Владимир, 2003 год. Я уходила из школы в вуз, как мне тогда казалось, навсегда. За плечами оставались 8 лет работы в школе, хорошей и настоящей работы, трудной и счастливой, с первыми ученическими и учительскими победами, совместными бедами и неудачами. Моя профессиональная карьера учителя русского языка и литературы складывалась в городе как нельзя лучше: открытые уроки городского и областного уровней, выступления с лекциями перед учителями, выездные открытые уроки в школах Кольчугина, Суздаля, в сельских школах в рамках ежегодного слета учителей педагогического клуба «Пеликан». Радовали ученики своими победами на конкурсах и увлеченностью предметами, которые я преподавала. С многими выпускниками до сих пор сохранились очень теплые отношения. Евгений Муравьев – ныне клирик Успенского собора Каширы Московской области, священник; Елена Куклева, Анна Тимофеева, Анастасия Базанова стали переводчиками; окончили факультет журналистики Максим Ульянов и Марина Еськова; получила специальность учителя русского языка и литературы Оксана Гладышева; окончил аспирантуру при кафедре литературы Санкт-Петербургского государственного университета Леонид Климов.
Но тогда, в декабре 2003 года, что-то стало исчезать в работе, уходить. Радость? Увлеченность? Самоотдача? Откровенность? Влюбленность? Даже сейчас, оглядываясь назад, с трудом могу сформулировать свое тогдашнее состояние. Одно я знала наверняка: учителю, которому не с чем идти в класс, в школе делать нечего. А я оказалась в педагогическом тупике. В душе, в сознании рождалось и горело желание нового пути, шага, взгляда. Начался поиск новых форм ведения урока, построения учебного диалога. Поколение XXI века, коммуникабельное, открытое, пытливое, было ориентировано на доминирование в учебном процессе: самим ставить цели, определять задачи. Им не нужны были готовые ответы. Мне требовалось время, чтобы понять, в каком направлении двигаться дальше. Размышления и поиски привели меня к вальдорфской педагогике. Это был глоток свежего воздуха. Далеко не все я могла принять и принимала. Но до сих пор благодарна судьбе за встречу с вальдорфцами, которые научили меня принимать каждого ребенка таким, каков он есть, даже если вместо стула на твоем уроке он предпочитает пол. За уроки на свежем воздухе, когда в осеннем яблоневом саду школы ты читаешь с детьми Бунина. За выбор литературы как предмета для углубленного изучения. За верность многих литературе до сих пор.Они открыли мне глаза на то, что оценка – лишь цифра, определяющая сумму знаний, но не открытий и откровений. Я привыкла в традиционной школе, что ученики ориентированы на оценку, вальдорфские дети были ориентированы на диалог с учителем. Они шли рядом всегда. Каждый урок начинался с вопросов учеников. Были уроки, с которых я уходила с мокрой спиной, а в выходные покупала билет на электричку и уезжала в Москву, в Ленинку, – мне и ученикам нужны были ответы. Я училась и росла вместе с ними. Спасибо им!Москва, 2007 год. Я вновь переступила порог учебного класса. Я вернулась в школу, потому что больше не могла без нее. Мне хотелось так много рассказать и услышать в ответ, вместе с учениками прочитать, прочувствовать, продумать, прожить. А если вымерить шагами эту планету с пленительным и манящим именем – филология? Москва, напитанная литературными и лингвистическими ветрами, возьмет в плен каждого, кто увлечен или просто интересуется миром филологии. Город уникальных культурных миров позволяет проводить разноформатные уроки в реальном времени и пространстве. Лекция? Презентация? Мозговой штурм? Семинар? Урок-экскурсия в музее! Урок-практикум в знаменитой Ленинке! Урок-исследование по страницам-улицам, отрывкам-переулкам! Москва, 2011 год. Чем ближе подхожу к школе, тем осмысленнее становится начинающийся день, уже окрыленный предстоящей встречей с учениками. Как правило, на первом уроке меня приветствуют шестиклашки, еще сонные, толком не проснувшиеся, милые и непосредственные. Или восьмой класс. У некоторых из них учебный год начался с успешного выступления на школьном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе – впереди окружной тур. И не только! Интереснейшая многопрофильная олимпиада в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, олимпиада «Ломоносов», Московская олимпиада школьников по русскому языку, культурологии и межкультурной коммуникации! В этом году у меня первый после долгого перерыва выпуск. Страшно переживаю – это аттестация моей работы и показатель успешности выбранной стратегии в преподавании русского языка и литературы. Работа в старших классах – особенная. Открытые и ждущие откровенности, независимые в своих суждениях и тонко чувствующие ложь и конъюнктурность, ранимые и гордые, неплохо разбирающиеся в людях и их моделях поведения, рано взрослеющие современные старшеклассники «читают» учителя как открытую книгу. Главное – страницы не должны заканчиваться, а это значит – постоянная работа над собой. Мы живем и учимся в Москве – городе уникальных возможностей для постоянного профессионального роста и получения достойного образования. Главное – учиться и работать с увлечением, не утрачивая любопытства и жажды познания. И человечности! Очень давно при расставании один из учеников написал мне на подаренной книге: «Никогда не растеряйте Вашей доброй красоты…» Храню эти слова как завет, как оберег – не растерять, не растратить, не растратиться.
Комментарии