search
main
0

Светлана Потапова, Великий Новгород: Зачем ставить ложные четверки?.

Сколько ваших учеников по окончании 9-го класса будут иметь в аттестате сплошные четверки? Если в дневнике одни четверки – это повод для беспокойства. Вполне возможно, что обладатель этих отметок из школьной программы не вынесет почти ничего…

На нынешней неделе большинству школьников выставят все оценки: и четвертные, и годовые. Будут ли классные руководители просить предметников поставить оценки отдельным ученикам чуть повыше? Станут ли учителя «вытягивать» хорошиста, у которого «всего одна троечка и как раз по вашему предмету» или отличника, у которого «по всем предметам пять, только физкультура ему не дается, что делать – физические данные такие…»?

Парадокс заключается в том, что кто-то действительно покривит душой и пойдет на уступки. Но… не самым лучшим ученикам!

Если ученик переходного класса – 4-го, а тем паче 9-го или 11-го –  сдает экзамен по тому предмету, который штудировал весь год, его итоговую оценку обязательно сравнят с той, которую он получит на экзамене. И горе педагогу, если эти отметки будут разительно отличаться. Поэтому учителя перестраховываются – лучше занизить оценку за четверть и год, чем потом получать выговоры от начальства.

В итоге, если, например, ученик 9-го класса, добросовестно учившийся весь год по биологии, выбирает для сдачи ГИА биологию, он может получить за год по этому предмету не «пять», а «четыре» – на всякий случай! При этом масса его одноклассников, которым биология для сдачи не нужна, скорее всего, прохладно относились к изучению этого предмета в течение всех четырех четвертей. Почему? Потому что учебники по биологии, географии, физике, химии, истории и ряду других дисциплин доверху напичканы самыми подробнейшими сведениями, две трети которых сразу же забываются, едва ребенок окончит школу. Наши дети умные, они это понимают. Они пишут шпаргалки по истории, потому что невозможно запомнить ВСЕ требуемые даты и сведения. Скачивают микроскопические карты по географии для «шпор», потому что учительница требует запомнить так называемую «номенклатуру» – много десятков названий для одной контрольной. Винить детей в этих поступках просто язык не поворачивается. Знают ли об этом положении дел учителя? Знают. И часто смотрят на это сквозь пальцы. Строго нужно относиться к тому, кто будет в 9 и 11-х классах сдавать экзамен по твоему предмету. А остальных можно простить. И поставить четверочку.

Классные руководители! Сколько ваших учеников в этом году по окончании 9-го класса будут иметь в аттестате сплошные «четверки»? (За исключением физкультуры, ОБЖ и технологии – по этим предметам часто ставятся «пятерки», если только ребенок не отъявленный хулиган или злостный лодырь; есть и другие «неглавные» предметы, по которым преподаватели зачастую ставят оценки, руководствуясь правилом: «всем тихим девочкам – пять, всем хулиганистым мальчикам – четыре.) Если в дневнике одни четверки – это повод для беспокойства! Вполне возможно, что обладатель этих оценок – умный и ленивый человек, который из школьной программы не вынесет почти ничего. Он будет хорошо знать только русский язык, математику и еще один или два предмета, нужные ему для поступления в вуз.

А преподаватели вузов, между тем, уже давно хватаются за голову, рассказывая друг другу ужастики о знаниях выпускников школ последних лет. Преподаватели Новгородского государственного университета поведали мне истории о том, что будущие учителя не знают даты начала Великий Отечественной, путают подлежащее со сказуемым и «жи-ши» могут написать совсем не через то, через что требуется. Совсем беда у первокурсников с устной речью – не могут связать двух слов, аргументировать свое мнение. Так, может, нужно перестать пичкать  школьные учебники массой ненужных знаний по всем предметам через край, а поставить целью школьных программ воспитание грамотного, культурного современного человека с активной жизненной позицией? А углубит он свои знания по отдельным предметам потом, в избранном им вузе.

Понимаю, что выбрать круг школьных необходимых знаний – задача сложнейшая. На ум приходит фраза из недавно увиденного американского фильма: «Я знаю, что такое метафора – я ведь окончил Гарвард».

Кто-то ужаснется примеру – у нас в России метафору могут и в начальных классах проходить, если школа продвинутая. А нужен ли столь огромный спектр знаний по русскому языку, если в итоге выпускник про «жи-ши» забывает? Или важнее, чтобы он мог написать красочное, творческое сочинение? Нет, эту задачу теперь не ставят. В нынешнем году девятиклассников массово переучивали – сочинение заменило странное эссе, в котором ты должен привести три аргумента. В итоге получается холодный аналитический текст, в котором творчества ни на грош. Выглядит этот текст, на трезвую голову не педагога, а обыкновенного родителя, но, заметим, с филологическим образованием, просто идиотично. Мне грустно оттого, что мы еще долго не получим новых Толстых и Достоевских. Они могли существовать только в том обществе, в котором все образованные люди писали в детстве творческие сочинения.

Ложные четверки – нужны ли они школе и самим ученикам? В педагогике есть золотое правило: «Если ребенок врет, виноват тот, кому он врет». В данном случае виноваты школьные программы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте