То, что я однажды увидел, на рынке возле дома, “прострелило” меня насквозь, – рассказывает Николай Васильевич Санеев, камчатский писатель-прозаик. – Сидевшие кружком “поддатые” мужики протягивали полный стакан водки маленькому пацаненку лет десяти, не больше. И подбадривали его, призывая: “Пей, не ломайся, надо первый заработок обмыть!” Я посмотрел, как этот мальчик сжимает синими от холода ручонками стакан, и первое мое желание было врезать тем мужикам по их пропитым рожам. Благо, вмешался вовремя подошедший милиционер… Подумалось: Господи, кто знает, что было от рождения заложено в этого ребенка? А ведь не сегодня – завтра нальют пацану второй стакан, третий, и все, считай, еще одна юная жизнь и, может быть, талант растоптаны…
Эта мысль запала Николаю Санееву в душу. Удивительно, но вместо того, чтобы пофилософствовать на эту тему с интеллигентными друзьями, Николай Васильевич стал ходить по школам и беседовать с преподавателями литературы, выискивая способных к творчеству ребят. Он уже знал, куда их приведет. Был дом, светлый, красивый, украшенный деревянными скульптурами, из которого открывался просто фантастический вид на Авачинскую бухту. В свое время именно Санеев, тогда член президиума Литературного фонда Союза писателей России, выхлопотал деньги и добился строительства этого здания, которое предназначалось для камчатских литераторов. Прозаики и поэты регулярно приходили сюда вечерами пообщаться, а вот днем просторное трехэтажное здание практически пустовало. Николай Санеев решил заполнить его детьми. Для своей студии, существовавшей в первые годы на общественных началах, он выбрал удивительно точное название – “Светелка”. Ассоциации, возникающие при его звучании: свет, свеча, просто уютное место, куда хочется приходить…
Признаться, я давно уже не встречала таких потрясающе интересных ребят, каких увидела там. Мы проговорили целый вечер, и, честно говоря, подобных собеседников в обычной жизни надо еще поискать! Мне читали стихи, мы рассуждали о творчестве Борхеса и Кортасара, с юношеской горячностью защищали позднего Маяковского и, конечно, возносили на пьедестал Пелевина. Куда деваться! И я всерьез разозлилась на одного молодого нахала, который усомнился в литературных достоинствах “Темных аллей” моего любимого Бунина.
– Как он мог писать о любви в таком возрасте? Все ложь!
Да, такое можно заявить только в 18, когда кажется, что перед тобой – весь мир, а ты – самый гениальный из всех бывших на свете поэтов. “Вдохновение – это эпилепсия неизвестной породы, нюансы дикого счастья…” Это тоже оттуда, из 18-летия. Автор – весьма примечательный молодой человек, Станислав Германцев. В “Светелке” – с шестнадцати. Кроме поэзии, есть иные, правда, менее весомые увлечения – граффити и гитара. По его словам, недавно совершил акт большого творческого мужества – сжег несколько общих тетрадей своих стихов, от всего осталась маленькая рукопись. Между прочим, студент Камчатского педагогического института. Занятный получится преподаватель…
Преимущественно “Светелка” (а с 1993 года было уже три выпуска) “кует” кадры именно для педагогического института. Выпускники получают “корочки”, заверенные городским отделом народного образования, прикладывают газетные публикации, поэтические сборники со своими стихами, а некоторые могут похвастать даже собственными книгами.
– За семь лет у наших ребят вышло две книги, – с гордостью рассказывает Николай Санеев.- Сейчас буду ставить вопрос о приеме их в Союз писателей!
– Так они же совсем юные?
– Тем, о ком я веду речь, уже по 20 лет, это из самого первого нашего набора. Да разве возраст определяет настоящего литератора? Когда наша литературная школа-студия вошла в систему городского дополнительного образования и зашла речь о каких-то организационных моментах, мы думали ограничить возраст студийцев 18 годами. То есть заканчивается средняя школа – прощай, “Светелка”. Но потом решили, что это неправильно. В самом деле, как же так, ведь это самое время любви, главного двигателя поэзии! В итоге “возрастной ценз” был увеличен до 21 года!
Конечно, можно спорить, возможно ли в принципе научить человека писать. Тут либо дано, либо… Хотя здесь, как подчеркивают сами ребята, совсем не литературный кружок. К предмету собственно литературного мастерства в школе подходят на профессиональном уровне. Ведут занятия известные писатели Камчатки, причем делают это с большим удовольствием по двум причинам. Во-первых, человеку творческому молодежь интересна по определению, а во-вторых, деньги за это платят. Что само по себе предполагает уже не любительский подход, а некоторую производственную дисциплину. На уроках работают в разных жанрах. К примеру, можно зарисовку за одно занятие написать, а за месяц успеть и короткую повесть на заданную тему. Плюс история литературы, техника стихосложения… Короче говоря, “когда б вы знали, из какого сора растут стихи…”
– Вы не боитесь искушать детей литературой? – задаю я последний вопрос Николаю Санееву. – Ведь это опасная штука, можно заболеть на всю жизнь и так и не вылечиться…
– Что вы! Наши ребята как раз из тех, кто ходит по земле. И вообще в жизни нужно больше читать. В больших дозах от всего помогает!
Лада ГЛЫБИНА
Петропавловск-Камчатский
Комментарии