search
main
0

Свободу Юрию Деточкину! 50 лет назад завершились съемки фильма «Берегись автомобиля»

​Есть фильмы мимолетные – посмотрели и забыли. А есть вечные, которые можно смотреть бесконечно. И всякий раз находить что-то новое – в режиссуре, игре актеров, антураже.Один из таких фильмов – «Берегись автомобиля», съемки которого завершились 50 лет назад, в марте 1966 года. Целых полвека мы живем с этой замечательной лентой, но она нам ничуть не надоела. В который уже раз смотрим, но опять улыбаемся, грустим, вспоминаем…

Советский Робин Гуд Это была первая совместная работа двух замечательных «Э» – сценариста Эмиля Брагинского и режиссера Эльдара Рязанова. После этого они неизменно работали вместе. И все у них получалось замечательно – более трех десятилетий…Советский Робин Гуд не придуман, не взят с потолка. В шестидесятые годы бродила легенда о каком-то странном человеке, который угонял машины у людей, живущих, как раньше выражались, на нетрудовые доходы, – взяточников, спекулянтов, расхитителей социалистической собственности – и продавал их. А деньги переводил в детские дома…Где это было, никто не знает. То ли в Ленинграде, то ли в Одессе, а может, в Ростове-на-Дону. Но создатели картины решили поселить своего героя Юру с милой, «беззащитной» фамилией Деточкин в Москве. И вообще этот фильм очень «московский» – в нем то и дело мелькают знакомые места. Но узнать их нелегко – в то далекое время они выглядели по-другому. Но об этом позже… После того как Брагинский написал сценарий, Рязанов стал искать актеров. Многие удивятся, но в роли был утвержден Юрий Никулин. Но тот был занят в цирке, потому уехал на гастроли. А когда освободился, не проявил энтузиазма: «У меня ощущение, что я это уже сыграл». Тогда кто-то вспомнил о Смоктуновском. На первый взгляд идея была необычной – Иннокентий Михайлович недавно сыграл «Гамлета» в фильме Григория Козинцева. Но с другой стороны, принц датский – фигура трагическая и странная. С легким, так сказать, сдвигом…Автограф СмоктуновскогоПосле некоторых колебаний Смоктуновский согласился, но… внезапно заболел. Прислал телеграмму: «Сниматься не могу. Сохраните желание работать со мной до следующего раза».Рязанов горестно вздохнул и продолжил поиски актеров. Пробовал Леонида Куравлева, Леонида Быкова. Они были хорошими актерами, но без «сумасшедшинки». Как и Олег Ефремов, главный режиссер «Современника» и будущий худрук МХАТа. Роль Деточкина ему не дали, и он согласился войти в образ следователя Максима Подберезовикова. Сначала на эту роль планировался Юрий Яковлев. Но в фильме он так и не появился, его голос звучал – но как! – за кадром. В общем, все смешалось в «доме» Брагинского – Рязанова…Но что, черт побери, делать с Деточкиным? И режиссер, проклиная судьбу, отправился уговаривать больного Смоктуновского. Пришлось ехать куда-то под Ленинград, в жуткую, холодную погоду, под проливным дождем… «Супруга Смоктуновского – Суламифь – бросала на мужа презрительные взгляды, намекая этим, чтобы Кеша в своем больном состоянии не соглашался на мои уговоры, – вспоминал Рязанов. – Но она совершила непростительную ошибку. Она меня покормила омлетом. А единственное, что в тот момент могло меня выгнать из дома Смоктуновских, – это чувство голода».После многочасового штурма Рязанова «крепость» актера пала. Он согласился сниматься через месяц, когда поправится. Но режиссер проявил неслыханную дерзость – потребовал расписку, чтобы Смоктуновский не смог раздумать или отказаться. Но будущий «Деточкин» не стал роптать, а покорно подчинился, поставив на бумаге свой автограф.Герой нашего времени«Трагикомическая роль была для меня нова, – вспоминал Смоктуновский. – После князя Мышкина, Куликова в «Девяти днях одного года» и «Гамлета» мне хотелось шагнуть в новую область. Но вдруг не будешь смешон? Вдруг провал?..»Была и другая неувязка – накануне Иннокентий Михайлович сыграл Ленина в картине «На одной планете». Как после вождя мирового пролетариата играть угонщика автомашин? Но эту «нравственную» проблему как-то уладили, хотя председатель Госкино Алексей Романов был категорически против…Когда Смоктуновский смотрел кадры фильма «На одной планете», то, улыбаясь, говорил, что он в гриме больше похож не на Ленина, а на Вальтера Ульбрихта. Был такой важный политический деятель в ГДР… Специально для съемок в картине Рязанова Смоктуновский сдал на права. И с тех пор ездил только на «Волге», считая ее надежной машиной. Потом машину Деточкина – уже как такси – использовали в фильмах «Три тополя на Плющихе» и «Бриллиантовая рука».Кроме Смоктуновского, права – на вождение троллейбуса – получила Ольга Аросева, исполнившая роль невесты Деточкина Любы. Помните, как лихо гоняла она по столице машину с «усами»? Пассажиры даже не знали, что за рулем не профессиональный водитель, а известная актриса… Другие кандидатуры – Андрея Миронова и Анатолия Папанова – сомнений у Рязанова не вызывали. Они выступили в роли родственников-антагонистов. Дима Семицветов страшно боялся своего грозного тестя Семена Васильевича – отставного полковника. Но ловчить и спекулировать – он, если вы помните, работал продавцом комиссионки – не переставал… «Тогда этот персонаж олицетворял авторские антипатии, – вспоминал Рязанов. – А сейчас Дима Семицветов не только типичен, он попросту герой нашего времени. Чеховский Лопахин, доведенный до абсурда. Роль, честно говоря, была выписана нами с Э. Брагинским весьма однокрасочно, и требовался актер, который не просто сыграет то, что сочинили авторы, но еще и станет «донором», то есть обогатит роль своей индивидуальностью, выдумкой, мастерством». Смех и слезы Фильм получился великолепным – без всяких оговорок. Может, самым лучшим в творческой биографии Рязанова. Все персонажи выглядели ярко и достоверно. Скромный и застенчивый страховой агент, в прошлом шофер такси, Деточкин оказался непримиримым борцом за справедливость. Но поначалу он казался следователю Подберезовикову хитрым и изобретательным преступником…Волею судеб они знакомятся – оба играют в самодеятельном театре – и становятся друзьями. Перед арестом Деточкина он и Подберезовиков играют в одном спектакле. Это «Гамлет», между прочим, уже второй для Смоктуновского. После премьеры Деточкин с блаженной улыбкой уезжает в милицейском «воронке», вспоминая волнующие моменты спектакля. Вокруг него – букеты от благодарных зрителей. А рядом – суровые конвоиры. Смех и слезы…В этом фильме нет актеров, которые бы не оставили следа в зрительской памяти. Запомнились все, в том числе исполнители небольших ролей – мама главного героя (Любовь Добржанская), автоинспектор (Георгий Жженов), режиссер народного театра (Евгений Евстигнеев), начальник Деточкина (Готлиб Ронинсон), директор пивной Филипп Картузов (Сергей Кулагин). Это были замечательные лицедеи…Черно-белое прошлое МосквыФильм стал настоящей киноэнциклопедией московской жизни. В нем запечатлена старая, навсегда ушедшая столица. Ее черно-белое прошлое с неторопливыми пешеходами и спокойным движением транспорта…Семицветов, торгующий из-под прилавка дефицитной электротехникой, работает в комиссионном магазине на Сретенке. Там у Димы безуспешно пытается угнать машину Деточкин. Рядом с магазином – храм Успения Пресвятой Богородицы, который виден в кадрах. В советское время там располагался морской музей… В «Волге» Семицветова срабатывает сигнализация, и Деточкин убегает, оставляя в машине незадачливого отпускника, которого сыграл знакомый миллионам телезрителей по «Кабачку 13 стульев» актер Борис Рунге. Дима жил в районе Смоленского метромоста, там же был его гараж, откуда в конце концов страховой агент и угнал его «Волгу». Когда Дима вместе с соседом (Вячеслав Невинный) подходит к гаражу, за его спиной виден большой дом на набережной Тараса Шевченко. Там располагался магазин «Турист». Сцену, где Деточкин, решивший начать честную жизнь, выбрасывает в Москву-реку квитанции с почты и отчеты о «проделанной работе», снимали в районе Большого Устьинского моста. На заднем плане видна высотка на Котельнической набережной, где находился кинотеатр «Иллюзион». Заслуживает внимания дом, в котором проходили репетиции и спектакли самодеятельного театра. Это Дом культуры завода «Каучук» на Плющихе. В его зале и был сыгран «Гамлет». Свободных мест не было – в то время народные театры пользовались огромным успехом.Что же касается последней сцены, в которой отбывший тюремный срок Деточкин возвращается к Любе, то она снята на эстакаде Садового кольца. За спиной главного героя – станция метро «Парк культуры».  Сто рублей за шедеврФильм «Берегись автомобиля» вышел в прокат в сентябре 1966 года. Очень быстро количество людей, посмотревших картину в разных городах и весях страны, достигло двадцати девяти миллионов человек. Это была внушительная цифра, но в то время многие картины собирали и больше зрителей.Небольшое отступление. Каждую неделю на экраны Советского Союза выходило несколько фильмов – снятых в Москве, Ленинграде, на республиканских студиях и за рубежом. Где они демонстрировались, можно было узнать из огромной киноафиши, которую прозвали «сплетницей». На некоторые фильмы, которые прославляла народная молва, было очень трудно попасть… На кинофестивалях, проходивших в СССР, ленту Брагинского – Рязанова почему-то не очень жаловали. Однако за рубежом все было иначе – фильм «Берегись автомобиля» завоевал призы на фестивалях в Эдинбурге, Сиднее, Мельбурне, Картахене.Но все это будет потом. Ну а пока… 25 мая 1966 года согласно приказу председателя Госкино участники съемок получили денежные премии. Исполнитель главной роли Смоктуновский получил 100 рублей. Кроме того, актер, по опросу читателей журнала «Советский экран», был назван лучшим актером страны. Но это звание давало лишь моральное удовлетворение…Других участников съемок тоже поощрили, но скромнее. Ефремов получил премию в 70 целковых, Папанову дали 60, Миронову, Аросевой и Жженову – по 50. И четырьмя червонцами наградили Татьяну Гаврилову, которая сыграла в фильме Инну, жену Семицветова. Зато создатели картины могли гордиться тем, что многие цитаты из фильма вошли в народный фольклор. Повсюду люди – стар и млад – смеясь, повторяли слова героев: «Положь птичку!», «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Жениться нужно на сироте». Особенно часто слышалась фраза, которую выкрикнул на суде отставной полковник: «Свободу Юрию Деточкину!»Последняя ремарка. Грустно, но почти всех участников картины уже нет на свете. Ныне здравствуют лишь оператор Анатолий Мукасей, актрисы Галина Волчек – главный режиссер театра «Современник» – и Виктория Радунская. Первая сыграла роль посетительницы комиссионного магазина, вторая «работала» криминалисткой, помощницей Подберезовикова.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте