search
main
0

Свет во тьме. Его увидели незрячие студенты Нижегородского педуниверситета

Зрячему человеку трудно представить – как это не видеть мир. Многие воспитанники этой школы-интерната никогда не смогут увидеть воочию многоцветье красок, окружающее нас. Их судьба в какой-то степени схожа с судьбой Николая Островского – символа мужества советских времен, чье имя носит Нижегородская областная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей. Они с детства учатся жить со своим недугом, и многие не хотят, чтобы об их болезни (если это незаметно) знали посторонние люди. Они хотят быть как все. Учиться, работать, иметь семью, растить своих детей. У большинства это получается. Но каких усилий это стоит, знают только они да их родные.

Выпускники школы-интерната, которая в 2002 году отметила свое 90-летие, не забывают свой второй дом. Кто-то приезжает на очередной вечер встречи, а для кого-то это место работы. Вот уже тридцать лет учат здесь обделенных здоровьем детей учителя русского языка и литературы, математики Т.Сердяева, Т.Бутенко и В.Кандикова. Выпускницы этого же интерната, они окончили Горьковский педагогический институт. Сами незрячие, они хорошо знают специфику работы с теми, у кого проблемы со зрением.

Заместитель директора школы-интерната Наталья Боголюбова считает, что все зависит от целеустремленности людей. Ежегодно в высшие и средние специальные учебные заведения поступают около половины выпускников. В последние два года эта цифра резко увеличилась. В 2001 году из 13 детей двое стали студентами вузов и семеро – ссузов. Из прошлого выпуска (14 детей) семь человек поступили в вузы и четыре – в ссузы. Успешность приемной кампании 2002 года Наталья Витальевна связывает именно с решением детей добиться своей цели. В этом же году студентами вузов стали еще двое, не поступившие с первого раза. Причем выбирают ребята престижные специальности, поступают в лучшие вузы не только Нижнего Новгорода, но и Москвы.

«У них льготы!» – возразят мне скептики. Да, по правилам приема в вузы вне конкурса при получении положительных оценок на вступительных испытаниях зачисляются инвалиды первой и второй групп. Но очень часто (и проведенные социологические исследования это подтверждают) молодые инвалиды не идут в вуз из-за слабой подготовленности. И это препятствие порой оказывается непреодолимым. Но не для всех. Елена Куракина, выпускница школы-интерната, подтвердила свою золотую медаль, сдав первый экзамен на «пять». В 2001 году она окончила психолого-педагогический факультет НГПУ и сейчас работает психологом в своей родной школе. Инвалид первой группы по зрению, в прошлом году Елена стала соискателем, собирается писать кандидатскую диссертацию.

Другая выпускница той же школы, инвалид второй группы Ольга Немова, поступая на истфак педуниверситета, могла и не пользоваться положенной ей льготой. Сдав все четыре экзамена, она набрала проходной балл и прошла по конкурсу (а он на историческом факультете любого нижегородского вуза во все времена был большим). После окончания вуза хотела работать по специальности – учителем истории, но увы… По нелепой случайности накануне 1 сентября Ольга оказалась не нужна той школе, где собиралась «сеять разумное, доброе, вечное…». Пережить шок помогли в родной школе, где ее приняли на работу воспитателем. А мечта сбылась чуть позже, и вот уже четвертый год Ольга Алексеевна работает учителем истории. В этом году поступила в аспирантуру.

Сильный характер, настойчивость, трудолюбие, помощь родных, поддержка друзей, преподавателей, однокурсников. И Ольга, и Елена отмечают, что все это очень помогло им состояться в профессии. То, чего добились они, доступно каждому – надо только очень захотеть.

Вы, возможно, заметили, что все наши героини высшее образование получили в педагогическом вузе? В настоящее время в Нижегородском государственном педагогическом университете обучаются 30 студентов с ограниченными возможностями здоровья. Все они имеют инвалидность по соматическим заболеваниям. С нарушением зрения сейчас только один – студент исторического факультета. Однако здесь прекрасно помнят слепых выпускников вуза.

– Каждый год у нас достаточно большая группа детей-инвалидов зачисляется вне конкурса, – говорит первый проректор НГПУ Лев Шапошников. – Всегда ориентируем преподавателей на хорошее, уважительное отношение к таким абитуриентам. Не припомню и одного случая какой-либо дискриминации детей-инвалидов, сама гуманность нашей профессии это исключает. Абитуриентам все объясняют, оказывают консультационные услуги.

– Более того, создаем определенные условия при сдаче вступительных испытаний, – продолжает разговор заведующая кафедрой возрастной педагогической психологии НГПУ Елена Дмитриева. – Например, незрячим предоставляем дополнительное время на выполнение письменных работ, возможность писать сочинение своим шрифтом.

В процессе обучения в вузе такие студенты испытывают в большей степени организационные трудности. Например, нет учебной литературы специально для незрячих. Для Елены Куракиной сложности были преодолены в «первые недели две», после того как договорились о том, что ей будут давать книги из читального зала домой. Ольге Немовой трудно было писать на доске. На логику и латынь, по ее словам, приходилось тратить больше времени, чем на изучение всеобщей истории. Но педагоги шли навстречу. С теплотой Ольга вспоминает преподавателя по латыни, которая находила время для отдельных занятий с ней. Теперь кажется курьезным общение с преподавателем, который читал «Методику преподавания истории» по системе Шаталова. «Ему было важно, чтобы студенты научились этому приему обучения, пройдя через него сами, а тут я такая нестандартная, и вначале он не соглашался, когда я попросила разрешения сдавать экзамены по традиционной системе». Очень помогали и однокурсники.

Нынешние студенты-инвалиды в НГПУ выбрали разные специальности. Предпочтение отдают психологии, специальной психологии. Очень многие учатся на филфаке. Есть несколько человек и на математическом, и на историческом, и на факультете физвоспитания.

– На психолого-педагогическом факультете у нас сейчас целый комплекс специальностей, направленных на подготовку педагогов для работы с детьми-инвалидами, – констатирует профессор Шапошников. – Впервые в регионе открыта и «логопедия», и «тифлопедагогика». Сейчас решается вопрос о получении лицензии на право образовательной деятельности по специальности «сурдопедагогика». Эти проблемы, поскольку они востребованы обществом, изучаются очень активно и глубоко. Достаточно мощно у нас развивается олигофренопедагогика. Хочу сказать, что эти специальности у нас конкурсные, пользуются успехом среди абитуриентов.

Елена Дмитриева возглавляет факультет на базе высшего образования. Под эгидой Министерства образования РФ здесь совместно с Санкт-Петербургским педагогическим университетом впервые в нашем регионе была открыта специальность «тифлопедагогика», где готовят специалистов для работы со слепыми и слабовидящими детьми.

– Четыре года назад по целевому заказу областного Департамента образования и науки мы подготовили группу специалистов, которые работают в двух специализированных школах Нижнего Новгорода, – рассказывает Елена Ермолаевна. – Сейчас востребованность в таких кадрах небольшая, и обучать двух-трех человек, которые к нам приходят каждый год, нерентабельно. Но опыт массовой подготовки педагогов для школ такого профиля у нас есть.

НГПУ, можно сказать, – единственный вуз в Нижегородском регионе, где готовят дефектологов. В педуниверситете много специалистов, преподавателей в области «специальная психология», «коррекционная педагогика». Учитывая это, в Министерстве образования ставят вопрос о том, чтобы НГПУ сделать региональной площадкой обучения инвалидов.

Кроме того, Министерство образования России два с половиной года назад включило Нижегородский педагогический университет в международную программу «Темпус 3». В этом проекте участвуют восемь российских и пять зарубежных вузов. Цель – провести исследования в своих регионах, обменяться опытом обучения инвалидов и реализовывать программы по доступности высшего образования для инвалидов. От анализа ситуации в регионе нижегородцы сегодня перешли к конкретной деятельности: поиску партнеров, занимающихся теми же проблемами; профориентационной работе в специализированных школах; привлечению внимания государственных структур различного уровня к проблемам доступности получения высшего образования инвалидами.

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте