search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Светлана ИВЧЕНКО, учитель английского языка школы №1039, победитель конкурса «Педагогический старт»: Руководство к действию

​Так что же это за жизнь иная начинается у молодого педагога, как только он перешагивает порог школы? Какие трудности может повстречать учитель на своем пути? И как молодой педагог может успешно реализоваться в профессии? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить.

Представьте себе, что  только что окончили университет  и счастливые и полные идей, как стать лучшим из лучших, переступаете порог школы.  Но о том, что вы  молодой педагог, знаете не только вы, но и ваши ученики, а также их родители! Поставьте себя на место родителей, разве вы захотите, чтобы вашу кровиночку учил какой-то там новенький то ли N, то ли K? Конечно, нет! И вряд ли отношение к вам сразу будет доброжелательным, скорее настороженным, выжидающим. Так как же исправить ситуацию? Из личного опыта могу сказать, что самый верный шаг – это открытое общение с родителями! Но столкнуться с родителями, поджидающими вас во дворе школы, – это испытание не из легких, так как вместо того, чтобы отвечать на заданные вопросы, вы судорожно пытаетесь вспомнить, а  о ком, собственно говоря, идет речь, ведь имен, а уж тем более фамилий вы выучить еще не успели.  Начало учебного года дарит вам удивительный шанс проложить тропинку доверия родителей! И этот шанс зовется родительским собранием. Поверьте, это совсем не страшно, просто требует тщательной подготовки. Родительское собрание – это что-то вроде собеседования при устройстве на работу. Сначала расскажите о себе, затем перейдите непосредственно на то, чем вы будете заниматься в течение года, и ваши требования, говорите медленно и подробно, ведь родители тоже напуганы не меньше вашего – новый учитель, новый предмет, новые требования. Будьте открыты и  доброжелательны!Вот и отношения вроде налажены! Кажется, можно и вздохнуть, но нет! Молодого учителя, как и охотника, за каждым поворотом поджидает опасность.  Теперь мы заглянем непосредственно на урок.  Не секрет, что урок длится всего 45 минут – не много, но и не мало. Первая трудность, с которой сталкивается молодой учитель, – это потеря контроля над классом, над ситуацией в целом. Причем это случается, как правило, не на первом уроке, а недельки через 2, когда ученики начинают себя чувствовать более раскрепощенными.  Я хорошо помню тот урок, когда меня просто не было слышно. А начиналось все вполне хорошо –  с языковой игры: так как я веду уроки английского языка в младшей школе, то довольно часто использую игровые технологии на уроках. Так вот в какой-то момент я поняла, что игра абсолютно вышла из-под контроля. Мои ученики кричали так, что не услышали даже звонка на перемену! Конечно, я была жутко расстроена сорванным уроком.  Выход из такой ситуации оказался прост – необходимы четкая регламентация времени на игровой компонент урока и его наглядность, например, я часто использую песочные часы или звуковой информатор. Также действующим оказался метод кнута и пряника. На роль кнута вполне подойдет снижение баллов, а то и вовсе исключение из игры, а вот в роли  медового пряничка я предпочитаю использовать веселые мордашки, которые раздаю за правильный ответ, у кого их окажется больше в конце урока или игры, тот получит дополнительную оценку «отлично».Кстати, и об оценках замолвим словечко. Просматривая методическую литературу, мы сталкиваемся с таким понятием, как «пятибалльная система оценивания». Но так ли это в действительности?  Открывая дневник ученика, мы видим только три основных вида оценки: «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично», и один, назовем его «вымирающий вид»,  «неудовлетворительно».    Так как же все-таки  оценить ответ ученика, имея в своем распоряжении такой небогатый арсенал? Понятно, что существует процентная шкала, шкала количества  ошибок, но всегда ли принятая градация отражает всю ситуацию в целом? Допустим, один ученик в контрольной работе сделает 5 ошибок, не прилагая никаких усилий, чтобы выучить и понять учебный материал, так как просто наобум поставил галочки напротив заданий (кстати, из личного опыта:   когда я училась еще в школе, у меня в классе были ребята, которым по всем предметам просто рисовали тройки, ну не хотели они учиться, но по тестам всегда получали хорошие оценки – везло), а другой пыхтел и выполнял все домашние задания, приходил на дополнительные консультации, но тоже сделал 5 ошибок,  по шкале оценивания я должна обоим поставить «3». На мой взгляд, это, мягко говоря,  нечестно. Поэтому я нашла для себя такой выход из ситуации: ставлю обоим по тройке, но тому ученику, который занимался усерднее, рядом ставлю четверку или пятерку. Иначе мы просто-напросто можем отбить желание учиться у трудолюбивого ученика. «А зачем что-то делать, – спросит он вас, – если одноклассник не делает ничего и получает ту же тройку?»Стоит отметить еще один подводный камень – незаинтересованность в предмете. Как известно, нет ничего более результативного, чем личностная мотивация, поэтому на каждом уроке я стараюсь выделить две-три минутки, чтобы поинтересоваться у моих учеников, как прошли их выходные, чем они занимались, каких успехов добились на дополнительных занятиях.  И впоследствии использую полученную информацию для составления индивидуальных заданий на уроке.  Например, если я знаю, что Катя увлекается танцами, то она в мельчайших подробностях захочет описать свое бальное платье, а для этого ей понадобятся новые слова и структуры, которые она захочет выучить. Бесспорно, «хочу выучить, потому что мне надо»  гораздо быстрее приведет к цели, нежели просто «надо выучить».Итак, мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся сложные задачи на уроке и пути их решения, но мне бы хотелось выделить и рассмотреть еще одну проблему –   это любовь. Неудивительно, что старшеклассники и старшеклассницы проявляют интерес  к молодому учителю, ведь у них схожие интересы, да и внешне нечасто отличишь учителя от учеников. Честно говоря, в этом нет ничего плохого, наоборот, такие доброжелательные отношения дают дополнительную возможность  учителю преподнести материал в более доступной форме,  но что делать, когда этот интерес перерастает в нечто большее – во влюбленность? Все начинается очень даже романтично – невинные записки с признаниями в любви, как бы случайные встречи в коридорах, и хорошо, если бы на этом все и заканчивалось, но ведь некоторые особо неугомонные особы, так и не добившись внимания со стороны объекта своей пубертатной страсти, начинают подставлять своего «любимого» учителя. На мой взгляд, первым верным шагом к разрешению конфликта в  такой ситуации будет  поставить в известность администрацию школы, затем поговорить непосредственно с самим «влюбленным», ну а уж если это не помогает, то разговора с родителями не избежать. Но все же главное – постараться не допустить панибратства на самом раннем этапе взаимоотношений  между учителем и учениками, если на уроке требуется привести пример из жизни, следует выбирать нейтральные. Далеко не секрет, что в наше время социальные сети приобретают все большую популярность, давая безграничную возможность общаться, обмениваться фотографиями, музыкой, фильмами. Но иногда всего лишь  один клик мышкой на опцию «добавить в друзья» может стать компрометирующим фактом в дальнейшем. Конечно, запретить учителям иметь свои странички  далеко не выход, поэтому  я  предлагаю учителям иметь две страницы:  одна личная – для общения с друзьями, а другая – для общения с учениками. Как мы убедились, перед молодым учителем  встают разные задачи, которые порой нелегко решить. Так что же может предпринять молодой педагог, для того чтобы научиться предвидеть и предотвращать  трудности, возникающие как на уроке, так и за его пределами? Можно смело предположить, что саморазвитие играет важную роль в становлении педагога как профессионала. Но когда молодой учитель оставляет за спиной университет и попадает в совсем иной мир, где нет куратора, где никто не подскажет,  какую книгу лучше почитать, на каком сайте посмотреть нужную информацию и никто не проверит выполненную домашнюю работу или написанную курсовую,  то молодому специалисту легко потеряться в океане информации. Чтобы этого избежать, можно и нужно посещать семинары, круглые столы, которые организуют окружные научно-методические центры. Поверьте, это не напрасная трата времени, как считают многие:   «Что там делать – одна болтовня!» На самом деле на подобных мероприятиях легко познакомиться с другими молодыми педагогами, спросить совета у более опытных коллег. Ведь именно опыт дает нам возможность более глубоко понять свою работу, пощупать ту самую ниточку, которая приведет в тридевятое царство, где у учеников в дневниках стоят одни пятерки. Ведь даже Жан Жак Руссо говорил: «Наши истинные учителя –  опыт и чувство». Хорошее подспорье в освоении профессии учителя  и участие во всевозможных конкурсах. Конкурсы подразумевают под собой детальную подготовку, самоанализ ранее допущенных  ошибок и как результат  отлично подготовленный урок или внеклассное мероприятие.  Стоить заметить еще один немаловажный положительный момент конкурсов – обычно презентация урока проводится в незнакомом классе, что со временем поможет учителю преодолеть скованность, стеснение, нервозность и даст чувство уверенности и свободы в своей работе. Ведь учитель по своей сути  творец и актер.Если для актера всеобщим признанием и успехом станут несмолкаемые аплодисменты в зале, то что же учитель может считать своим успехом? Конечно, можно сказать, что успех учителя выражается в количестве пятерок  в классном журнале, но для меня успех – это когда ученики хотят попасть именно к тебе в группу,  никогда не забудут поздороваться и поздравить с праздником, когда даже на перемене кабинет полон учеников, которые хотят поделиться чем-то важным и сокровенным, и желание ученика учиться. Ну а главной оценкой профессиональной деятельности учителя можно назвать  признание его как друга и наставника  в глазах ученика и его родителей!Жила-была девочка Света,Как обычно жизнь начиналась – На свет родилась, в садик ходила,За партой училась долгих одиннадцать лет.Достойно окончила среднюю школу(Можно, конечно, было и лучше).И в стеклянной коробочке – блеск серебра!Но из школы, кто бы подумать мог,Уходить не хотелось.«Что же мне делать? Как же мне быть?» – Подумала Света. Но решение было принято в миг -Поступить… в педунивер!Борьба была сложной целых пять летНе давали покоя практика речи, история АнглииИ философия, и педагогика, и, кроме того,Бессонные ночи в зимние сессии(в летние их не было вовсе, ночей, я имею в виду), Вечно голодные – на переменах Бились за булки и чашечку кофе.Все для того, чтоб услышать первый звонок,Но не как ученица, а как педагог!В первый день осенний  в школуВходит не девочка Света -Школьница-студентка, а учитель молодой -Светлана Сергеевна.Оправив складки на юбке,Первый раз она громко сказала:«Good morning, boys and girls!»И началась жизнь совсем  иная – Не за партой сидя, а стоя у доски!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте