search
main
0

Свобода – это возможность сказать, что дважды два – четыре

​В 1949 году на фоне завладевающих умами европейского общества антикоммунистических идей увидел свет роман английского писателя и публициста Джорджа Оруэлла «1984», ставший одним из классических примеров жанра антиутопии.

Общественная идеология будущего, по Оруэллу, сводилась к тотальному обезличиванию и служению Большому Брату, подразумевающему под собой беспрекословное, максимально механическое выполнение возложенных на людей рабочих функций, а на фронтоне офиса, в котором работал главный герой произведения, красовались принятые в Океании лозунги: «Война – это мир», «Свобода – это рабство», «Незнание – сила».1984 год – год моего рождения. Я появился на свет в Стране Советов, некогда внушившей всему миру панический страх перед коммунистическими ценностями, сдобренными угрозами тоталитаризма, и доживавшей теперь свои последние деньки. Сегодня мне 27 лет, Союз Советских Социалистических Республик давно исчез с политических карт, но печальное пророчество английского писателя все еще может сбыться. По крайней мере, в той его части, которая касается знаний. К такому умозаключению подталкивает наметившаяся тенденция по переориентированию российской образовательной системы с получения фундаментальных знаний на освоение некоего набора навыков. Она прослеживается, в частности, в шагах, предпринимаемых руководством Министерства образования и науки России по переходу к новым стандартам школьного образования. Содержание этих стандартов уже становилось темой для широкой дискуссии как среди профессионалов, так и в целом в русскоязычной блогосфере. Интернет-пользователи тогда были единодушны в оценках: приоритет таких предметов, как ОБЖ и физкультура, нацелен на воспитание сильных и здоровых молодых людей, при этом сокращение часов, отведенных, к примеру, на литературу, упрощение программ по естественно-научным дисциплинам могут привести к общей деградации фундаментальной науки. Ведь именно в школе должна формироваться способность учащихся к абстрактному мышлению, без которого невозможно развивать теоретическую науку. А там, где фундаментальные знания отходят на второй план, невозможно появление прорывных технологий, о которых грезит руководство нашей страны.Подтверждением моих опасений может служить также ориентированность разработчиков стандартов на Международную программу по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA). Цель исследования – проверить не фундаментальные знания по предметам, а способность эти знания применять на практике. Авторы методики полагают, что если ученик знает закон или закономерность, то он обязан уметь применять его в реальной жизни. Если же учащийся не может его применить, то знания считаются неполными и даже бессмысленными для современного общества. Однако все современные технологии берут свое начало в фундаментальных исследованиях и без них просто не существовали бы. Классический пример из математики – теория конических сечений. Открывателем конических сечений предположительно считается Менехм (IV в. до н. э.). До Иоганна Кеплера (который в начале XVII века обосновал движение планет по коническим сечениям – эллипсам) теория конических сечений была с точки зрения новой стратегии бесполезным знанием, так как не находила применения в реальной жизни. Но благодаря этой теории развитие получила астрофизика, а вскоре космические технологии стали применяться для решения повседневных задач общества. Другой пример – геометрия Лобачевского, без которой невозможно было бы появление теории относительности (которая, кстати, тоже считается фундаментальным знанием), давшей нам лазеры, атомную энергетику, синхронизацию времени, электронные микроскопы, магнитно-резонансные томографы и современные компьютеры.Исключив из школьного курса предметы, прививающие ученикам интерес к исследовательской деятельности и изучению теории, мы в лучшем случае станем страной – донором инженерных кадров для кремниевых долин зарубежных государств. А в худшем – окончательно растеряем имеющийся научный потенциал. Противопоставить таким реформам можно только одно – Учителя-Личность, который сможет сформировать у учеников нравственную культуру, который, обладая широким кругозором, покажет им не только отдельные части окружающего мира, но и сформирует представления о вселенной, необходимые для фундаментальных исследований. Учитель, который своим примером покажет, как инициатива, трудолюбие и знания помогают в реальной жизни, Учитель, который сможет развеять уверенность молодых людей в превалировании силы над разумом.Но для привлечения таких педагогов в школу необходимо создать достойные условия для их работы. Поэтому я надеюсь, что, увидев ошибки в реформе образования, люди, желающие изменить нашу школу, начнут с того, что приложат максимум усилий к повышению престижа профессии учителя. Сделав это и обеспечив высокую конкуренцию среди школьных педагогов, можно будет гарантированно повысить уровень образования и серьезно надеяться на реальные прорывы в технологиях, ведь знание – сила!Александр СЫСОЙ, учитель математики школы №1828

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте