search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Свобода выбора ученика и учителя истории

Очень часто учителя истории в силу специфики своего предмета оказываются на переднем крае при решении острых проблем современности. И, разумеется, каждый учитель постоянно ищет новые, более интересные, результативные формы и методы работы.

Однако получение максимальной отдачи часто зависит не столько от выбора форм, сколько от принципа организации учебной и внеучебной деятельности. Именно такой подход к делу позволяет превратить любую форму работы в высокоэффективную. Принцип свободы выбора, на мой взгляд, мог бы стать отправной точкой в организации внеклассной деятельности.Этот принцип основывается в первую очередь на том, что подросткам 13-15 лет присущи возрастные особенности, в частности стремление к независимости и самостоятельности. Наши же школы всегда страдали и продолжают страдать от избытка авторитарности. Иными словами, педагог привык давать готовые ответы на все вопросы и готовые рецепты на все случаи жизни. В результате процесс формирования мнений, отношений, оценок, нравственных идеалов, мировоззрения частично подменяется навязыванием школьникам чужих мнений, суждений и идеалов. Учитель усердствует в достижении своих педагогических целей, ученик как может инстинктивно сопротивляется. Нетрудно догадаться, к чему может привести такое противостояние. История знает немало примеров, когда кто-то знающий или претендующий на знание истины силой пытался навязать ее обществу. В конечном счете подобная тактика еще никогда никому не приносила успеха.Так как же помочь подростку? Как научить его решать проблемы и принимать правильные решения? Вот задача из задач. Разумеется, педагогу далеко не все равно, какую позицию займет ученик. Поскольку решать каждую поставленную проблему каждый должен сам со всей ответственностью за принятое решение. Только тогда мы, взрослые, сможем быть уверены в прочности полученного результата, в том, что слова, произнесенные в стенах школы, действительно стали убеждениями ученика, и он, выйдя за порог школы, сохранит свои взгляды и будет руководствоваться ими в жизни. Большие возможности для решения подобных педагогических задач открывает перед педагогами использование в работе такой формы, как дебаты. В нашей школе клуб «Дебаты» работает уже 4 года.Идея использования дебатов в учебно-воспитательном процессе далеко не нова. Диспуты как формализованные обсуждения были еще в российской системе образования XVIII века. Однако именно сейчас они могут стать весьма эффективной педагогической технологией. Особенно эффективно эту технологию может использовать система дополнительного образования, так как наибольшую пользу она приносит при систематической работе.Ни для кого не секрет, что школьная программа не предусматривает обучение искусству устной речи. Из-за этого публичные выступления у многих школьников вызывают стресс, а уж обсуждение спорных тем и тем более. Некоторые дети даже не пытаются высказывать или отстаивать собственное мнение. Другие же, напротив, в разговоре ведут себя агрессивно, не считаются с мнением своих партнеров. Регулярное участие ребенка в дебатах позволяет решить эти проблемы. Они также способствуют созданию устойчивой мотивации обучения – освоение учебного материала становится личностно значимым для каждого учащегося, стимулирует его поисковую, творческую и ораторскую деятельность. Дебаты позволяют решать:    обучающие задачи, так как способствуют закреплению и актуализации полученных ранее знаний и навыков (в частности, навыка устной речи), овладению новыми знаниями, умениями, навыками;    развивающие задачи, так как способствуют развитию лингвистических, коммуникативных, интеллектуальных и творческих способностей; дебаты развивают логическое и критическое мышление, позволяют формировать системный подход к проблеме, учат выявлять общую взаимосвязь событий и явлений и видеть их причинно-следственные связи, помогают понять наличие множества аспектов рассмотрения проблемы, позволяют повышать общую культуру личности;    воспитательные задачи, так как способствуют формированию общей культуры, морали, нравственности, признанию множественности подходов к решению проблемы, воспитывают уважение к оппоненту и учат решать проблемы мирным путем;    коммуникативные задачи, так как способствуют формированию личности в целом, поскольку процесс дебатов протекает в межличностном общении, совместной деятельности и воспитывает уверенность в себе вкупе с умением вести диалог, дебаты помогают более успешной адаптации личности в современном обществе.Однако участникам всегда следует помнить и понимать, что дебаты – это своего рода игра или «соревнование играющих, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыша, победы)».Следовательно, вне зависимости от того, по какому формату проводятся эти игры-соревнования (командные или индивидуальные), все они при огромном количестве достоинств обладают одним, но весьма существенным недостатком – заформализованностью. Чтобы этого избежать, главным принципом дебатов должна быть свобода слова, воли, выбора. В дебатах не должно быть команд в «спортивном» стиле, не должно быть судей и прокуроров, не должно быть победителей и проигравших. Зато должен быть поиск истины, стремление понять других и себя, найти ответы на вопросы. Такие дебаты многому детей научат и в нравственном, и в личностном плане.Для достижения этих целей в процессе организации дебатов следует выделять некоторые этапы:    Развитие коммуникативных и ораторских навыков. Теория и практика. Эту работу желательно вести систематически в рамках кружковой или факультативной деятельности.    Выбор темы. Тема должна быть не просто спорной, а социально значимой и актуальной.    Подготовительная работа педагога с детьми. Цель этого этапа – донести до подростков значимость и сложность проблемы, ни в коем случае не навязывая им какой-либо точки зрения.    Подготовительная работа учащихся. Она заключается в самостоятельном исследовании вопроса каждым участником, написании (небольшой или большой) работы на эту тему (с изложением его предварительной позиции) и подготовке аргументированных выступлений по проблеме.    Подготовительная деятельность рабочей группы. На этом этапе предполагается совместная деятельность учащихся и педагога, которая включает в себя:- изучение общественного мнения по данной проблеме (учителя, родители, соседи, прохожие);- подбор экспертов, которые могли бы принять участие в дебатах;- подбор аудио-, видео- и других материалов, имеющих отношение к проблеме и способных повлиять на становление взглядов школьника;- разработка плана проведения дебатов (это, как правило, ряд вопросов, последовательное обсуждение которых позволяет всесторонне обсудить проблему и сделать дебаты динамичными и целенаправленными);- подготовка места проведения дебатов, которое должно быть таким, чтобы обеспечить участникам не просто возможность высказываться, но и сделать наглядными непосредственные результаты, то есть показать, к какому выводу пришли учащиеся к концу дебатов.    Собственно проведение дебатов. Оно представляет собой, с одной стороны, свободную, с другой – четко организованную и направляемую ведущим (лучше всего педагогом или специалистом по проблеме, так как это требует хорошего знания вопроса, организационных и ораторских навыков) дискуссию с использованием различных подготовленных рабочей группой материалов и участием экспертов.    Подведение итогов. Это важнейший этап, который заключается в том, что у каждого участника дебатов, включая тех, кто не выступал, должна быть возможность выработать свою позицию и, что не менее важно, возможность изменить ее под влиянием услышанных аргументов. Желаемый результат, таким образом, достигается не давлением на школьника, а самим способом организации, ходом дебатов.Такие формы работы могут помочь учителю в решении целого ряда значимых образовательных, развивающих и воспитательных задач, ориентированных на личностный подход к каждому учащемуся и позволяющих педагогу дифференцированно работать в зоне ближайшего развития каждого ребенка.А.БАНЧИКОВА, заслуженный учитель РФ, учитель истории гимназии №1290

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте