search
main
0

Свет «Жёлтого окошка». Искусство общения со зрителем: технология или творчество?

Открылся третий сезон работы Московского городского клуба «Дети – театр – образование», созданного по инициативе «Учительской газеты» и кафедры культурологии Московского института открытого образования. Впервые встреча проходила на площадке Дома Учителя на Пушечной улице в камерном театральном зале на первом этаже. Она состоялась по инициативе актива клуба, который в конце прошлого сезона выразил желание пообщаться с лидерами детского театра из разных городов России. Организаторы клуба решили, что лучшим началом новой программы станет встреча с художественным руководителем театра «Жёлтое окошко» города Мариинска Кемеровской области Петром Зубаревым. Театр не раз становился участником и лауреатом самых престижных фестивалей детских театров: «Арлекин» (Санкт-Петербург), «Гаврош» и «Большая Перемена» (Москва), даже «Золотая маска».

, кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстетического образования и культурологии Московского института открытого образования

Там вдалеке горит окошко

И освещает в темноте

Всем потерявшимся дорожку

К сочувствию и доброте.

Светлана Фетисова,

учитель литературы НОУ «Золотое сечение»

Встреча состояла из двух отделений: моноспектакля «Иваново сердце» и мастер-класса, посвящённого искусству общения со зрителем. Театральный зал Дома учителя едва вместил 160 участников (57 взрослых и 103 ребенка – учеников начальной школы). О своих впечатлениях рассказывают московские педагоги – участники встречи.

«Очень понравился моноспектакль «Иваново сердце» театра «Желтое окошко». Я была поражена количеством созданных и сыгранных Петром Зубаревым образов. Многомерность их складывалась из простых предметов: вешалок, шаров, отрезов ткани… Содержательная сторона спектакля окунула меня одновременно и в сказку и в современность. Поднятые проблемы актуализированы универсальным языком театра, понятным и юному, и зрелому зрителю. Очень хотелось бы, чтобы эта сказка не заканчивалась».

Юлия Кузнецова,

заместитель директора по воспитательной работе средней школы №1308

«Спектакль для всех возрастов, на все времена и обо всем на свете! Думаете, такого не бывает? А вот бывает! Это спектакль Петра Зубарева \”Иваново сердце\”.

Мои маленькие зрители, а также их родители выходили со спектакля с удивительными светлыми лицами. Кто-то (да что греха таить – я сама) украдкой вытирал слезы, а малыши были так искренне счастливы – казалось, они сейчас лопнут от переполняющей их радости. Родители сказали: \”Вот так должен начинаться каждый день! И тогда на свете будет много добра!\”

И все это сотворил один удивительный человек – Петр Зубарев.

Мне повезло. Наше общение продолжилось после спектакля. Есть действительно много методик, техник, в которых описаны механизмы воздействия на аудиторию (зрителя). Да-да, «воздействия». Это всегда попахивает манипуляцией и чем-то не очень честным. Петр говорит о \”ВЗАИМОдействии\”. Он учит ДОГОВАРИВАТЬСЯ со зрителем, что это всего лишь ИГРА, и мы все в это верим. И только тогда все, что происходит в театре, имеет смысл. Нужно каждый раз действительно дарить зрителю свое сердце…»

Бахтина Марина,

руководитель театра \”ПЛАСТИЛИН\” средней школы № 1308

Елена Овечкина: Как удачно начинается сезон. Всё необыкновенно совпало: Пушечная (ёлки в ЦДРИ в детстве), чудесный особняк, в котором давно хотела побывать, зрители, заинтересованные, не равнодушные, живо реагирующие, ну и, конечно, сам спектакль – «театральная живая сказка». Есть что посмотреть, над чем подумать, чему поучиться. Мастер класс – ещё частичка сердца, веры, убеждённости в нашем деле.

Важные вопросы: для кого спектакль, каких детей и как вводить в мир театра? Для взрослых спектакль или для детей? Моё мнение: хорошая сказка и хороший детский спектакль имеет нижнюю возрастную границу (с каких лет интересно и полезно), и не имеет верхней возрастной границы (каждый возраст находит в нём своё).

Первая мамочка: Вы не представляете, я на спектакле ревела, а сын говорил,  всё хорошо, это же добрый театр и добрая сказка.

Двойняшки 3-й класс. Брат: Мне понравилось, как он кино показывал. Я потренировался и тоже могу.

Сестра: А как здорово из человека и шариков змей Горыныч получается. А мы тоже так на сцене можем.

Вторая мамочка: А мне рассказывать стыдно. Пришёл домой и заявляет: «ничего особенного, дядька по сцене скакал и сказку показывал». Надо нам с отцом самим его в театр водить…

Центр образования №1425

«Иваново сердце», сочинённое и разыгранное Петром Зубаревым – поразительное виртуозное сочетание двух историй: очень серьёзной и взрослой истории про душу человеческую, про всё самое важное в жизни, и искромётной истории про то, что есть театр. Грациозная игра воображения, мгновенность превращений и перевоплощений, абсолютно органичное вовлечение зрителя в ткань спектакля. Причём, зрителя ребёнка и зрителя взрослого в равной степени. Лёгкая дурашливость игры почти в детские кубики и проникновеннейший посыл к сердцу и к разуму! И точность придуманности невероятная. Автор, режиссёр, актёр Пётр Зубарев нашёл приём создания в моноспектакле целой палитры образов, приём превращения сценической площадки в игровое пространство, перетекающее в зрительный зал. Характерно для этой творческой работы ещё и острое чувство меры театральной условности, которому автор ни разу не изменил на протяжении всего спектакля. Может быть, именно благодаря этому всё представление абсолютно целостно и гармонично. И главное смотришь и думаешь – ведь просто же всё, ведь вот оно, казалось бы, лежит на поверхности… и удивляешься каждому следующему шагу.

По дороге домой я успела спросить своих малышей, зачем было нужно столько  надувных шариков на сцене, какие превращения шариков они запомнили? А они наперебой ответили, что они же во всех героев превращались, ну, т.е. в их головы, а потом ещё в хвост стрр-р-рашного чудовища и в весёлый поезд. Оказалось, что запомнили все и рассказывали об этом с восторгом. Уже на следующей неделе поиграли на занятии в превращение предмета по цепочке. Превращали шарик. Участвовала вся группа, в том числе те, кто был на спектакле. И каково же было моё удивление, когда превращали шарик и в арбуз, и в линзу прожектора, и в солнце, и в разные фрукты, но ни один из ребят не превратил его в то, что видел на спектакле. Ну, думаю, – всё забыли. Тогда попросила их (тех, кто смотрел спектакль) вспомнить, во что же превращались шарики там? Вспомнили абсолютно всё. А-а-а, поняла я, они же просто превращали в то, что можно передать из рук в руки, а головы страшно же передавать, да и хвост дракона как-то не очень… После бурных воспоминаний о шариках и вешалках я спросила, о чём же был спектакль, не о шариках же? И тут последовал такой диалог:

– Об Иване-дураке!

– Об Ивановом сердце!

– О том, как Иван ходил ум искать.

– Чтоб его все уважали!

Это дети, первачки.

Я: Иван ходил ум искать, а при чём же здесь сердце?

– А потому что в конце все обменивались теплом сердец.

– Да! Потому что спектакль – это когда со сцены стараешься со всем сердцем и добром к зрителям!

Я: Ну а ум Иван нашёл?

– (огорчённо) Нет!

Я: И уважать его не стали?

– (озадаченно) Стали. Стали по имени-отчеству называть!

– И кланяться!

Я: А раньше не кланялись?

– Нет. Дразнили.

Я: Как же так? Ум не нашёл, а уважать стали?

– А они поняли, что у него ум в сердце!

Мне кажется, что театр «Жёлтое окошко» предлагает детям и взрослым несколько очень важных возможностей: не только получить колоссальное эстетическое удовольствие, почувствовать, что где-то в тебе ещё теплится огонёк детского азарта и удивления, но и возможность очень серьёзно сквозь детскую игру подумать про жизнь… Помимо всего этого здесь можно поучиться, играя, говорить с детьми о серьёзном и важном, увидеть настоящий органичный, а не надуманный и притянутый за уши интерактивный процесс, поучиться игре воображения и вспомнить о том, что это самое воображение есть основа любого творчества, а значит, развитие оного есть процесс воспитания творческой личности. Но это всё – прикладные, практические вещи, а ведь есть ещё процесс духовного обогащения, процесс очищения души при общении с подлинно талантливым и светлым человеком».

Надежда Яковлева,

руководитель театральной студии «Блик» Центра образования №556

«Когда я увидела на сцене единственного актёра, мной овладело чувство разочарования (печальный опыт встречи с «театром одного актера» уже был) и снисхождения (детский спектакль), которые исчезли без следа уже к середине представления… Актёрское мастерство Петра Зубарева, темы, затронутые им в спектакле «Иваново сердце», полностью захватили моё внимание, вызывая непроизвольный глубокий эмоциональный отклик, сочувствие персонажам, потребность соучастия в этой истории. Из наблюдателя я превратилась в участника, заинтересованного в конечном результате и, определённо, значимого участника!  Интерактивные приемы, используемые Петром, были образцом того, как можно поддерживать внимание большой аудитории длительное время, что так необходимо каждому педагогу.

Мастер-класс, проведенный после спектакля, – пример того, как простыми упражнениями можно раскрывать и активизировать творческие способности, дремлющие в каждом человеке. В ходе беседы Пётр Зубарев поделился своим опытом актёра и педагога, ценным для всех, кто работает с детьми. Лично для себя я вынесла из этой встречи то, что не стоит скрывать от детей проблемы, существующие в нашем обществе, в окружении, важно преподнести их на понятном детям языке, как это делает Пётр Зубарев. Мне абсолютно нечего пожелать ему, кроме удачи, так как всё остальное у него уже есть! Пожелать же хочется себе, нашим детям и нам всем – почаще встречаться с такими людьми, чьё сердце светит даже в непогоду, чтобы находясь в их лучах, и самим бы захотелось сиять.

Татьяна Литвинова,

педагог детского сада №1701 и школы №931

Александра Никитина

Фото с сайта театра «Жёлтое окошко» http://www.yellowindow.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте