В храме Христа Спасителя и в Московском психолого-педагогическом университете в рамках XVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования» под председательством архиепископа Петропавловского и Камчатского Игнатия прошла конференция «Психология воспитания и образования современного человека: диалог со святоотеческой традицией». Участники двух секций – «Проблемы современного воспитания и образования детей и молодежи и возможности их решения в контексте святоотеческого духовно-нравственного подхода» и «Теоретические и методологические проблемы интеграции святоотеческого и научного подходов к постижению внутреннего мира человека» – обсудили такие вопросы, как: «Православное мировоззрение как нравственный фундамент современных научно-психологических исследований развития человека», «Категориально-понятийный аппарат святоотеческой и научной психологии: возможности взаимоинтерпретации», «Психологические аспекты святоотеческого учения как теоретическая и методологическая основа духовно-нравственного воспитания и образования», «Проблема интеграции святоотеческого и научно-психологического подходов для формирования единой концепции духовно-нравственного воспитания в школе», «Проблема использования достижений научной психологии для создания системы воспитания и образования современной молодежи в духе православной отечественной традиции», «Проблемы взаимосвязи духовного и психического здоровья подрастающего поколения», «Проблема методов психологического анализа святоотеческих и философско-религиозных источников», «Проблемы создания системы переподготовки психологов, педагогов и воспитателей для преподавания основ религиозной культуры в светских образовательных учреждениях разного уровня», «О нравственном служении педагога и проблеме духовного становления его личности», «Проблема использования психотерапевтических методов в работе с отклонениями в развитии духовного плана личности». Были обсуждены образовательные программы духовно-нравственного воспитания, разработанные в контексте святоотеческой психологии, а также результаты практической работы в русле духовно ориентированной психотерапии и православного душепопечения. С докладом «Святоотеческий подход к развитию личности» выступил архиепископ Петропавловский и Камчатский ИГНАТИЙ (Пологрудов).
«Среди множества катастроф, которыми славен и угрожает нам ХХ век, одной, главной и часто скрываемой от глаз, является антропологическая катастрофа». Эти слова известного философа Мераба Мамардашвили вряд ли кто-либо из нас станет отрицать. Кроме, пожалуй, того утверждения, что эта катастрофа часто скрыта от глаз. Она очевидна и с неумолимой беспощадностью свидетельствует, что глобальные экологические, экономические, политические, демографические и иные проблемы из нее исходят и ей последствуют. Вот мнение членов экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси: «История однозначно подтверждает тот факт, что пути разрешения политических, экономических, гуманитарных проблем современного человечества следует искать не только в плоскости перераспределения материальных ресурсов или улучшения управленческих технологий, но и в духовной сфере».
Антропологическая катастрофа – это катастрофа человека, и не столько в биологическом, социальном, культурном или интеллектуальном аспекте (все это также следствия). Причина в другом – в духовной деградации человека. Все человеческие проблемы имеют духовные корни. А раз так, то и поиск их решения необходимо искать на тех же путях – глубинного духовного, а значит, религиозного исследования. «Постижение этого – залог физического и морального выживания современного человечества».
Почему религиозного? Разве современная психология не занимается духовными проблемами? Вот свидетельство одного из известных современных отечественных психологов Виктора Слободчикова: «Научная психология (в своей исследовательской, теоретической части) лишь приглядывается, осторожно примеривается к духовной ипостаси человека, само существование которой в отечественной психологии из идеологических соображений вообще отрицалось. А если и допускалось, то лишь в виде продуктов культуры, форм искусства, норм общежития и др. Психология искусства, психология религии были скорее «психологической археологией», которая по вещественным останкам пыталась восстановить духовное творчество коллективных субъектов, но не духовную ипостась конкретного человека. И хотя существовала традиция относить психологию к наукам о духе, но собственно психологии духовности так и не было построено».
В Библии, и прежде всего в Новом Завете, во всей полноте изложено учение о человеке: его происхождении, предназначении, природе, личности, смысле и цели его жизни. Кроме того, здесь подробно описаны пути и средства к достижению жизненной цели, все возможные препятствия и способы их преодоления в жизни и творениях святых отцов. Это знание раскрывалось на протяжении двух последующих тысячелетий и составило единую науку – христианскую антропологию.
В христианской антропологии существуют две фундаментальные категории: природа и личность. С их помощью вполне раскрываются и осмысливаются понятия «Бог» и «человек». О природе видимого мира, человека, божества достаточно много писали древнегреческие философы.
Внимание к личности как к феномену, главному качеству Бога и человека, а также сам термин «личность» возникли именно благодаря христианству, трудам великих каппадокийцев – святых Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. В некоторых работах на основе сравнительного этнопсихологического и исторического анализа утверждается, что на дохристианском Востоке и в Европе, даже в греческой цивилизации, личности в прямом смысле слова не существовало. Христианство впервые обратилось к человеку, а не к человечеству, роду, полису. Петр Чаадаев даже шутил по этому поводу: «Христианство обращается именно к личности. Если же оно было полезно человечеству, то произошло это по недосмотру».
Что же такое личность? К настоящему времени в научной психологии на этот предмет существует столь великое множество различных взглядов, точек зрения, концепций, что даже для краткого перечисления их потребовалось бы несколько часов, а то и дней. Причина тому, на мой взгляд, весьма проста: наука рациональна, научные методы основаны на законах материального мира. Личность же – явление мира духовного, она не поддается холодному, рассудочному изучению. Ее нельзя изучить, она может раскрыться. Сама. Кому пожелает.
А как определяют это понятие христианская антропология, святоотеческое учение? С этой точки зрения вопрос «Что есть личность?» просто некорректен. Личность есть не «что», а «кто». На вопрос «Что?» отвечает природа. Само по себе личностное бытие бескачественно. Все характеристики, параметры и качества относятся к природе; она то, что действует; она то, что объединяет разных лиц в одно понятие – человек. Или Бог. Личность же – это, собственно, тот субъект, который и обладает всеми природными свойствами, кто ими владеет и развертывает в реальном бытии. Личность объемлет природу, пребывает во всей природе без исключения: тело и мысли, эмоции и волевые акты освещены и пронизаны личностным светом.
Не вызывает сомнения тот факт, что человеческая личность вызревает лишь в межличностных отношениях. Подлинное человеческое бытие не замкнуто само на себе. Человек не станет лицом, личностью, пока он не обращен лицом к другим, не смотрит им в глаза, не позволяет им смотреть в свои. Он становится таковым в ту меру, в какую воспринимает и приветствует других в качестве личностей.
Очень важна здесь мысль замечательного русского психолога и богослова В.Снегирева. В современном переложении она звучит примерно так: если осознание своей собственной личности смутно и неопределенно, таким же будет восприятие личности другого; если же человек ясно и четко осознает свою личностность, ее свойства, ясно и определенно возникает представление реальности, особенности и свойств личности другого.
Но в парадигме православной антропологии абсолютная, совершенная Личность – Иисус Христос. Только с Христом, после Христа и во Христе стала открываться человечеству тайна личности, посему Его личность находится в центре антропологии и святоотеческой психологии. Только во Христе осуществляются истинные личности, пока человек не отдаст себя Ему, он не сможет обрести своего истинного «я». Поэтому для человека так важно общение не только с другим человеком, но прежде всего с Богом. И еще потому, что между Христом и каждым из нас есть связь онтологическая: человек сотворен по образу и подобию Божию. Этот факт – основной атрибут личности. Имея в своей душе Божии свойства, человек призван к их развитию и совершенствованию до уподобления Богу.
На основании личности совершается развитие, но личность – это та цель, к которой все направлено. Смысл человеческого бытия состоит в освобождении личности от влияния природы и ее полном раскрытии в Боге.
Православное богословие всматривается в человеческую личность вот уже две тысячи лет. Оно указывает, что ее существенные качества – благоговение перед Богом («страх Божий»), стремление к Нему, совесть, свобода, жертвенность, любовь, сознательность.
Благоговение перед Богом. Это состояние возникает естественным образом, когда личность сознательно или неосознанно ощущает величие, совершенство, любовь Божества и свою ограниченность и слабость.
Стремление к Богу, поиск Его обусловлены тем, что каждый из нас сотворен по подобию Создателя. А это значит, что каждый имеет онтологическую потребность к личностному совершенствованию, которая и проявляет себя таким стремлением. «От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с ним пребывая союзе и сочетании, в нем успокаивается. Когда достигнет сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все… ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. И так без конца». Совесть. В личности человека онтологически присутствуют стремление к святости, правде и добру, а также критерии личностного соответствия им. Совесть «указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнять то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель».
Свобода. «Совершенная личность во всех своих решениях совершенно сознательна: она свободна от всякого принуждения, от всякой природной необходимости». Отметим особо, что человек иерархичен, и его правильное устроение состоит в том, что личность определяет развитие природы, ее свойств и качеств, а не наоборот.
Жертвенность – прямое следствие свободы. Она заключается в способности и внутренней необходимости отдавать то, что существенно важно мне самому. «Совершенство личности заключается в отдаче. Как от природы «отличная», как «неприродная», она выражает себя в отказе от бытия для самой себя». Всякая личность, желая себя утвердить, приходит только к раскалыванию природы, к частному, индивидуальному существованию». «Личность – не самость и совершается только через победу над самостью, которая и есть смешение личности с природой в нравственном плане».
Любовь. О ее главном отличительном качестве говорит Спаситель: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Только та личность, которая освободила себя от своей природы, которая не замкнулась на себе (подобно стружке, завитой вокруг пустого места), способна любить Бога и ближнего больше собственной природы и собственной жизни.
Сознательность. «Путь соединения с Богом не бессознательный процесс. Этот путь предполагает непрестанное трезвение ума, постоянное усилие воли… Евангельское наставление о бодрствовании, о противлении сонливости – основная тема всего восточного подвижничества; оно требует от человеческой личности полной сознательности на всех ступенях своего восхождения к совершенному единству с Богом». В совершенной личности нет места для бессознательного, инстинктивного, непроизвольного; все пронизано божественным светом, усвоенным человеческой личностью, ставшим ее собственным качеством по дару Святого Духа. Более того, бессознательность есть один из первейших признаков греха.
Комментарии