search
main
0

Свободный выбор. Каждому ребенку – свой образовательный маршрут

Многим современным – и наверно, всем будущим – российским старшеклассникам можно позавидовать: имея возможность выбирать уровень изучаемых учебных предметов, элективные курсы и нужные факультативы, они еще в школе могут попробовать себя в различных видах деятельности, более или менее определиться в выборе будущей специальности, а не просто использовать драгоценные два года старшей школы, чтобы подготовиться к ЕГЭ или к институту. В этом заслуга профильной школы.

В Самарском регионе эксперимент по введению в старшей школе профильного обучения стартовал в 2004 году. Базовой площадкой стали школы городов Тольятти и Сызрани, активно включившиеся в эксперимент.

– Процесс создания настоящей профильной школы длителен, он не может осуществиться быстро, – размышляет Сергей Еремин, главный специалист отдела общего образования Министерства образования и науки Самарской области. – Сейчас наиболее продуктивна идея индивидуального образовательного маршрута (плана, траектории). Эксперимент показал, что профилей в школе может быть большое количество. И чем больше возможностей выбора у школьников, тем им интереснее учиться. Но организация большого количества курсов, факультативов возможна в школе, где старших классов не два и не три. Понятно, что учебное учреждение с одним старшим классом в параллели не сможет организовать достойное обучение по многим профилям. Такая школа может идти только по пути жесткой профилизации.

В Самарской области начался процесс укрупнения старшего звена, некоторые школы преобразуются в школы старшей ступени с большим количеством классов. И в этот эксперимент вступает все больше и больше городов. В Тольятти уже прекращен набор в первые классы в семи образовательных центрах, создающих на своей территории модель профильной школы. Так происходит в Сызрани, Новокуйбышевске… Через некоторое время многие сегодняшние общеобразовательные школы превратятся в основные, выпускники которых будут уходить в школы старшей ступени. Скорее всего, в такие школы будут принимать и восьми-, и девятиклассников (как в профильных лицеях).

– В селах система профильного обучения будет строиться примерно так же, как и в городах, ведь здесь число школ, готовых предоставить большое разнообразие элективных курсов, факультативов, очень ограниченно, – рассказывает Сергей Еремин. – Поэтому на селе школы тоже будут укрупняться, и учащиеся будут заканчивать обучение в образовательных центрах. В 2002 году в сельских районах было 334 средние школы. В связи с ухудшением демографической ситуации и с переходом на профильное обучение число школ уже уменьшилось почти до 300, средние школы реорганизованы в основные. А в сельских образовательных центрах Самарской области уже обучаются около 2/3 всех учащихся.

Есть еще один вариант создания системы профильного обучения – организация сетевого взаимодействия между несколькими учебными учреждениями. Можно сделать так, что основное количество учебных предметов, факультативов и курсов будет преподаваться в одной школе, а остальные – в другой. Возможно наладить дистанционное взаимодействие между школами через интернет. Но для города все же менее затратно и более эффективно создавать школы старшей ступени, считают в Министерстве образования и науки Самарской области.

В Самарской области с 2004 года активно включились в эксперимент по введению профильного обучения города Тольятти и Сызрань. В Тольятти в сентябре 2004 года начали работать 7 образовательных центров, реализующих индивидуальные учебные планы.

Тольяттинская гимназия №39 «Классическая» выдержала своеобразный конкурс, чтобы иметь право участвовать в эксперименте: на роль экспериментальной площадки претендовала не одна из 90 школ города.

– Наша гимназия 12 лет существовала как многопрофильный лицей. Мы даем высокое качество знаний, большой процент поступивших в вузы, – рассказывает директор Захаренко Неонила Семеновна. – Каждый год у нас есть «стобалльники» по результатам ЕГЭ, а этим может похвастать не всякая школа. В этом году на двух наших выпускников «претендовали» МГИМО и МГУ. Вот какие дети у нас учатся!

Эксперимент по открытию профильных классов проходит в гимназии второй год. Здесь уже прекратили набор в первые классы.

– У нас есть «изюминка», – рассказывает Неонила Семеновна. – Своим ученикам мы предлагаем выбор предметов на трех уровнях: базовом, расширенном профильном и углубленном.

Ребенок составляет свой учебный план, куда должны войти все предметы, но в разном количестве. 4 часа из 36 занимают элективные курсы. В гимназии «Классическая» почти у 70 учеников свой собственный, неповторимый, не похожий ни на чей учебный план.

– У каждого нашего ученика есть книжка, где расписана вся его индивидуальная образовательная траектория, – сообщает Неонила Семеновна. – И он расписывается за свой план, несет ответственность за его выполнение.

С первого сентября в гимназии начинаются презентации элективных курсов (ученики обычно из 22 курсов выбирают 15-16). В будущем ребенок будет выбирать и учителя, считают педагоги. Иногда выясняется, что ученик ошибается в определении своего уровня. Это происходит довольно часто, и это нормально, уверяют учителя. 23 ноября в гимназии – своеобразный «Юрьев день», когда можно изменить свой учебный план и уйти к другому учителю. В этом учебном году это сделали около 40 учеников.

– И это прекрасно! – говорит Неонила Семеновна. – Вопросов нет, переходите, пожалуйста, на другой уровень. Ученикам надо давать право выбора. И у нас в гимназии никто не указывает ребенку, что он выбирает не то. Наверно, только так мы сможем дать нашим детям то, что нужно им, а не нам.

В гимназии существует единый десятый класс с приблизительным делением на группы, ведь на разные уроки все ходят вперемешку. Есть группа гуманитариев, есть те, кто склоняется к естественным наукам, некоторые старшеклассники группируются вокруг любимого классного руководителя. С составлением расписания в гимназии нет проблем: почти всегда учебный день начинается со второго урока – весь 10-й класс идет заниматься одним предметом, ученики разделяются по подгруппам в соответствии со своим уровнем. И так по всем предметам. Первый и шестой уроки отводятся на индивидуальные курсы. Иногда у гимназистов бывают «окна». Возможностей провести свободный урок множество: комната эмоциональной разгрузки, столовая, медиацентр и читальный зал. Кому что нужно.

– Ученикам нравится такая система, потому что у них есть выбор, – сообщает Неонила Семеновна. – Раньше они не понимали, почему учатся так, а не иначе, а сейчас их это устраивает.

Конечно, при реализации эксперимента по введению профильного обучения есть и будет множество проблем. Например, переобучение учителей, укрепление материально-технической базы, экзамены, подбор учебников.

– Большая проблема – экзамены, – считает директор «Классической». – Дети, изучающие предметы на разных уровнях, не должны сдавать экзамен в одинаковой форме в обязательном порядке. Но, несмотря ни на что, за профильными школами – будущее. Надо, чтобы в старшие классы дети уходили в особые школы.

Сейчас в Тольятти еще две школы работают так же, как гимназия №39. А в новом году, может быть, так будут работать все семь образовательных центров, участвующих в эксперименте по профильному обучению.

– Сегодня можно говорить только о первых итогах работы по предпрофильной подготовке и профильному обучению, основные результаты по понятным причинам отодвинуты во времени. Тем не менее как об устойчивой тенденции можно говорить о том, что идея профильного обучения в сознании тольяттинских школьников все больше ассоциируется с категориями свободного выбора и активной жизненной позиции, – считает Платонова Татьяна Николаевна, главный специалист отдела общего образования Департамента образования мэрии городского округа Тольятти.

Несмотря на существующие проблемы, около 80% старшеклассников, опрошенных городским Ресурсным центром, говорят о своем положительном отношении к профильному обучению. 76% десятиклассников, обучающихся в профильных классах образовательных центров, заявили о своей полной уверенности в правильности сделанного выбора, сожалеют о своем выборе – 3%, пока не определились – 21%. Основными преимуществами профильного обучения выпускники профильных классов г.Тольятти называют помощь в определении сферы своей будущей профессиональной деятельности, а также сокращение затрат времени на непрофильные предметы. Результаты первых лет работы профильных программ убеждают в том, что в старшую школу, в профильные классы, сегодня идут совсем иные молодые люди, цели которых не замыкаются только на результатах ЕГЭ и поступлении в вуз, которые стремятся детально спланировать свой образовательный и жизненный маршрут.

Самарская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте