search
main
0

Свобода – основа творчества и успеха. Мнение юного гражданина

Что может сделать человек, чтобы общество развивалось по пути прогресса? Какие условия необходимы для развития и совершенствования человеческого общества, для движения его от простых и низших форм к более сложным и высоким? Зависит ли вообще общественный прогресс от действий человека?

«Прогрессировать можем только мы,человеческие индивидуумы, и мы можемделать это, защищая и усиливая тедемократические институты, от которыхзависит свобода, а вместес ней и прогресс».К.Поппер

Этими вопросами задавались многие философы, политики, общественные деятели нашего прошлого. Но решение так и не было найдено, хотя идей было много. Французские просветители считали, что общество пойдет по пути прогресса только при развитии человеческого разума. По мнению А.Сен-Симона, – при высокой нравственности, приближенной к раннехристианским идеалам, по Г.Гегелю – при сознании свободы, по К.Марксу – при развитии производительных сил.

Конечно, каждый их них в чем-то прав, но если человек будет стремиться идти только по предложенному пути, напрочь забывая про другие показатели, повышающие общественный прогресс, то успехи в данном направлении могут вызвать регресс в другом. Ведь существуют же страны, где высокий уровень материального производства одновременно сочетается с полной деградацией духовной культуры. Получается типичный замкнутый круг, где прогресс в одной сфере общественной жизни преследуется неизбежным регрессом в другой сфере.

Но возвратимся в наши дни, дни верховенства человека. Сегодня, в ХХI веке, главнейшей ценностью во всех государствах мира является человек. А охрана его прав и свобод – первостепенная задача общества и всего мира. Именно человек способен к преобразованиям не только своей жизни, но и всего общества, только благодаря ему оно не стоит на месте и постоянно развивается. Но совершенствовать его можно только при наличии свободы. Свобода выступает необходимым условием человеческого развития. Действительно, само существование возможно, если человек имеет знания о своих способностях, возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может выразить и реализовать себя. Чем шире возможности, тем свободнее сама личность, тем больше вариантов деятельности, где могут раскрыться ее потенциальные способности. А вместе с процессом происходит развитие и самого человека. Он обогащается, вырастает духовно, нравственно. Свободно развиваясь, человек раскрывает свои важные качества – творческие, интеллектуальные, нравственные. Только при таких условиях можно найти себя в этом огромном мире, понять свое предназначение. Почувствовать себя Человеком с большой буквы, способным преобразовывать себя, свой внутренний мир, а затем и внешний мир в лучшую сторону, создавать нечто качественно новое, ранее неизвестное, заниматься творческой, научной, общественной деятельностью.

Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, чем благоприятнее условия для творчества, тем свободнее становится человек.

Но если свобода ущемляется и отрицается, то жизнь превращается в трагическое отчуждение от общества и самого себя. Люди чувствуют себя униженно, неуверенно, ощущают себя винтиком в огромной машине, который ничего не может сделать, а их мнение не учитывается. Яркий пример этому можно найти в истории СССР. В течение семидесяти лет в СССР в условиях тоталитарного режима существовали непреодолимые препятствия для свободы и творчества. Жизнь граждан находилась в тотальной зависимости от государства. Советские люди чувствовали себя рабами своей страны. Все строго регламентировалось и определялось. Всякая свобода отрицалась. Если заниматься творчеством, то только в одном направлении, прославляя советский строй; если верить, то только в светлое будущее; если что-то делать, то только коллективно; если критиковать, то только Запад, капиталистов и все антисоветское; если быть в партии, то только в коммунистической; если рассуждать, то так, как разрешает партия. Именно так свобода стала антисоветским, буржуазным элементом. Такое давление на людей, полное отрицание свободы человека привели советское общество в тупик, к застою. Но, находясь и в таком состоянии, люди не теряли способности к творчеству. Советское общество развивалось. Но все достижения были получены непомерной ценой.

Именно поэтому я считаю, что свободным человек может стать только в демократическом обществе. Важнейшей чертой демократии является уважение к человеческой личности, признание ее свободы. «…Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира…» – читаем мы в преамбуле к «Всеобщей декларации прав человека». Демократия защищает экономическую, социальную, духовную свободу человека. Она отвечает стремлению человека к самовыражению, к самореализации, к творчеству.

Демократия основывается на свободе человека, но вместе с тем и ограничивает ее. Свобода одного человека не должна нарушать свободу других людей. Карл Поппер проиллюстрировал это на следующем примере. В суде рассматривается дело хулигана, поколотившего своего соседа. «Но я свободный гражданин, – оправдывался хулиган, – я могу двигать своим кулаком в любом направлении». Судья на это мудро заметил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа». Иными словами, мы свободны в своих действиях до тех пор, пока они не наносят ущерба другому человеку, у которого такие же права, как и у нас.

Однако свобода превращается в пустой звук, если в государстве не создана система формирования и деятельности различных государственных институтов, обеспечивающая гражданам реальное участие во власти и контроль над ней. Только при максимально широком участии населения в управлении делами государства оно может обеспечить реализацию, поддержку, охрану и защиту прав и свобод человека. Причем необходимо обратить внимание, что речь идет об участии в осуществлении государственной власти всеми тремя ее ветвями: исполнительной, судебной, законодательной. Участие населения в деятельности исполнительной власти достигается провозглашением и гарантированностью равного доступа к государственной или гражданской службе при условии наличия соответствующей квалификации, независимо от расы, национальности, пола, партийной или религиозной принадлежности и т.д. В правосудии человек может участвовать двумя путями. Первый заключается в равном доступе к должностям профессиональных судей, второй – в создании таких институтов, как суды присяжных и коллегии судебных заседателей при профессиональных судьях. Граждане принимают участие в делах законодательной власти через демократические выборы – всеобщие, равные, при тайном голосовании. Участвуя в выборах, референдумах, люди выражают свое мнение, свое отношение к действиям политических лидеров, их программам и политическому режиму в целом. Граждане выбирают таких представителей власти, которые действительно будут защищать их права и свободы. Придя на выборы, мы выбираем, т.е. отбираем из всех представленных политических сил тех, кто, по словам историка Б.Чичерина, соответствует образу наших мыслей. Между избранными и избирателями должна быть общность интересов и нравственная зависимость. Но если они пропадают, то новые выборы дают гражданам возможность восстановить согласие. Без умения делать выбор мы не можем стать частью цивилизованного мира. Эта та политическая школа, которую должен пройти каждый гражданин.

Только развивая и совершенствуя демократические институты, человек сможет действительно стать свободным. А только свободный человек сможет развивать общество по пути прогресса.

Марина РУЗАНКИНА, ученица 11-го класса, Республика Мордовия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте