search
main
0

“Свободно конвертируемое” образование

Уже седьмой год 11-я воронежская школа имени А.С. Пушкина принимает экзамены в форме экстерната. Это самая обычная городская школа, только каждое лето здесь вручают аттестаты как своим выпускникам, так и тем, кто догоняет или, наоборот, опережает своих сверстников в освоении школьной премудрости. Прошедшим летом таких набралось 32 человека, а всего за последние годы их – 205, причем 10 получили свидетельство об окончании девятого класса, а остальные – аттестаты о полном среднем образовании.

Когда я поинтересовалась у нескольких молодых воронежцев, что им известно об экстернате, один особо разговорчивый собеседник заявил, что это понятие пришло к нам из времен, когда будущие вожди трудового народа, подгоняемые революционной ситуацией, спешно заканчивали университеты за пару лет. Сейчас, мол, это никому не нужно, тем более в школе. После моего общения с Екатериной Киселевой, директором 11-й школы, стало ясно, что дела обстоят совсем не так.

Во-первых, далеко не каждая, а точнее, только одна школа в Воронежской области имеет право работать с экстернами. Таково распоряжение комитета по образованию. А во-вторых, на место вождей пришли обыкновенные юноши и девушки, по разным причинам обратившие свои взоры на экстернатуру.

– В основном, – рассказывает Екатерина Ивановна, – это парни из числа тех, от кого школа после девятого класса старательно избавляется. Ребята возвращаются из армии и понимают, что без среднего образования им просто деваться некуда. Большинство не прочь устроиться в милицию, но туда берут только после одиннадцатого класса. Многие приходят с незаконченным средне-специальным образованием, со справкой, где указано, сколько часов прослушал он по каждому предмету. Я беседую с каждым абитуриентом. Если у него в справке 240 часов стоит, а надо 270, то мы разрешаем не сдавать экзамены. Выставляем оценку, которую он получил в техникуме, чаще всего это тройка. А если разница в часах большая – иди готовься и пересдавай. Одиннадцатиклассники обычно сдают от восьми до четырнадцати экзаменов, по основным дисциплинам. Не обязательны только физкультура и ОБЖ, а математику и сочинение пишут в любом случае, сколько бы часов ни было.

Справляются не все, иные даже до экзаменов не дотягивают. С первого февраля по пятнадцатое апреля школа принимает у экстернов документы, а потом начинаются консультации. Как говорит директор, приходить на них или нет – каждый решает сам. “Мы возиться и двоечников уговаривать не будем”.

Между прочим, далеко не каждого педагога допускают к работе в системе экстерната. Как сказала Екатерина Ивановна, только самых опытных, умеющих хорошо ладить с людьми и вести занятия как с подготовленными учениками, так и с бывшими любителями двоек, которые к тому же успели многое подзабыть. Интересная подробность: в последнее время среди экстернов появились “американцы” – наши российские дети, уезжавшие на учебу в США, а по возвращении вынужденные подтверждать полученные за границей знания. Хочешь не хочешь, а приходится.

Не так давно молодые люди из Сирии пожелали сдать экзамены за курс нашей средней школы и получить аттестаты. Но пока ничего у них не вышло, подготовка не та. Честно говоря, директор даже не представляет, по каким критериям следует сверять знания, полученные ими у себя на родине, с нашими. Тут часы не высчитаешь.

Между прочим, если исходить из оплаты, которую государство назначило учителю за дополнительную работу с экстернами, то выходит, что на занятия с каждым из них вместо часа педагог должен затрачивать 20 минут. Чему можно научить за это время молодого человека, который последний раз писал сочинение пять лет назад, задолго до армейской службы? Но совесть требует делать дело хорошо, выкладываясь на все сто, не считаясь со временем. Поэтому все чаще учителя заговаривают о платном экстернате. Пока же, по словам директора, при заключении договора с экстерна берут деньги только в одном случае – если он пользуется учебниками из школьной библиотеки. Но это не покупка книг, а залог, который школа возвращает молодым людям по окончании учебы. Библиотечными учебниками пользоваться совсем не обязательно – хочешь, покупай свои в обычном магазине.

– На самом деле, – продолжает Екатерина Ивановна, – платные услуги в школе – целая проблема. Слишком много хлопот и нервов, а результат – минимальный. Разумнее было бы повысить почасовую оплату труда педагогов, работающих в экстернате.

Татьяна МАСЛИКОВА

Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте