Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Свет жизни, который легко задуть. Тема «Век ХХI. Право и войны». 11-й класс

Учительская газета, №6 от 17 февраля 2004. Читать номер
Автор:

Цели: 1. Помочь учащимся углубить знания основных норм международного гуманитарного права в отношении методов и средств ведения войны. 2. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с источниками, дополнительным материалом, анализировать документы нормативно-правовой базы. 3. Формировать стремление учащихся развивать системное мышление.

Подготовительный этап

1. Продумывание и обсуждение с учащимися предстоящего урока.

2. Распределение ролей. Все учащиеся класса принимают участие в подготовке и проведении урока. Возможные роли: «специалисты – юристы» Международного института гуманитарного права, «сотрудники» научно-практического центра Генерального штаба ВС РФ, «ведущие научные сотрудники» института социологических исследований, «политический обозреватель» телекомпании НТВ, «научные сотрудники» МГУ кафедры «новейшая история»; «главный специалист» Департамента общего образования Минобразования РФ, «ведущие научные сотрудники» Государственного научного центра института, «журналисты», «пресс-центр».

3. Задания

Провести социологический опрос (результаты обрабатываются «специалистами» института социологических исследований, составляется таблица (см. приложение №1);

подготовить видеозапись мнений граждан по теме урока; видеозапись о начале ВОВ (2-3 мин.); записать на аудиокассету вопросы в «студию».

Задание выполняет «пресс-центр».

Нарисовать плакат на тему «Право и войны»;

музыкальное оформление урока.

Оформление урока. Политическая карта мира, на которой условными обозначениями показаны войны после Второй мировой войны. Перечень основных международных соглашений. Репродукция картины П. Пикассо «Герника». Макеты противопехотных и противотанковых мин.

Краткое содержание урока

1. Вступительное слово учителя истории.

2. Век ХХI: каким он будет? (Выступление «политического обозревателя»).

3. Право и война. Результаты социологического опроса. (Приложение №1).

4. Просмотр видеосюжета «Мнения граждан по теме урока».

5. «Право» и «война». Совместимы ли эти понятия? Учащиеся отвечают на вопрос.

6. Учитель истории: Есть расхожая фраза «На войне, как в любви, нет законов». Тем не менее постепенно соответствующие нормы входят в сознание людей и в практику государств. Ушли в прошлое «право на войну», «право победителя», такие понятия, как «контрибуция», «сферы влияния», им на смену пришли принципы разрешения международных споров. Однако это не означает, что войны ушли из мирового сообщества:

война в Корее и Вьетнаме;

вторжение США в Гренаду (1983), Панаму (1989);

многолетняя война Израиля против арабских государств;

ирано-иракская война;

вооруженное вмешательство СССР в дела Афганистана;

войны на территории бывшей Югославии, бывшего СССР.

Вот неполный перечень войн за последние 50 лет (учитель работает с картой).

7. Начало войны… Существуют ли нормы, регулирующие объявление начала военных действий?

«Историки» рассказывают о том, как начинались Первая и Вторая мировые войны, просматривается видеосюжет о начале ВОВ, делается вывод: войны начинаются с формального объявления войны либо путем открытия военных действий. «Юристы» комментируют исторические факты в соответствии с нормами международного гуманитарного права.

8. Современные войны начинаются с воздушного нападения, «юристы» говорят о том, что с учетом широты действия бомбардировочные удары детально регулируются правом. Они должны быть направлены не на гражданские, а на военные объекты, делается ссылка на Гаагскую конференцию 1907 года. «Дополнительные протоколы 1977 г.» (ст. 51, 571).

Учитель: В самый разгар испанской войны в апреле 1937 года германские фашисты, пришедшие на помощь мятежникам Франко, разбомбили город Гернику до основания. Гибель Герники захлестнула художника П. Пикассо горечью и ненавистью; два месяца, не отрываясь, он писал обширное полотно. На картине нет самолетов, разрывов, разрушенных домов, зарева пожарищ. На картине несложная система символов. Если бы Пикассо нарисовал реалистическую картину, он создал бы еще одну иллюстрацию зверств фашистов. Художнику нужно было больше – он хотел показать сущность фашизма. Что обозначают эти быки, кони, люди? Пикассо сам объяснил: «Бык – фашизм; кони – народ», он вывернул наизнанку бычью философию равнодушной силы, затаптывающей все светлое, живое. И среди погибших в самом аду катастрофы – фигуры со светильниками в руках, это свет жизни, который так легко задуть…

Представители от «военных» рассказывают о применении ракетной техники в современных войнах в целях сохранения гражданских объектов.

Учащимся предлагается назвать виды оружия, которые подлежат запрету или ограничению.

Запрещено использовать:

1. Оружие массового поражения (химическое или бактериологическое). Применение химического оружия во время первой мировой войны вызвало неимоверные страдания. Женевским протоколом 1925 года был положен запрет на применение отравляющих газов и бактериологического (биологического) оружия. Весьма примечательно, что это запрещение во время Второй мировой войны не нарушила ни одна страна. Конвенция от 10 апреля 1972 года о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического оружия и об их уничтожении представляет собой всеобъемлющее и эффективное запрещение столь бесчеловечного оружия.

2. Снаряды весом менее 400 граммов, являющиеся разрывными или снаряженными взрывчатым или зажигающим веществом.

3. Разрывные пули, т.е. пули, которые легко разрываются или сплющиваются в теле человека.

4. Яды, отравляющие оружие.

5. Необнаруживаемые осколки, т.е. оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей.

6. Лазерное оружие.

7. Противопехотные мины, мины-ловушки.

Учащиеся делают вывод: международное гуманитарное право запрещает использовать оружие, которое «без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из строя». Далее преподаватель обращает внимание учащихся на то, что среди запрещенных видов оружия до сих пор не упоминалось ядерное оружие. Случайно ли это?

«Юристы»: В настоящее время не существует специального запрещения на производство, накопление, применение ядерного оружия. Имеется только ряд договоров, регулирующих некоторые аспекты деятельности, связанные с ядерным оружием.

Например: а) Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г.; б) Договор по исследованию и использованию космического пространства от 27 января 1967 года запрещает размещать ядерное оружие в космическом пространстве.

«Военные»: Ядерное оружие является гарантией безопасности России, именно оно обеспечивает стабильность в огромном регионе, включающем страны СНГ, и тем самым препятствует возникновению вооруженного конфликта с бесчисленными жертвами. Эта позиция России определена Концепцией национальной безопасности РФ, утвержденной Президентом РФ в 1997 году. В январе 2000 года указом президента в концепцию были внесены изменения и дополнения. Применение ядерного оружия предусмотрено «в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными».

Учащиеся работают с картой, показывая безъядерные зоны: Латинская Америка, Антарктида, Югославия, Восточная Азия, Африка.

Учитель: Почти каждый день СМИ сообщают о событиях вооруженного конфликта в Чечне, об ужасных преступлениях, совершаемых местными террористами. Но никогда не делаются ссылки на международное гуманитарное право, на конвенции, словно они не существуют вовсе. Не лучше обстоит дело с ознакомлением населения с текстом конвенций.

«Специалист» Департамента общего образования Минобразования РФ говорит об изучении вопросов Международного гуманитарного права в школах.

В разговор включаются «журналисты».

Учитель: Стал историей ХХ век. Человечество должно научиться жить в новом столетии. Каким оно будет? Все зависит от нас, от нашего умения договориться, жить по правилам, относиться гуманно друг к другу даже в условиях самого жестокого противостояния.

Татьяна СЕКИРОВА, учитель истории; Раиса ДАВЫДОВА, учитель ОБЖ, Муром, Владимирская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту