Психолог и психиатр Виктор Франкл один из тех великих ученых прошлого столетия, кому пришлось пережить страшный опыт – войну и концентрационный лагерь. В этом отношении его судьба отчасти схожа с судьбой нашего великого соотечественника Николая Вавилова, но с той принципиальной разницей, что Виктор Франкл, по счастью, сумел выжить в заключении, а Николай Вавилов погиб.
В 1942 году Виктор Франкл, родившийся в 1905 году в еврейской семье в Вене, стал узником концлагеря Терезиенштадт, откуда в 1944 году был переведен сначала в Аушвиц, а затем в один из лагерей Дахау. В условиях, где насилие, физическое и моральное, достигает максимальной степени, где почти невозможно сохранить свою жизнь и именно задача выживания требует полной отдачи всех сил, Виктор Франкл сумел остаться ученым и врачом. В течение всего времени пребывания в лагере он втайне от охраны оказывал психологическую помощь заключенным. В первую очередь тем, кто полностью утратил волю к жизни и находился на грани самоубийства. Свой собственный опыт пребывания в концлагерях, а также наблюдения за другими узниками Виктор Франкл изложил в книге «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере», написанной в 1945 году на основе коротких заметок, сделанных в заключении. Эта книга, с одной стороны, дает представление о сокрушительной и свирепой силе рукотворного зла, а с другой – о том, что происходит с психикой человека, который с таким злом сталкивается.
Работа Виктора Франкла, человека, выжившего в концлагере и помогавшего выживать другим, содержит очень мощный заряд надежды, но тем не менее это очень тяжелое чтение. Траектория повествования соответствует траектории той трансформации, которую переживали лагерные узники: от состояния относительной и наивной уверенности до самого беспросветного и полного отчаяния. Описание этого отчаянного состояния и робкого поиска хотя бы слабой внутренней опоры в отдельной человеческой душе составляет ядро книги.
Как психолог и психотерапевт Виктор Франкл противостоял сразу трем определяющим обстоятельствам практически непреодолимой силы.
Первое из них – сама человеческая природа. С самого начала Виктор Франкл констатирует тот факт, что в экстремальных условиях, когда речь идет о физическом выживании, биологическая составляющая природы человека, инстинкт самосохранения и закон естественного отбора входят в жесткое противоречие с составляющей морально-нравственной и, безусловно, оказываются сильнее: «…наибольшие шансы остаться в живых имели те, кто в борьбе за существование окончательно отбросил всякое понятие о совести, кто не останавливался ни перед насилием, ни даже перед кражей последнего у своего товарища. А кому-то удалось уцелеть просто благодаря тысяче или тысячам счастливых случайностей или просто по милости Божьей – можно называть это по-разному. Но мы, вернувшиеся, знаем и можем с полной уверенностью сказать: лучшие не вернулись!»
Второе обстоятельство – крайняя жестокость, которая была проявлена нацистами по отношению к узникам лагерей. То есть одними людьми по отношению к другим. Виктор Франкл последовательно описывает три основные фазы психологической реакции заключенных на новую для них лагерную реальность: прибытие в лагерь, пребывание в нем и освобождение. В целом это составленная с научной точностью хроника того, как арестантам массово с помощью самых грубых инструментов преднамеренно и безвозвратно калечили психику: «…всем нам предстояло секунда за секундой, шаг за шагом входить в великий ужас, свыкаться с ним». Все начиналось с «шока прибытия», вызванного главным образом радикальным несовпадением ожидаемого и действительного. Люди в первое время не могли поверить тому, что теперь им придется ежедневно видеть убийства, постоянно находиться по соседству с газовыми печами и крематорием, к постоянной угрозе гибели и, что переносилось особенно тяжело, к обезличиванию себя и перманентному унижению человеческого достоинства. Естественной реакцией человеческой психики на страшный стресс и шок становятся отчаяние, угасание чувств, стремление уйти в себя и утрата воли к жизни: «Апатия, внутреннее отупение, безразличие – эти проявления второй фазы психологических реакций заключенного делали его менее чувствительным… Именно этот род нечувствительности можно считать необходимейшей защитной броней, с помощью которой душа пыталась оградить себя от тяжелого урона». Последней стадией становятся потеря субъектности, слияние с общей беспомощной и безвольной массой и чувство полной зависимости от внешних сил: «Человек… начинает ощущать себя как частичку какой-то большой массы, его бытие опускается на уровень стадного существования. Ведь людей независимо от их собственных мыслей и желаний гонят то туда, то сюда, поодиночке или всех вместе, как стадо овец. Справа и слева, спереди и сзади тебя погоняет небольшая, но имеющая власть шайка садистов».
Третье обстоятельство состояло в том, что Виктор Франкл сам находился в тех же условиях, что и другие заключенные, подвергаясь всем тем же испытаниям и издевательствам. Иными словами, он боролся за чужие жизни, одновременно борясь за свою. Кроме того, его положение серьезно усугублялось тем, что вместе с ним в концлагерь были депортированы его жена и родители. Переживая ужасы лагерной жизни, Виктор Франкл постоянно думал о том, что таким же мучениям подвергаются и близкие ему люди.
Тому кошмару, который его окружал буквально со всех сторон, Виктор Франкл противопоставил идею о том, что самому невыносимому существованию можно придать смысл. Осмысленность существования и наличие какой-нибудь внятной цели защищают психику от разрушения. На этой мысли основан его терапевтический метод. Теория опиралась на понятие человеческого достоинства и тезис о том, что «внутренне человек может быть сильнее своих внешних обстоятельств» и в любых условиях способен сохранить свою внутреннюю свободу.
Книга Виктора Франкла – свидетельство человеческого подвига. Она говорит о том, что даже в момент своего триумфа зло все-таки не бывает тотальным и абсолютным. Человек может пытаться ему противостоять. Но это возможно только при благоприятном, если такое слово употребимо в данном контексте, стечении многочисленных обстоятельств, от самого человека по большей части не зависящих, а также при наличии у этого человека очень большой, почти невероятной силы духа. Опыт самого автора уникален, людей, которые смогли выжить в концлагере, сохранив свое человеческое начало, единицы. Надежд на спасение во времена, когда торжествует зло, очень мало, их почти нет. Психические травмы, нанесенные людям в концлагере, разрушительны и практически неизлечимы. Внутри своего общества люди способны нормализовать любое беззаконие, и нет такого преступления, какого люди не могли бы совершить по отношению друг к другу. Сама насильственная система беспощадна ко всем, в том числе и к людям наиболее выдающимся, способным продвинуть человечество вперед по пути прогресса. Подвиг Виктора Франкла и его вклад в гуманизацию человеческого общества абсолютно бесценны. Но, к сожалению, его книга для крайне пессимистических выводов дает никак не меньше материала, чем для выводов оптимистических.
Виктор Франкл. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере / Пер. с нем. 9‑е издание. – М. : Альпина нон-фикшн, 2022. – 239 с.
Комментарии