Проблем в образовании достаточно, они хорошо известны. Но все-таки определить главную из них – значит отыскать архимедову точку опоры, с помощью которой можно было бы создать рычаги для решения остальных.
Все образование упирается только в одно – в личность учителя. В личность директора, ректора, министра, учителя начальных классов. Всему, что я в жизни получил, я обязан в первую очередь учительнице начальных классов Серафиме Петровне Полетаевой. Учился в войну, мне было семь лет. Эта женщина научила меня не только грамоте и письму, она научила главному – снимать шапку, когда входишь в помещение, вставать, когда входят старшие, мыть руки. Научила любви к знаниям. Была война, бескормица, у меня арестовали отца, заниматься мною было некому. Была еще одна учительница, ей я тоже обязан буквально всем. Я не говорю об университетских педагогах и преподавателях. Их дело было уже вторичным, они пришли на “размятую” почву… Когда я учился в восьмом классе средней школы, пришла к нам выпускница МГУ Тамара Ивановна Хургина. Видимо, она оказалась впервые в школе и не очень отчетливо представляла себе, как надо преподавать. Она учила нас не как школьников, а как студентов, мы записывали какие-то лекции… Но в результате у меня оказался прочитанным Гоголь, я с карандашом прочитал Толстого. В школе я получил базу для дальнейшей учебы. Эти две женщины мне запомнились, потому что были личностями, все остальное тонет в тумане.
Беда нашего образования в том, что не хватает личностей. Если парень или девушка “нарываются” на природного педагога – слава Богу! Дело не в оплате. Не во времени. Во внутреннем характере человека, в умении его служить, в умении искать в этом свой интерес. Школа, особенно начальная, – это самая серьезная ступень в жизни человека. Все это пустые разговоры – о перегруженности детей, о том, что в школе должна быть игра. Учеба – это трудно и должно быть трудно.
Молодого человека, который покидает стены школы или вуза, я вижу в идеале, во-первых, с развитым чувством совести, во-вторых – с удивительной жаждой знаний.
Ни вуз, ни школа практически не дают знаний, только навыки, как пополнять их. По идее, вуз должен давать точную профессиональную ориентацию, чтобы человек знал, где что посмотреть. Чтобы хотелось всю жизнь “лазить” в энциклопедии, справочники, в специальную литературу.
Существует взгляд на преподавание литературы как на изучение совокупности приемов, с помощью которых строится произведение. С другой точки зрения, в произведении видят только средство для воспитания человека. В школе надо изучать текст. Надо пытаться, чтобы школьник почувствовал не образы, а красоту и силу слова. Надо, чтобы он полюбил не писателя, а его вымышленные образы, им созданные. Чтобы школьник или студент понял ту этическую красоту, что всегда стоит за литературой.
Современному школьнику я хотел бы дать один практический совет – не лениться в эти годы. Все, что ты сделаешь сейчас, останется с тобою на всю жизнь. Чем больше сделаешь сейчас, тем жизнь твоя будет легче и интересней. Умей трудиться именно в молодости. Молодость дана не для гулянья. Да, оборачиваясь на прожитые годы, я вижу, что лучшие из них просидел в Библиотеке имени Ленина. Но сейчас я счастлив, что не потратил их даром.
Сергей ЕСИН, писатель, ректор Литературного института им. Горького
Комментарии