search
Топ 10

Светлая память ученому, человеку, учителю

​Среди славных ученых в области дошкольной педагогики достойное место по праву принадлежит Розе Семеновне Буре.

Многие педагоги знают и с успехом используют в практической работе с детьми рекомендации Розы Семеновны, построенные на глубоком понимании души ребенка. Книги, написанные известным ученым, достойное продолжение традиций великих ученых гуманистов и энтузиастов. Многие идеи, выдвинутые сегодня в отечественной системе дошкольного образования, были определены и обоснованы Розой Семеновной значительно раньше. Ее профессиональный выбор пути не был случаен. Первые шаги на педагогическом поприще начались еще в школе: шефская работа с малышами, занятия по математике с одноклассниками приносили радость и удовлетворение. Уже в школе проявились отличительные черты характера – активность, ответственность и безудержное стремление помогать людям. В суровые годы войны в Саратовской области началась трудовая деятельность вчерашней школьницы, которая самоотверженным трудом приближала Победу. После войны неистребимая тяга к знаниям привела молоденькую девушку в МГПИ. Возник вопрос: что выбрать – физико-математический или филологический факультет? Случайно разговорившись с секретарем приемной комиссии дошкольного факультета, абитуриентка обратила внимание на множество интересных предметов, которые можно будет изучать. Окончательный выбор был сделан, и решение принято.Рождение дочерей, работа воспитателем в детском саду помогли Розе Семеновне накопить бесценный практический опыт, ставший в дальнейшем основой для научно-исследовательской деятельности. Общение с заведующей и настоящими воспитателями-профессионалами, преданными дошкольному делу, помогли росту педагогического мастерства Розы Буре. Позади годы напряженной учебы в МГЗПИ на дошкольном факультете и работа в детском саду, казалось, можно остановиться. Но неиссякаемый интерес к научному поиску и стремление к самосовершенствованию приводят недавнюю выпускницу дошкольного факультета сначала в Московский городской методический кабинет по дошкольному воспитанию, а затем в качестве младшего научного сотрудника в НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РСФСР, где она продолжает учиться научному поиску почти восемь лет. В 60-е годы XX века Буре оканчивает аспирантуру НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР. Участие в проблемных семинарах, общение с ведущими учеными стали для начинающего исследователя великолепной научной школой. В марте 1969 года Роза Семеновна под руководством Е.Радиной блестяще защитила кандидатскую диссертацию на тему «Развитие взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности».Тщательный, разносторонний анализ литературы по проблеме исследования, проведенная экспериментальная работа позволили разработать классификацию форм труда, выявить их воспитательные возможности, определить генезис способов объединения дошкольников в труде. Несомненный практический интерес представляет разработанная Буре методика руководства коллективным трудом старших дошкольников для формирования взаимоотношений между ними.Почти 20 лет работала Роза Семеновна в НИИ дошкольного воспитания, пройдя путь от младшего научного сотрудника до заведующей лабораторией нравственного воспитания. За эти годы благодаря плодотворному сотрудничеству с Л.Островской, Г.Годиной было выпущено большое количество книг, посвященных взаимодействию педагога и ребенка в детском саду, методике руководства трудом дошкольников. Несмотря на административную занятость, Роза Семеновна продолжала научный поиск, появились у нее и первые ученики: А.Тулегенова, Л.Таджибаева, Т.Блошицына, Л.Крайнова, В.Калишенко, Р.Кузьмина, М.Воробьева.Защита в сентябре 1986 года докторской диссертации на тему «Теория и методика воспитания у детей нравственно-волевых качеств в детском саду» – прекрасный итог напряженной работы, научного поиска сомнений и собственных достижений. Впервые в этом труде Роза Буре теоретически и экспериментально обосновала условия и методику решения задач нравственного воспитания дошкольников на занятиях.Более 20 лет Роза Семеновна работала на факультете дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, пользуясь любовью и уважением коллег, аспирантов, магистрантов и студентов. В этот период она продолжает научно-исследовательскую работу по направлению «гуманизация педагогического процесса в детском саду».Научные идеи, выдвинутые Розой Семеновной Буре, успешно внедряются в дошкольных учреждениях и находят свое дальнейшее развитие в работах ее учеников и последователей из многих городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Около двадцати ученых защитили диссертации в период работы Розы Семеновны в МГПИ. Среди них Т.Захараш, Кейта Бакумба, С.Дудникова, В.Давидович, В.Лисина, С.Улитко, Т.Тарабарина, Л.Перелыгина, Е.Ключникова, Е.Киянченко, Л.Костелова, Жозиян Малонга, Нгуен Тхи Ким Ань, О.Буракова, Рочев Сорайа Гедес, Буй Тхи Вьет.Роза Семеновна Буре обладала уникальным даром – умением общаться с окружающими, подчеркивая достоинства и помогая поверить в свои силы. Каждый человек был ей интересен, и каждому она была готова помочь. Общаясь с этим светлым человеком, я невольно заражалась неиссякаемой энергией и постоянно ощущала душевное тепло, заботу и понимание.Вся жизнь Розы Семеновны Буре может быть для нас примером беззаветного и бескорыстного служения делу дошкольной педагогики, преданности ему и постоянному поиску.Своим ученикам она оставила письмо-обращение:«Милые мои ученики! Это мои последние слова для вас, прочтите, простите и прощайте! Всем вам, каждому из вас была отдана часть моего сердца, моей души. Я искренне радовалась вашим успехам, мучительно переживала ваши трудности и была счастлива в дни вашего счастья… Я уверена, убеждена в том, что все вы не предадите нашу общую науку, то детище, которое мы растим своими руками, – дошкольную педагогику.Мне посчастливилось достичь своей мечты – постоянно учиться и учить других.Я благодарна судьбе за то, что на моем жизненном пути мне удалось встретить много-много хороших людей: учителей, друзей, учеников.Спасибо вам, мои ученики! Будьте верны дошкольной педагогике! Будьте счастливы! Дружите между собой, моя школа! С полным правом говорю последние слова и радуюсь тому, что имею право это сказать. Успехов и новых дерзаний. Всегда с вами. Р.С.»Это письмо – завещание всем нам! Светлая память прекрасному Человеку, Ученому и Учителю! В.ЛИСИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики МПГУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту