рассматривается вопрос о том, справедливо ли карать за убийство лишением жизни.
Во вставке-задании (стр. 112) говорится о тюрьме, где содержатся преступники, смертный приговор в отношении которых был заменен пожизненным заключением. Задание позволяет поколебать уверенность многих учащихся в том, что смертная казнь по отношению к закоренелым преступникам должна применяться как можно чаще.
Попытайтесь объяснить, что жизнь священна и отнимать ее ни у кого нет права. Убитых все равно не вернешь. Убийство же самого преступника государством пользы не принесет, родственники жертв преступления подлинного облегчения не получат. Тяжелейшее состояние духа, раскаяние, угрызения совести, душевные страдания – соизмерима ли их тяжесть с мигом физической смерти? Если человек, осужденный на пожизненное заключение, мечтает о смерти, значит, есть страдания страшнее самой смерти. Одиночество, бессмысленное и бессодержательное времяпрепровождение, отсутствие перспективы – это и есть тяжкое наказание. Вот тогда-то и придут к лютому убийце прозрение, мысли о загубленных им людях, о своей собственной душе.

Ирина ГОРЕВА,
Николай МАРКОВ,
учителя граждановедения

Новоуральск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте