search
main
0

Свобода для настоящего учителя – осознанная необходимость быть творческим, жить и работать интересно

В Москве 4-8 января 2012 года работала седьмая зимняя школа «Учитель года». Это образовательный проект межрегионального клуба «Учитель года» – творческого объединения педагогов – победителей и лауреатов региональных и всероссийских конкурсов «Учитель года» разных лет, а также «Учительской газеты». Программа действует с 2006 года. Первая зимняя школа работала в Москве (2006 год), вторая – в Санкт-Петербурге (2007 год), третья – в Москве (2008 год), четвертая – в Екатеринбурге (2009 год), пятая – в Москве (2010 год), шестая – в Сарове (Нижегородская область, 2011 год), седьмая снова вернулась в Москву в начале 2012 года.

Зимняя школа – такое уникальное учебное заведение, в котором в течение пяти  каникулярных январских дней учатся школьники  из различных регионов России, а преподают учителя – победители региональных конкурсов «Учитель года». Открывали зимнюю школу в гимназии №1518, где гостей встречали педагоги во главе с директором – народным учителем России, профессором, доктором педагогических наук Мариной Фирсовой. Сразу возникал вопрос: почему школу принимает Центральный округ, а открытие происходит в гимназии Северо-Восточного? Ответ возник сам собой во время экскурсии гостей по гимназии: это учреждение поистине самого современного инновационного уровня, которое интересно посмотреть педагогам и ученикам из регионов России, чтобы понять, какой должна быть школа настоящего с прицелом на школу будущего.После экскурсии педагоги и ученики  разделились на две группы. Педагоги пошли на встречу с министром образования Москвы Исааком Калиной, а ученики – на психологический тренинг, который должен был настроить их на грядущие занятия. Ведь в самом деле не так просто в каникулы продолжать учебу, и не просто учебу, а с лучшими учителями страны.  Исаак Калина дал педагогам пресс-конференцию на тему «Москва как ресурсный центр российского образования». Сначала он отдал должное столице: «Все мы  всегда знали, что по количеству образцов хорошего  школьного образования Москва, как и положено столице, всегда была, есть и, надеюсь,  будет, самым большим регионом России. Но Москва – огромный город, и фраза  из фильма Леонида Гайдая «Нью-Йорк – город контрастов» в такой же степени применима и к Москве, как и любому мегаполису». Конечно, было бы неправильным считать, что Москва добилась каких-то выдающихся результатов и ей можно почивать на лаврах. Учитывая это, Исаак Иосифович отметил: «Москва – город еще и образовательных контрастов. Задачу образования за последний  прошедший год я бы сформулировал так:  как, не теряя замечательных школ, подтягивать к их уровню все остальные школы. При этом, как бывший учитель, как бывший директор школы, я готов принять формулу, что если в школе плохо, то виноват директор, коллектив, но, наверное, это было бы очень однобоко – обвинять только директора и коллектив. Поэтому для того, чтобы требовать результаты одного уровня, мы должны, конечно же, создать условия одного уровня. При этом самое интересное, что результаты все равно будут разными, но требовать один результат можно только тогда, когда созданы условия одного уровня. Таким образом, поставлена была задача, которую коротко сформулировать можно так: выравнивать по условиям, поощрять по результатам».  И тут, разумеется, министр образования не мог не рассказать о пилотном проекте, который стартовал в 2011 году: «С 1 апреля в Москве началось движение выравнивания финансирования, введены нормативы финансирования на учащихся, равные для всех учреждений, но не равные для учащихся! Понятно, что больные дети, дети-инвалиды имеют повышенное финансирование, и не важно, в какую школу они пришли: специализированную или общеобразовательную.  Единственная особенность, которую мы использовали, учитывая опыт регионов, – это то, что это финансирование дифференцировано по классам – с 1-го по 11-й,  пропорционально количеству часов предельно допустимой аудиторной нагрузки, таким образом, это еще и  выравнивает интерес к старшеклассникам. С 1 января 2012 года  уже все московские школы работают строго по нормативам, это потребовало от бюджета Москвы 20 млрд рублей дополнительно, что дало возможность  повышения средней зарплаты  по Москве:   она сегодня составляет по 2011 году 45 тысяч рублей,  а за IV  квартал – порядка 48 тысяч рублей».Позже в Интернете у некоторых учителей совершенно несправедливо резкую негативную реакцию вызовут слова Калины о том, какой должна быть зарплата директоров: «Еще одна из самых больших задач, которые мы поставили перед собой, – это зарплата директора школы, применив формулу: зарплата директора равна утроенной средней зарплате учителей по его школе. Пока не все директора взяли эту зарплату, так как есть ограничение –  зарплата директора не может браться из фонда зарплаты учителей. Но сегодня уже  подавляющее большинство директоров московских школ имеют зарплату более 120 тысяч рублей, надеемся подтянуть ее к 150 тысячам рублей, так как средняя зарплата учителей будет порядка 50 тысяч рублей». И, словно загодя отвечая на все критические нападки интернетчиков, заметил: «Поймите правильно, это не забота о директорах! Это забота о школах, учителях, детях, родителях.  Все-таки у директора школы не должна болеть голова, где ему подзаработать, он должен целиком и полностью отдаваться той школе, которой руководит».Разумеется, особое внимание было уделено финансированию. Москва всегда давала хорошие средства на систему образования, но с приходом команды Калины и тут есть существенные изменения: «У нас сегодня личностно ориентированное финансирование. Учителя на педсоветах говорят так: «У нас личностно ориентированный поход!» Так вот то, о чем так долго говорили учителя на педсоветах, свершилось: какой подход, такое и финансирование. Я даже больше скажу: теперь идеология финансирования сонаправлена с идеологией воспитания.  Нет и не может быть сегодня оправдания для школы: «Нас хуже всех финансируют, поэтому мы хуже всех работаем». Конечно, выравнивание условий  не дает сразу выравнивания результатов. Скорее всего, сегодня результаты проявляются не в результатах учеников, а во взаимоотношениях между учительским, ученическим и родительским коллективами. Те школы, которые первыми пришли к нормативному финансированию, набрали полностью первые классы, и  там совершенно иной характер взаимоотношений в коллективе». Посещение блестяще оснащенной гимназии №1518 дало Исааку Калине повод сказать несколько слов о том, как укрепляется и модернизируется  база московских школ: «Оснащение кабинетов в этом году мы распределяли совершенно по иному принципу, но очень по-простому: заполнили  таблицу участия выпускников ЕГЭ и ГИА. Там, где  выпускники  9-11-х классов выбирают экзамены по физике и химии, мы давали оборудование в эти кабинеты. Там, где учителя говорили: «Не ходите сдавать, нас не позорьте», там пока  оборудование не давали. Еще раз повторю: идеология финансирования не может быть несонаправлена идеологии воспитания, а экономические  механизмы должны подчиняться педагогическим задачам и целям и должны быть сонаправлены с ними».Всегда, когда приезжают или собираются приехать в  столицу педагоги из регионов, возникает вопрос: а что такого особенного есть в Москве, чего нет в регионах? Этот вопрос не был задан на пресс-конференции, но Исаак Калина ответил и на него, как бы угадав возможное: «Наряду с великолепнейшими высококачественными образцами образования в Москве есть немалое количество, даже больше, чем хотелось бы (или терпелось бы), учреждений, лучше которых есть огромное количество учреждений в любом  регионе России. Далеко не в каждом образовательном учреждении Москвы можно поучиться чему-то новому, интересному. Функция столицы известна: человек, приехавший из региона в столицу и задавший вопрос «Какую школу стоит посетить, чтобы изучить что-то новое, подпитаться какими-то идеями?», должен получить простой ответ, а не в соответствии с  тем перечнем школ, в которые мы приглашаем гостей. Да, этот перечень расширяется, что  хорошо! Но в идеале любая московская школа для любого гостя должна  быть если не образцом, то примером хороших идей, результатов, инноваций, которые помогут тому, кто приехал в столицу  ознакомиться с работой московских школ,   в его работе». Самым интересным в выступлении  московского министра было предложение о превращении столицы во Всероссийский ресурсный образовательный центр: «Если говорить о Москве как ресурсном центре, то да, есть несколько школ, умеющих добиваться вместе со своими учащимися очень высоких результатов, и им совершенно не надо отбирать при этом детей. У нас есть Центр образования №548 «Царицыно», который никому никогда не сказал «нет»,  хотя  его микрорайон далеко не суперэлитный.  У нас есть школы-лицеи, которые дети сами выбирают, такие школы становятся и нашими стажировочными площадками для повышения квалификации. Я уверен, они могли бы стать и региональными стажировочными площадками, если есть желание посетить и посмотреть не только свой регион. Сегодня мы можем показать и интересные примеры дополнительного образования, и здесь заслуга города в том, что есть внешние ресурсы, которые становятся ресурсами системы образования. Так, в дни школьных зимних каникул бесплатно работают для детей все музеи Москвы, а их больше 60. То есть возможности, которые есть у города вне системы образования, все больше и больше работают на систему.  Многие направления работы системы города (не только образования) могут быть интересны и полезны для других регионов. И чем больше московские  педагоги будут знать об образовательных  образцах в регионах, тем больший у них будет стимул достигать самим еще лучших результатов. И это  обязанность Москвы как столицы. Я очень хочу, чтобы на вопрос «Какую школу стоит посетить в Москве, чтобы научиться чему-то новому и интересному?» был бы простой ответ: «Любую!» Вот, собственно, наша  задача на ближайшую пятилетку».Завершая пресс-конференцию, Исаак Калина ответил, пожалуй, на самый главный вопрос: когда он принимал приглашение мэра Собянина стать министром образования, знал ли он о том, что будут выделены беспрецедентные даже для Москвы средства на поддержку столичных учреждений образования? Оказалось, знал. Вторая часть вопроса: а если бы денег не дали, смог бы он  поставить и добиться выполнения нынешних сложных задач  модернизации столичной системы образования? Ответил, что и поставил бы, и добивался, другое дело, сколько бы на это потребовалось сил и времени. Но в том, что модернизация столичной системы образования состоится успешно, не сомневался и не сомневается, ибо в Москве работает очень сильный педагогический коллектив, которому по плечу решение многих, даже очень сложных задач.Торжественное открытие зимней школы проходило в актовом зале гимназии №1518 с участием не только Исаака Калины, но и начальников двух округов –  Центрального  (Вера Лопатина) и Северо-Восточного   (Сергей Михайлов), президента некоммерческого партнерства «Столичный учитель» Андрея Лукутина, директора Центра педагогического мастерства Ольги Шугаевой. После приветствия Марины Фирсовой началось традиционное представление делегаций, причем традиция состояла в том, что каждая делегация представляла не себя, а  делегацию из другого региона. Так что к моменту  начала работы школы все  ее участники уже были хорошо знакомы друг с другом. Информация к сведениюОсновные цели программы зимней школы:     Реализация краткосрочных интенсивных образовательных программ обучения групп школьников из различных регионов России в учебных мастерских учителей – лауреатов конкурсов «Учитель года» по их авторским методикам.    Широкий обмен опытом учителей – лауреатов конкурсов «Учитель года» различных регионов России в форме открытых уроков, «круглых столов», мастер-классов.Организаторами  седьмой зимней школы стали межрегиональный клуб «Учитель года», «Учительская газета», Центр педагогического мастерства, Центральное окружное управление образования. Координатором программы межрегиональной зимней школы  был учитель химии школы №1259 Владимир Головнер.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте