search
main
0

Свободой надо уметь пользоваться. Людмила ЧУРСИНА

Актриса театра и кино Людмила Чурсина создала целую галерею ярких образов. Ее роли в «Журавушке», «Донской повести», «Угрюм-реке», «Олесе», «Виринее», «Любови Яровой» и многих других фильмах стали классикой нашего кинематографа.

У ее героинь разные судьбы, но всех их объединяет необыкновенная сила характера и красота. Французская пресса однажды присвоила Людмиле Алексеевне титул самой стильной советской актрисы. Она гордится своей свободой и тем, что никогда не обманывала себя. Выпускница Театрального училища имени Щукина, народная артистка России Людмила Чурсина сыграла в кино больше 50 ролей.

– Людмила Алексеевна, у вас есть свой секрет счастья?

– Я не знаю ни одного универсального рецепта, да его и не может быть. Люди разные, у каждого собственное представление о счастье. Для себя же я уяснила одну простую истину: никогда никому не надо завидовать, и тогда будешь счастлив. У Анны Ахматовой есть строчки: «Я научилась просто жить…». Я тоже научилась этому. И считаю счастьем способность радоваться каждому дню, весне, любимой работе.

– Но вам ведь наверняка завидовали. Как же, приехала из периферии в Москву девочка с аристократическим профилем и покорила столицу.

– Все, что происходило и происходит в моей жизни, считаю обычным и закономерным. Я родилась в семье военного в Великих Луках во время Великой Отечественной войны. Это были страшные дни отступления нашей армии. Мне потом часто говорили, что я родилась в рубашке, так как едва не погибла. После войны мы часто переезжали из гарнизона в гарнизон. Жили на Кавказе и на Дальнем Востоке. В детстве никогда не мечтала о карьере актрисы, хотела конструировать самолеты. Школу окончила с золотой медалью. С подругой за компанию поехала в Москву. Я решила поступать в авиационный институт. Подруга, очень красивая девушка, подала заявление в Щукинское театральное училище. А так как там экзамены начинались раньше, чем в другие институты, то я тоже решила попробовать свои силы и предстала в нескольких турах перед приемными комиссиями в Школе-студии МХАТ, Щукинском училище и ВГИКе. Так как я не собиралась там учиться, все делала легко, уверенно: читала стихи, басни, отрывки прозы. В итоге была принята везде, а моя школьная подруга, к сожалению, не прошла. Пока училась, несколько раз порывалась бросить, но каждый раз что-то останавливало. После училища, которое окончила с красным дипломом, меня пригласил Рубен Николаевич Симонов в Театр имени Вахтангова.

– Но вас очень скоро закружило кино. Помните свою первую роль?

– Конечно. Это был фильм «Когда деревья были большими». Я тогда с таким восхищением смотрела на Леонида Куравлева, Юрия Никулина, Василия Шукшина, гордилась, что снимаюсь с такими необыкновенными актерами. В то время я очень стеснялась своего роста, считала себя нескладной. Как-то мой педагог мне сказала: «Людмила, Бог наградил вас многим, но ощущение такое, что вы живете с чувством «ой, извините, что я есть на свете». Наверное, это осталось с детства. Потом, конечно, профессия внесла свои коррективы.

– В «Олесе» вам, наверное, приходилось сдерживаться, чтобы не обвинили в излишней фривольности?

– Конечно, нам ставили жесткие рамки, но в картине была другая задача. На первом плане все-таки была ее непостижимая душа. Эротизм же я играла естественный, гармоничный. Теперь в этом смысле ситуация совсем другая…

– Вы не поддались на уговоры сняться в «Плейбое».

– Не поддалась. «Всякое сердце имеет свою стыдливость», – писала Наталья Гончарова. Русская культура всегда отличалась целомудренностью. Я не ханжа, мне приходилось на экране раздеваться, были и постельные сцены, но это никогда не являлось самоцелью. Режиссер обычно снимал такие сцены очень деликатно. И вообще, по-моему, свободой надо уметь пользоваться, будь то политика, искусство, слово или эротика.

– Вашим звездным часом можно назвать и роль Любови Яровой.

– Это трудная, сложная роль, неординарный женский характер. Тут и служение долгу, и бескомпромиссность, и щедрость в любви. И мне было очень радостно получить за Любовь Яровую премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

– Вы избегаете тем о своей личной жизни.

– Есть какая-то сфера человеческих отношений, в которые никому не стоит вмешиваться. Каждый сам решает, выносить или нет свою семейную жизнь на всеобщее обсуждение.

– Вообще-то вы отчаянная женщина. Все бросить и уехать в Ленинград…

– Потому что влюбилась в замечательного, талантливого режиссера Владимира Александровича Фетина (он известен по фильмам «Виринея», «Полосатый рейс», «Любовь Яровая» и многим другим). Именно он впервые снял меня в главной роли, да еще это была шолоховская героиня. За Дарью я получила свою первую награду за лучшую женскую роль. Владимир Александрович был самобытным, бескомпромиссным в творчестве и мягким человеком в жизни. К сожалению, он не мог отказаться от застолий, и это сослужило ему недобрую службу. Мне очень жаль, что сегодня этот человек незаслуженно забыт, и я мечтаю сделать или специальную передачу, или вечер его памяти.

– Ваши мужья были очень разными людьми.

– Это правда. Первый, как я уже сказала, был режиссером. Второй – океанолог, третий – дипломат.

– Последний ваш брак в свое время наделал много шума.

– Игорь Андропов, за которого я вышла замуж, был сыном генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова. Многие тогда говорили, что это с моей стороны «точно просчитанный шаг», в то время как я с генеральным секретарем даже не была знакома. С Игорем мы встретились у общих друзей. Оба были одинокими, я тогда только что рассталась со своим вторым мужем. Я восприняла Игоря таким, каким он был на самом деле. У него невероятная память, он прекрасно образованный человек, писал хорошие стихи, хотя, конечно, обладал сложным характером. Правда, и этот мой брак закончился разводом. Наверное, я постоянно что-то искала и не могла оберегать любовь, щадить ее, холить и лелеять. Прощать, понимать и беречь друг друга, к сожалению, учишься только со временем. Нам помешала, так сказать, проблема совместного существования двух сложившихся личностей. На компромиссы легко идешь только в молодости. В какой-то момент чего-то не смогла принять я, с чем-то не смог смириться он.

– Говорят, от своих мужей вы уходили с одним чемоданом.

– Так складывались обстоятельства, что мне никогда не приходилось рассчитывать на помощь своих мужей. Всю жизнь именно мне приходилось решать пресловутый жилищный вопрос. Уходя, оставляла мужу квартиру, и сама начинала все сначала.

– Вы сильная женщина.

– Приходится такой быть. В жизни я отнюдь не избалована. Веду домашнее хозяйство, хожу в магазины и на рынок, готовлю.

– А фирменное блюдо у вас есть?

– Поскольку мне пришлось какое-то время пожить в Грузии, то с удовольствием готовлю лобио, всякие острые соусы, всевозможные блюда из грибов. Правда, сейчас в кухне провожу мало времени, так как постоянно нахожусь в цейтноте.

– Что для вас означает театр?

– Это мой дом, моя семья, источник радости, порой и огорчений – все, что вбирает в себя слово «семья», где возможны и горькие моменты, и потрясения, но всех объединяет любовь. В нашем Театре Российской Армии, где я служу уже около шестнадцати лет, с одинаковой радостью играю самые разные роли.

– Знаменитая Аллея звезд напротив киностудии «Мосфильм» не так давно пополнилась вашим бронзовым оттиском на бетоне.

– По-моему, сама жизнь разберется, чьи части тела должны оставаться на полках истории. Но то, что на аллее остался мой след, мне, не скрою, очень приятно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте