search
main
0

Сведомы кмети Затмений бояться, на половцев не ходить

К 200-летию со времени первого издания гениального произведения древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” мы публикуем “стенограмму” урока Жанны Жителевой, словесника из 19-й школы города Люберцы Московской области. В разработке урока принимал участие замечательный знаток “Слова…” Владимир Иванович Жителев.

До начала урока я раскладываю на столы учеников карточки с текстом для работы в классе, а на доске пишу:

h
свhтъ
сhдлай
есвh

Ъ
въступи въ златъ стремень

Ь
вьрху

чти, чтить
лук – луци

После краткого вступительного слова читаю отрывок на древнерусском языке. Читаю так, как того требует древнерусское письмо: спокойно, неторопливо, размеренно, не выделяя очень резко главные по смыслу слова.
1. Игорь ждет мила брата Всеволода.
2. И рече’ ему Буй тур Всеволод:
3. “Один брат, один свет светлый – ты, Игорю!
4. Оба есве’ Святъславлича!
5. Седлай, брате, свои борзыи комони,
6. а мои-то готовы, осе’дланы у Курска напереди’.
7. А мои-то куря’ни све’домы кме’ти:
8. под трубами пови’ты.
9. под шело’мы возлеле’яны,
10. коне’ц копия воско’рмлены,
11. пути им ве’домы,
12. яру’ги им знаемы,
13. лу’ци у них напря’жены,
14. ту’ли отво’рены,
15. сабли изострены;
16. сами скачут, а’кы се’рыи во’лци в по’ли,
17. и’щучи себе чти, а Князю славы”.
18. Тогда вступи’ Игорь-князь в злат стре’мень
19. и пое’ха по чистому полю.
20. Солнце ему тьмою путь заступа’ше;
21. нощь сто’нущи ему грозою птиц убуди’;
22. свист звери’н вста,
23. зби див кли’чет верху’ дре’ва,
24. велит послу’шати земли’ незна’еме…
25. А по’ловцы негото’вами дорогами
побего’ша к Дону Великому:
26. кричат телеги полу’нощи,
рци, лебеди роспу’щены.
27. Игорь к Дону во’и ведет!
– Много было непонятного?.. А ведь это наш родной язык, но говорили так очень давно, восемь веков назад. Сейчас мы все вместе проясним то, что здесь непонятно.
Буй тур Всеволод. Тур – что это? (Дикий бык). Тур – бык, дикий, вольный, сильный. А буй вам напоминает какое слово? (Буйный). Что оно означает? (Непокорный, неукротимый). Как автор характеризует Всеволода? С кем сравнивает его?..
И рече ему буй тур Всеволод. Кто из вас догадался, что значит рече? (Ответил). Какие современные слова, однокоренные со словом рече, можете назвать? (Речь, речение, изречение, изречь).
Один брат, один свет светлый – ты, Игорю! Мы, обращаясь к Игорю, сказали бы: “Ты, Игорь!” А Всеволод, обращаясь к Игорю, говорит: “Ты, Игорю!” В каком падеже здесь существительное Игорю?.. Запомните, в древнерусском языке, помимо известных нам шести падежей, был еще звательный падеж. Игорю – это существительное “Игорь” в звательном падеже.
Оба есве Святославлича – значит “мы оба есть Святославличи”. Но обратите внимание: сказано не Святославличи, а Святославлича, с окончанием – а. Почему? В современном русском языке два грамматических числа – какие? (Единственное и множественное). А в древнерусском языке было три: единственное, двойственное и множественное. В единственном числе было Святославлич, во множественном – Святославличи, в двойственном как? (Святославлича).
Слово есве – это вовсе не местоимение “мы”. Это глагол. Фразу “есве Святославлича” надо понимать так: “являемся Святославичами”, “мы есть Святославичи”.
Кого ждет Игорь?.. Обратите внимание на то, что сказано не просто “брата Всеволода”, но “мила брата Всеволода”. Всеволод для Игоря – “милый брат”. А Игорь для Всеволода – “свет светлый”. А в словах “оба есве Святославлича” звучит гордость за своего отца, за свой род и призыв не уронить его княжеской чести.
Читаем следующие две строчки. Всеволод, обращаясь к брату, говорит: “седлай, брате, свои комони”. Брате – в каком падеже? (В звательном). А что значит “седлать”, “оседлать”? (Надеть седло на спину вьючного животного). А кто догадался, что значит “комони”? (Кони). Собираясь в военный поход, кого седлали? (Коней). Борзыи комони – это какие комони?.. Быстрые, резвые.
“Мои готовы, оседланы напереди”. (Уже, раньше). Оседланы напереди – то есть “заранее оседланы”, “уже оседланы”. Всеволод княжил в Курске, поэтому его комони где оседланы? (У Курска). Попутно замечу: жителей Курского княжества называли “курянами”.
А теперь послушайте, как Всеволод характеризует своих курян. Читаю строки 7-15.
Повиты – рождены. До сих пор сохранилось слово “повитуха”. А скажите, под какими трубами повиты?.. Под боевыми, конечно. Под трубами, которые зовут в поход, в бой.
Под шеломы возлелеяны. Лелеять – “нежить”, “заботливо ухаживать за кем-нибудь”. Где куряне возлелеяны? (Под шеломами). Где? Под чем? – под шеломы. В каком падеже существительное “шеломы”?.. Под шеломы – древнерусский творительный падеж. Теперь мы сказали бы “под шеломами”, а раньше говорили “под шеломы”. Шелом – шлем.
Конец копия воскормлены. Мы едим с конца ложки или вилки, а куряне “воскормлены конец копия”. Понятно, в каких условиях куряне повиты, возлелеяны и воскормлены? (В боевых условиях).
Пути им ведомы, яруги им знаемы. Яруга – овраг. Ведомы – от глагола “ведать”, по-древнерусски – ведати. А “ведать” что значит? (Знать). Следовательно, ведомы – то же самое, что и знаемы. “Пути ведомы, яруги знаемы”.
Теперь вернемся к седьмой строчке. Сравните выражения: “пути ведомы” и “кмети сведомы”. “Ведомы” и “сведомы” – родственные слова, они близки и по значению. “Сведомы кмети” надо понимать как “знающие кмети”, “опытные кмети”.
Слово “кмети” не дожило до наших дней. Никто не догадался, кмети – это кто?.. С кем князья ходили в военные походы? (Кмети – воины).
Перечитываю строчки 7-15. Сабли изострены. Надо объяснять?.. Изострены – что значит? (Заострены, отточены). Тули отворены. Тул – сумка, коробка для стрел, колчан. Если тули не закрыты, а отворены – значит воины готовы к бою. Луци у них напряжены. О непонятном слове луци. В древнерусском языке звук /к/ перед звуком /и/ заменялся звуком /ц/. (Показываю на доске). Лук – во множественном числе как было? (Луци).
Итак, у “кметей” Всеволода луци напряжены, тули отворены, сабли изострены. Сами скачут, акы серыи волци в поли, ищучи себе чти, а князю славы. Волци – поняли это слово?.. Лук – во множественном числе как? (Луци). Волк – во множественном числе как? (Волци). Сами скачут, акы серыи волци в поли. Акы – что значит? (Словно, будто, как).
Ищучи себе чти, а князю славы. Чти не напоминает вам никакое слово из нашего современного языка?.. Ища чести. (Показываю на доске). Заметьте: у существительного чти и современного глагола “чтить” корень один – какой? (Чт).
Тогда вступи Игорь-князь в злат стремень и поеха по чистому полю. Что сделал Игорь-князь? (Вступи в стремень, поеха по полю). В какой стремень вступил князь? (В злат стремень). В каких произведениях вы еще встречали выражения “злато стремя”, “чисто поле”? (В народных сказках, в народных песнях и былинах).
А если бы Автор сказал проще: “Тогда вступи Игорь-князь в стремень и поеха по полю” – разве было бы хуже? Ведь фраза оказалась бы короче, лаконичнее… Как характеризует Автора то, что он употребил в своем произведении выражения из устного народного творчества? (Автор близок к народу).
Итак, Игорь-князь вступи в злат стремень и поеха по чистому полю – то есть отправился в степь против половцев. В русских летописях сообщается, что во время Игорева похода произошло солнечное затмение. При солнечном затмении неожиданно становится темно, словно бы среди бела дня вдруг наступает ночь; звери и птицы начинают кричать и метаться в страхе. Солнечное затмение обычно вызывает тревожное чувство. Теперь послушайте, как о солнечном затмении рассказывается в “Слове о полку Игореве”. Итак, Игорь выступил в поход. Читаю строчки 20-22.
Солнце ему тьмою путь заступаше. Что было с солнцем? (Путь заступаше). Заступаше – что значит? (Заступало, преграждало). Солнце заступаше путь Игорю, как бы пытаясь отвратить его от погибельного похода.
Нощь, стонущи ему грозою, птиц убуди. Нощь – что значит? (Ночь). В древнерусском языке употреблялись и слово ночь и слово нощь. Эти слова, кроме своего основного значения, имели и другой смысл: “темнота”, “темень”. Здесь слово нощь употребляется в значении “темнота при солнечном затмении”. Что произошло нового? (Убуди птиц). Убуди – значит “пробудила”; в древнерусском глаголе убуди и в современном “пробудила” общий корень – какой? (Буд).
Стонущи грозою. Слово гроза употребляется до сих пор и в переносном смысле: то, что наводит страх, ужас. Смотрим строчку двадцать первую. Нощь (то есть темнота) ему (Игорю) стонущи грозою (то есть страхом своим) птиц убуди (пробудила, взбудоражила, всполошила).
Свист зверин вста. Надо ли объяснять эту фразу?.. Вста – встал, поднялся.
Теперь прочтем последнюю строчку отрывка. Солнечное затмение в древности считалось плохим, грозным предзнаменованием. Скажите, напугало оно русских? Повернули они назад? (Не напугало, не повернули). Было за что Автору “Слова о полку Игореве” уважать князя Игоря и гордиться им? (За его смелость, неустрашимость, целеустремленность). Слово вои в наше время уже не употребляется; скажите, какие слова с тем же корнем и с тем же значением пришли ему на смену? (Воины, войско).
Итак, Игорь к Дону вои ведет. Читаю строчки 20-24.
Див кличет верху древа. Див – это лесное чудище; в древности верили в существование домовых, русалок, леших. Скажите, напугал див русских? Заставил повернуть их назад? (Нет, не напугал).
Див находится верху древа – то есть “на верху древа”; предлоги в древнерусском языке иногда опускались, вот и здесь предлог на опущен.
Див кличет… велит послушати земли незнаеме – для русских незнаемой, то есть чьей земле кличет див? (Половецкой). Див кличет половцам, предупреждая их о нашествии русских.
Зби – это слово непонятно. В древности книги переписывали от руки, при этом нередко допускали описки. Вот и здесь, в слове зби, какая-то ошибка.
Читаю строчки 25-26. Что сделали половцы? (Побегоша). Побегоша – что значит? Кто догадался? (Побежали). Куда побегоша половцы? (К Дону). Возникает вопрос: почему половцы побегоша к Дону? Кто ответит?.. Вспомните последнюю строчку. Куда Игорь вои ведет? (К Дону). И половцы побегоша к Дону, то есть навстречу русским.
Половцы побегоша неготовами дорогами; скажите, дорогами ли побегоша половцы? (Нет, не по дорогам).
Кричат телеги полунощи. Вспомним: нощь – ночь. А что значит полунощь? (Полночь). Кричат телеги полунощи – когда кричат? (Полунощи). Здесь отсутствует предлог в, как в выражении “верху древа” на.
Кричат телеги полунощи, рци, лебеди роспущены. Роспущены – значит “распуганные”. Лебеди роспущены – лебеди разогнанные, распуганные.
Теперь о слове рци. Глагол рече помните? Рече – сказал, рци – скажи. Рци, лебеди роспущены означает “скажи, лебеди распуганные”, то есть “будто лебеди распуганные”, “словно лебеди распуганные”. Перечитываю строчки 25-27.
Мы прочитали отрывок из произведения, которое создано на нашем родном языке, но создано очень давно. В тексте этого небольшого отрывка из древнерусского произведения мы обнаружили много языковых явлений, которые в современном русском языке уже отсутствуют. Еще раз вспомним их.
Сколько чисел было в древнерусском языке? (Три числа). В сочетании есве Святославлича глагол есве и существительное Святославлича в каком числе? (В двойственном).
Звук /к/ перед звуком /и/ заменялся каким звуком? (Звуком /ц/). Лук – во множественном числе как было? (Луци). Волк – во множественном числе как? (Волци).
Кроме шести известных нам падежей, какой еще был падеж? (Звательный). Какие слова встретились нам в звательном падеже? (Игорю, брате).
Под шеломы возлелеяны. Где возлелеяны? (Под шеломы). Под чем? – под шеломы; в каком падеже существительное шеломы? (В творительном). Теперь мы сказали бы “под шеломами” – видите, совсем разные окончания.
Глаголы прошедшего времени имели не те формы, какие имеют теперь. Напомню вам эти глаголы. Глаголы, отвечающие на вопрос “что сделал?”: Всеволод рече; Игорь вступи, поеха; нощь птиц убуди; свист вста. Глаголы рече, вступи, поеха, убуди, вста отвечают на вопрос “что сделал?”. А глагол заступаше отвечает на вопрос “что делал?”: солнце что делало? – путь заступаше. Глагол побегоша отвечает на вопрос “что сделали?”. Половцы что сделали? – побегоша к Дону.
Я хочу указать вам еще на одну особенность древнерусского языка, которую мы обошли стороной при чтении отрывка. Вникая в древнерусский текст, мы произносили слова так, как будто бы читали текст современный. Но в древнерусском языке произношение отличалось от современного. Сейчас я вам прочитаю отрывок так, чтобы он прозвучал ближе к древнерусскому произношению. Предварительно хочу обратить ваше внимание на следующее.
Букву о буду произносить всегда как о: Игорь, Всеволод, один и так далее, так как “аканье” в русском языке появилось через несколько столетий после создания “Слова о полку Игореве”.
Окончание т на конце глаголов настоящего времени было мягким: див кличеть, велить; кмети скачуть; телеги кричать.
Звук /е/ не заменялся звуком /о/: не “ждет”, “ведет”, а ждеть, ведеть говорили в древности.
Мягким было окончание и в словах готови, возлелеяни, воскормлени, знаеми и так далее.
А теперь я заново прочитаю отрывок, а вы внимательно послушайте.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте