“Свобода – это привилегия, которую человек имеет для того, чтоб повседневно защищать себя, так как даже самое демократическое правительство имеет склонность к угнетению, если его тирания поощряется безразличием или трусостью его субъектов”.
Рабиндранат Тагор, индийский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе
Цели урока:
воспитывать уважение к нормам права, гражданскую ответственность и политическую этику;
способствовать развитию навыков осмысленных действий в системе политических отношений и политических институтов общества;
подвести учащихся к пониманию того, что власть является необходимым условием жизнедеятельности любого общества и проявляется в возможности оказывать решающее воздействие на поведение, чувства, позиции людей; что политическая сфера в жизни сообществ людей возникает по мере смены морального авторитета семейно-родовых старейшин государственными институтами публичной власти; что государство – это особая организация политической власти, обладающая аппаратом принуждения, территорией, суверенитетом и придающая своим велениям общеобязательный характер; что политика призвана осуществить двуединую задачу: управлять политическим поведением населения во имя сохранения целостности общества и выражать властно значимые интересы всех социальных групп и слоев в государстве; что выборы в демократическом обществе являются важнейшим способом реализации права гражданина участвовать в управлении делами своей страны. Они легитимируют власть, служат барометром политической жизни и средством селекции политических руководителей.
Основные понятия: свобода, выбор, ответственность, власть, государство, политика, политическая активность, гражданская позиция, политическое лидерство.
Оборудование
1. Таблица “Сводные результаты участия избирателей Ростовской области в избирательных кампаниях 1999-2000 гг.”.
2. Структурно-логические схемы:
“Формы передачи власти в современном мире”
“Типы политических изменений”
“Типология лидерства по М. Веберу”.
3. Материалы периодической печати по проблемам социокультурного развития Ростовской области.
4. Текст стихотворения Ш. Петефи “Королям”. – Из кн.: “Любовь и свобода”, М., 1969 г.
5. Тексты песен И. Талькова “Фатальная колесница”, “Этот мир” (аудиокассета: И. Тальков “Этот мир”).
6. Карточки-задания для работы в группах.
Ход урока
А. Подведение учащихся к изучению нового материала
Мотивировка и объявление темы урока
Учитель читает текст стихотворения Ш. Петефи “Королям”.
Редкостный подарок – откровенность –
Вам я, короли, преподношу!
Как хотите: хоть благодарите,
Хоть кляните – выслушать прошу!..
Вас сейчас народы только терпят…
Только терпят! Неизбежным злом
Люди вас считают. Вас не любят!
Трепещите! Все у вас в былом,
А в грядущем – ждите приговора,
Что готовит высший судия.
…Что бы там льстецы ни толковали,
Нет возлюбленного короля!
Эти слова прозвучали в 1848 году. В том самом году, который ознаменовался началом ряда буржуазных революций, до основания потрясших политические устои феодальной Европы. И выражают эти слова одну из возможных позиций отношения к власть имущим.
А теперь давайте послушаем нашего современника. (Звучит песня И. Талькова “Фатальная колесница”).
На фоне музыки учитель выделяет строчки:
Катится, катится жизнь колесницей фатальной.
Мы – пассажиры на данном отрезке пути.
Кучер-судьба колесницею той управляет.
Кто не согласен с маршрутом,
Тот может сойти.
В этих словах видится иная позиция. И, следовательно, возникает проблема характера взаимоотношений общества и государства, отдельных граждан и государственных деятелей.
Объявляются тема и основные вопросы урока.
I. Власть как общественное явление.
II. Политическая система общества как механизм осуществления народовластия.
III. Политический статус личности.
Б. Изучение нового материала
Власть как общественное явление
Учитель организует актуализацию опорных знаний по вопросам:
Что такое власть?
Каковы основные функции политики?
Что такое государство и каковы его основные формы?
(Используются материалы курса “Обществознание” в 8-9-х классах).
Затем ученикам предлагается самостоятельно определить понятие “политическая система общества” в малых группах по 4-6 человек (раздаются карточки-задания).
В ходе проверки задания каждая группа предлагает и обосновывает свой вариант определения. Затем учитель дает определение этого понятия, взятого из Энциклопедического словаря по политологии.
Политическая система общества – сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которого осуществляется политическая власть. Социальная сущность политической системы заключается в том, интересы каких социальных групп приоритетно она реализует.
Выделяют четыре группы элементов политической системы:
политические организации (государство, политические партии, общественные организации и др.);
политические отношения;
политические принципы и нормы;
политическое сознание и политическая культура.
Политическая система общества как механизм осуществления народовластия
Группа учащихся демонстрирует подготовленную ими таблицу “Сводные результаты участия избирателей Ростовской области в избирательных кампаниях 1999-2000 гг.” и комментируют ее. (См. таблицу 1).
Общие итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва по федеральному избирательному округу
Извлечение из приложения к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 декабря 1999 года N 65/764-3.
В выборах приняли участия 66840603 избирателя, что составляет 61,85 процента избирателей, включенных в список.
Наименование избирательных объединений, избирательных блоков, федеральные списки которых допущены к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждому из федеральных списков кандидатов. (См. таблицу 2).
Возникает проблема отношения рядовых избирателей к выборам. Учитель ставит задачи для работы в группах. Каждая группа должна будет обсудить одну из дилемм (раздаются карточки-задания).
Группа N 1 – Интересоваться политикой или нет?
Группа N 2 – Доверять или не доверять политикам?
Группа N 3 – Голосовать или не голосовать?
Группа N 4 – Протестовать или не протестовать, отстаивая свои права?
По истечении времени, выделенного на выполнение задания, проводится общее обсуждение тех решений, которые были приняты группами.
Учитель делает вывод о политическом режиме как способе реализации власти в условиях той или иной степени активности граждан и подчеркивает, что для демократического режима характерно избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании, строгое осуществление принципа разделения власти, политический плюрализм, широкий спектр прав и свобод граждан.
Политический статус личности
Заранее подготовленный учащийся демонстрирует и комментирует структурно-логическую схему “Формы передачи власти в современном мире”.
Формы передачи власти в современных политических системах:
1. Наследственная.
2. Конституционная.
3. Путем выборов.
4. Насильственная.
Затем учитель просит класс внимательно выслушать сообщение группы учащихся об итогах социально-экономического развития Ростовской области за год и подготовить ответ на вопрос “Каковы основные проблемы социально-экономического развития области?”.
После выполнения этого задания учащимся предлагается определить предпочтительный тип политических изменений для решения данных проблем.
Ученик демонстрирует и комментирует подготовленную заранее структурно-логическую схему “Типы политических изменений”.
Типы политических изменений
1. Радикальные революции (изменения не только структуры политической власти, смена правительства, но и всей социально-экономической системы общества, идеологии, ценностных ориентаций общества).
2. Структурные сдвиги в политической системе (изменения в политике, механизме принятия и осуществления политических решений).
3. Смена политических лидеров.
4. Стратегические изменения в политическом курсе.
После коллективного обсуждения проблемы предпочтительного типа политических изменений предоставляется слово учащимся – “доверенным лицам” зарегистрированных кандидатов на пост главы администрации (губернатора) Ростовской области.
Петр Яковлевич Волошин
Родился 12 января 1944 года. Вся его жизнь связана с Ростовской областью и Зимовниковским районом. Отец, Яков Афанасьевич, – фронтовик, родом из станицы Верхне-Серебряковской, умер в конце 60-х годов. Мама, Анна Ивановна, живет в Зимовниках. Жена, Зинаида Дмитриевна, работает лаборантом в педучилище в Зимовниках. Старший сын Роман – преподаватель Ростовского педагогического университета, а сын Павел – студент. Закончив Новочеркасский сельскохозяйственный техникум, П. Волошин вернулся в Зимовниковский район, работал ветврачом в совхозе “Северный”, зоотехником в госплемобъединении. Одновременно с работой учился и окончил Донской сельскохозяйственный институт. В 1985 году окончил Ростовскую высшую партийную школу. Три года служил в зенитно-ракетном полку противовоздушной обороны Московского военного округа. С 1967 года – на партийной работе. Начинал инструктором райкома КПСС. В 1979 году с должности второго секретаря райкома партии переведен инструктором в обком КПСС. С 1983 года – первый секретарь Песчанокопского, а с 1985 года по 1991 год – первый секретарь Зимовниковского райкома КПСС. В 1990-1991 годах – член бюро Ростовского обкома партии.
В 1991-1992 годах работал директором Зимовниковского филиала “ИнтерДонАгро”, а с 1992 года по настоящее время – заместитель главы администрации Зимовниковского района, начальник муниципального учреждения “Управление сельского хозяйства”. Награжден орденом “Знак Почета” и тремя медалями.
Владимир Федорович Чуб
Родился 24 июля 1948 года в г. Пинске Брестской области в семье военнослужащего. В 1971 году по окончании Ленинградского института водного транспорта начал работать в г. Ростове-на-Дону в Волго-Донском пароходстве (ВДРП). В 1972-1973 гг. служил на Северном флоте. Трудовую деятельность начал в г. Ростове-на-Дону мастером цеха на ремонтно-эксплуатационной базе “Красный флот”. Прошел все ступени профессионального роста – от начальника цеха до главного инженера. С начала 80-х годов – на руководящей работе в органах власти и на производстве. В 1990 году окончил Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР по специальности “Экономика, организация управления и планирования народного хозяйства”. В октябре 1991 года по представлению сессии областного Совета народных депутатов указом Президента России назначен главой администрации Ростовской области. В 1993 году стал депутатом Совета Федерации. В 1996 году избран губернатором Ростовской области.
В Совете Федерации занимает пост заместителя председателя Комитета по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Член парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества. В. Чуб награжден орденами Почета, “За заслуги перед Отечеством” III степени.
Учитель предлагает классу соотнести характеристики кандидатов с типологией лидерства по М. Веберу.
Типология лидерства по М. Веберу
1. Традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций.
2. Рационально-легальное, или бюрократическое, основанное на вере в законность существующего порядка и его “разумность”, лидер – чиновник, выполняющий государственную функцию.
3. Харизматическое лидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, на культе личности.
Проверяется выполнение задания, и учитель делает вывод о связи важнейших характеристик политических элит с эффективностью государственной политики в различных сферах жизни общества.
Владимир НИКИТИН,
учитель обществознания
Ростов-на-Дону
Комментарии