search
main
0

Светлана ИВЧЕНКО, учитель английского языка школы №1039, победитель конкурса «Педагогический старт»: Руководство к действию

​Так что же это за жизнь иная начинается у молодого педагога, как только он перешагивает порог школы? Какие трудности может повстречать учитель на своем пути? И как молодой педагог может успешно реализоваться в профессии? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить.

Представьте себе, что  только что окончили университет  и счастливые и полные идей, как стать лучшим из лучших, переступаете порог школы.  Но о том, что вы  молодой педагог, знаете не только вы, но и ваши ученики, а также их родители! Поставьте себя на место родителей, разве вы захотите, чтобы вашу кровиночку учил какой-то там новенький то ли N, то ли K? Конечно, нет! И вряд ли отношение к вам сразу будет доброжелательным, скорее настороженным, выжидающим. Так как же исправить ситуацию? Из личного опыта могу сказать, что самый верный шаг – это открытое общение с родителями! Но столкнуться с родителями, поджидающими вас во дворе школы, – это испытание не из легких, так как вместо того, чтобы отвечать на заданные вопросы, вы судорожно пытаетесь вспомнить, а  о ком, собственно говоря, идет речь, ведь имен, а уж тем более фамилий вы выучить еще не успели.  Начало учебного года дарит вам удивительный шанс проложить тропинку доверия родителей! И этот шанс зовется родительским собранием. Поверьте, это совсем не страшно, просто требует тщательной подготовки. Родительское собрание – это что-то вроде собеседования при устройстве на работу. Сначала расскажите о себе, затем перейдите непосредственно на то, чем вы будете заниматься в течение года, и ваши требования, говорите медленно и подробно, ведь родители тоже напуганы не меньше вашего – новый учитель, новый предмет, новые требования. Будьте открыты и  доброжелательны!Вот и отношения вроде налажены! Кажется, можно и вздохнуть, но нет! Молодого учителя, как и охотника, за каждым поворотом поджидает опасность.  Теперь мы заглянем непосредственно на урок.  Не секрет, что урок длится всего 45 минут – не много, но и не мало. Первая трудность, с которой сталкивается молодой учитель, – это потеря контроля над классом, над ситуацией в целом. Причем это случается, как правило, не на первом уроке, а недельки через 2, когда ученики начинают себя чувствовать более раскрепощенными.  Я хорошо помню тот урок, когда меня просто не было слышно. А начиналось все вполне хорошо –  с языковой игры: так как я веду уроки английского языка в младшей школе, то довольно часто использую игровые технологии на уроках. Так вот в какой-то момент я поняла, что игра абсолютно вышла из-под контроля. Мои ученики кричали так, что не услышали даже звонка на перемену! Конечно, я была жутко расстроена сорванным уроком.  Выход из такой ситуации оказался прост – необходимы четкая регламентация времени на игровой компонент урока и его наглядность, например, я часто использую песочные часы или звуковой информатор. Также действующим оказался метод кнута и пряника. На роль кнута вполне подойдет снижение баллов, а то и вовсе исключение из игры, а вот в роли  медового пряничка я предпочитаю использовать веселые мордашки, которые раздаю за правильный ответ, у кого их окажется больше в конце урока или игры, тот получит дополнительную оценку «отлично».Кстати, и об оценках замолвим словечко. Просматривая методическую литературу, мы сталкиваемся с таким понятием, как «пятибалльная система оценивания». Но так ли это в действительности?  Открывая дневник ученика, мы видим только три основных вида оценки: «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично», и один, назовем его «вымирающий вид»,  «неудовлетворительно».    Так как же все-таки  оценить ответ ученика, имея в своем распоряжении такой небогатый арсенал? Понятно, что существует процентная шкала, шкала количества  ошибок, но всегда ли принятая градация отражает всю ситуацию в целом? Допустим, один ученик в контрольной работе сделает 5 ошибок, не прилагая никаких усилий, чтобы выучить и понять учебный материал, так как просто наобум поставил галочки напротив заданий (кстати, из личного опыта:   когда я училась еще в школе, у меня в классе были ребята, которым по всем предметам просто рисовали тройки, ну не хотели они учиться, но по тестам всегда получали хорошие оценки – везло), а другой пыхтел и выполнял все домашние задания, приходил на дополнительные консультации, но тоже сделал 5 ошибок,  по шкале оценивания я должна обоим поставить «3». На мой взгляд, это, мягко говоря,  нечестно. Поэтому я нашла для себя такой выход из ситуации: ставлю обоим по тройке, но тому ученику, который занимался усерднее, рядом ставлю четверку или пятерку. Иначе мы просто-напросто можем отбить желание учиться у трудолюбивого ученика. «А зачем что-то делать, – спросит он вас, – если одноклассник не делает ничего и получает ту же тройку?»Стоит отметить еще один подводный камень – незаинтересованность в предмете. Как известно, нет ничего более результативного, чем личностная мотивация, поэтому на каждом уроке я стараюсь выделить две-три минутки, чтобы поинтересоваться у моих учеников, как прошли их выходные, чем они занимались, каких успехов добились на дополнительных занятиях.  И впоследствии использую полученную информацию для составления индивидуальных заданий на уроке.  Например, если я знаю, что Катя увлекается танцами, то она в мельчайших подробностях захочет описать свое бальное платье, а для этого ей понадобятся новые слова и структуры, которые она захочет выучить. Бесспорно, «хочу выучить, потому что мне надо»  гораздо быстрее приведет к цели, нежели просто «надо выучить».Итак, мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся сложные задачи на уроке и пути их решения, но мне бы хотелось выделить и рассмотреть еще одну проблему –   это любовь. Неудивительно, что старшеклассники и старшеклассницы проявляют интерес  к молодому учителю, ведь у них схожие интересы, да и внешне нечасто отличишь учителя от учеников. Честно говоря, в этом нет ничего плохого, наоборот, такие доброжелательные отношения дают дополнительную возможность  учителю преподнести материал в более доступной форме,  но что делать, когда этот интерес перерастает в нечто большее – во влюбленность? Все начинается очень даже романтично – невинные записки с признаниями в любви, как бы случайные встречи в коридорах, и хорошо, если бы на этом все и заканчивалось, но ведь некоторые особо неугомонные особы, так и не добившись внимания со стороны объекта своей пубертатной страсти, начинают подставлять своего «любимого» учителя. На мой взгляд, первым верным шагом к разрешению конфликта в  такой ситуации будет  поставить в известность администрацию школы, затем поговорить непосредственно с самим «влюбленным», ну а уж если это не помогает, то разговора с родителями не избежать. Но все же главное – постараться не допустить панибратства на самом раннем этапе взаимоотношений  между учителем и учениками, если на уроке требуется привести пример из жизни, следует выбирать нейтральные. Далеко не секрет, что в наше время социальные сети приобретают все большую популярность, давая безграничную возможность общаться, обмениваться фотографиями, музыкой, фильмами. Но иногда всего лишь  один клик мышкой на опцию «добавить в друзья» может стать компрометирующим фактом в дальнейшем. Конечно, запретить учителям иметь свои странички  далеко не выход, поэтому  я  предлагаю учителям иметь две страницы:  одна личная – для общения с друзьями, а другая – для общения с учениками. Как мы убедились, перед молодым учителем  встают разные задачи, которые порой нелегко решить. Так что же может предпринять молодой педагог, для того чтобы научиться предвидеть и предотвращать  трудности, возникающие как на уроке, так и за его пределами? Можно смело предположить, что саморазвитие играет важную роль в становлении педагога как профессионала. Но когда молодой учитель оставляет за спиной университет и попадает в совсем иной мир, где нет куратора, где никто не подскажет,  какую книгу лучше почитать, на каком сайте посмотреть нужную информацию и никто не проверит выполненную домашнюю работу или написанную курсовую,  то молодому специалисту легко потеряться в океане информации. Чтобы этого избежать, можно и нужно посещать семинары, круглые столы, которые организуют окружные научно-методические центры. Поверьте, это не напрасная трата времени, как считают многие:   «Что там делать – одна болтовня!» На самом деле на подобных мероприятиях легко познакомиться с другими молодыми педагогами, спросить совета у более опытных коллег. Ведь именно опыт дает нам возможность более глубоко понять свою работу, пощупать ту самую ниточку, которая приведет в тридевятое царство, где у учеников в дневниках стоят одни пятерки. Ведь даже Жан Жак Руссо говорил: «Наши истинные учителя –  опыт и чувство». Хорошее подспорье в освоении профессии учителя  и участие во всевозможных конкурсах. Конкурсы подразумевают под собой детальную подготовку, самоанализ ранее допущенных  ошибок и как результат  отлично подготовленный урок или внеклассное мероприятие.  Стоить заметить еще один немаловажный положительный момент конкурсов – обычно презентация урока проводится в незнакомом классе, что со временем поможет учителю преодолеть скованность, стеснение, нервозность и даст чувство уверенности и свободы в своей работе. Ведь учитель по своей сути  творец и актер.Если для актера всеобщим признанием и успехом станут несмолкаемые аплодисменты в зале, то что же учитель может считать своим успехом? Конечно, можно сказать, что успех учителя выражается в количестве пятерок  в классном журнале, но для меня успех – это когда ученики хотят попасть именно к тебе в группу,  никогда не забудут поздороваться и поздравить с праздником, когда даже на перемене кабинет полон учеников, которые хотят поделиться чем-то важным и сокровенным, и желание ученика учиться. Ну а главной оценкой профессиональной деятельности учителя можно назвать  признание его как друга и наставника  в глазах ученика и его родителей!Жила-была девочка Света,Как обычно жизнь начиналась – На свет родилась, в садик ходила,За партой училась долгих одиннадцать лет.Достойно окончила среднюю школу(Можно, конечно, было и лучше).И в стеклянной коробочке – блеск серебра!Но из школы, кто бы подумать мог,Уходить не хотелось.«Что же мне делать? Как же мне быть?» – Подумала Света. Но решение было принято в миг -Поступить… в педунивер!Борьба была сложной целых пять летНе давали покоя практика речи, история АнглииИ философия, и педагогика, и, кроме того,Бессонные ночи в зимние сессии(в летние их не было вовсе, ночей, я имею в виду), Вечно голодные – на переменах Бились за булки и чашечку кофе.Все для того, чтоб услышать первый звонок,Но не как ученица, а как педагог!В первый день осенний  в школуВходит не девочка Света -Школьница-студентка, а учитель молодой -Светлана Сергеевна.Оправив складки на юбке,Первый раз она громко сказала:«Good morning, boys and girls!»И началась жизнь совсем  иная – Не за партой сидя, а стоя у доски!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте