search
main
0

Свидание с Бердяевым. Как найти выход из гуманитарного кризиса

Небольшая зелено-голубая книжечка Николая Бердяева «Философия свободы». Карманный формат, мягкий переплет. 2006 год – мне 19 лет, и я только начинаю свое знакомство с миром философии. Немного запоздалое знакомство – лет так в 14 или в 15 – самое оно. Но так сложилось. И вдруг – Бердяев! Помню, я эту книгу буквально проглотил. Куча непонятных для меня слов: трансцендентализм, гносеология, эмпиризм, метафизика… В чем-то разобрался при помощи философского словаря, что-то так и не понял.

Что-то не понимаю до сих пор. Эту книжечку я тогда конспектировал, как никакую другую. Читал и дышал! Бердяев умер более 60 лет назад, за это время в мире произошли колоссальные изменения. Однако с каждым годом этот философ становится все актуальнее. Александр Мень как-то написал о Бердяеве: «Это мыслитель XXI века, случайно забредший в наш». Точнее не скажешь. Западный мир знает Бердяева – во многих университетах Европы собираются конференции, посвященные философу. Известные ученые читают здесь свои доклады, проводят семинары по многогранному творчеству мыслителя.  В России интерес к Бердяеву в академической среде меньше, чем на Западе, а уж широкой публике он и вовсе не знаком. Может, это связано с тем, что у Николая Александровича очень специфический философский язык – не всем он понятен. Хотя стоит открыть учебник «Обществознание» за курс 11-го класса, и становится ясно, что здесь язык не менее специфичен, чем у Бердяева. Чтобы школьник смог погрузиться в мир любого классического автора, ему нужен проводник – человек,  у которого произошла встреча с автором и который может поделиться опытом этой встречи. Звучит мистически, но это педагогика, педагогика благоговения. Так называет этот стиль преподавания Александр Семенович Филоненко – доцент кафедры теории культуры и философии науки философского факультета Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина. Этим летом мне посчастливилось (да-да, именно посчастливилось, пишу это не для красного словца, потому что общение с Александром Семеновичем – это действительно праздник!) пообщаться с этим философом европейского масштаба. О педагогике благоговения Филоненко говорит следующее: «Я думаю, что кое-что нащупал в методе этой педагогики. Он универсальный. Этот метод не только гуманитарный – он и в физике работает, и в математике. Самое главное заключено в масштабировании опыта. Когда ученик заходит в класс, для него есть изначально авторитет учителя. Учитель для ученика все-таки больше, чем он. Как бы ребенок к педагогу ни относился – у учителя просто больше жизненного опыта, он взрослее и т. д. Задача учителя в том, чтобы в жизнь ребенка ввести что-то такое великое (это может быть литература, или мир, или трагический опыт человечности, которая под стать XX веку), настолько великое (просто большое!), что рядом с этим большим и ребенок, и учитель становятся маленькими. И результат этой педагогики – он парадоксальный: учитель как будто бы самоумаляется и смиряется.  Но учитель не перестает быть авторитетом, только это авторитет не эксперта, а свидетеля».  В современной российской школе не так уж и много настоящих учителей – экспертов по своим предметам. Но педагоги-проводники – их вообще единицы! А ведь именно в них, по-видимому, и стоит искать выход из гуманитарного кризиса, в котором находится современная Россия.Главная форма деятельности таких педагогов – это рассказ школьникам о том, свидетелями чего они стали. Да-да, просто рассказ…  Я убежден, что в наш продвинутый информационный XXI век, насыщенный различными компьютерными технологиями, в школу должен быть возвращен настоящий рассказчик. Это педагог, который не просто «передает знания», но умеет свидетельствовать об опыте, его удивляющем. «Познание начинается с удивления», – вспомним Аристотеля. И не так важно, удивляет человека красота космоса или поэтика «Доктора Живаго» Пастернака. Главное, чтобы удивление перед прекрасным человек (и особенно педагог) не закапывал в глубины своего сознания, а делился им с окружающими. И если в твоей жизни «случился Бердяев», значит, рассказывай о Бердяеве и о философии. В сфере гуманитарной есть одна оговорка: автор, про которого педагог рассказывает школьникам, должен быть гуманным. Если с вами ненароком «случился» Сталин, то от детей я бы вас огородил. Однако в моей жизни произошла встреча с творчеством Николая Бердяева, которого в негуманности упрекнуть сложно, и мне хочется поделиться опытом этой встречи со школьниками. Как? Можно, к примеру, провести урок, посвященный Бердяеву, в контексте изучения общественной и культурной жизни Российской империи начала XX века. Так мы сделали с девятиклассниками школы села Хитрово Тамбовской области. Я раздал ученикам тексты из автобиографической книги Бердяева «Самопознание» – каждому персональный текст. Задание было таким: рассказать на следующем уроке классу свой отрывок текста, чтобы каждый ученик смог составить из этих рассказов-зарисовок психологический портрет философа. В общем, работа по методу взаимообучения. Честно говоря, я не ожидал от сельских школьников такой ответственности и организованности (я только начал работать в селе) – рассказали все как один! Умнички! Работа эта заняла у нас два урока. По ходу рассказов учеников я вставлял свои комментарии касательно личности Бердяева. Урок прошел в шахматном порядке: выступления детей чередовались с моей стороны дополнительными сведениями о Бердяеве. Доклады закончились, и прежде чем начать составлять портрет философа, мы пьем чай с тортом. Серьезная работа обязательно должна быть разбавлена чем-то несерьезным. Другой вариант проведения урока в компании с Бердяевым. В восьмом классе по обществознанию мы проходим тему «Развитие общества: эволюция и революция». Здесь Николай Александрович как нельзя кстати! Революция – это тема, которая постоянно волновала философа. Я достаю с книжной полки большой  черный кирпич (более тысячи страниц!) под названием «Николай Бердяев. Падение священного русского царства: публицистика 1914-1922 гг.». Благо дело, с момента прочтения маленькой «Философии свободы» я по настоящий день успел обзавестись рядом работ мыслителя, поразившего меня в 19 лет. Нахожу в этой книге статью «Возможна ли социальная революция?»,  выписываю из нее то, что будет понятно восьмиклассникам и на что они будут в состоянии рефлексировать.  На следующем уроке мы учимся работать с источником (документом) по статье Николая Бердяева. На языке ЕГЭ это называется «использование обществоведческих знаний». И чем больше знаний, выходящих за формат учебника, у школьника, тем более велики у него шансы успешно написать государственный экзамен. Вариантов организаций встреч с классиками много. Главное не переборщить. Дозировка – великое дело!  В заключение хотелось бы привести слова лауреата Нобелевской премии мира Альберта Швейцера: «Всякое истинное познание переходит в переживание. Познание, ставшее переживанием, наполняет меня чувством благоговения перед таинственной волей к жизни, проявляющейся во всем. Оно заставляет меня мыслить и удивляться и ведет меня к высотам благоговения перед жизнью. Здесь оно отпускает мою руку. Дальше оно может уже меня не сопровождать. Отныне моя воля к жизни сама должна найти свою дорогу в мире». ​Алексей ЧЕРНОВ, учитель истории и обществознания, Тамбовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте