search
main
0

Свеча, зажженная во тьме. Люди перестают мыслить, когда бросают читать

Уже более десятка лет учителя, преподающие русский язык и литературу, жалуются, что дети не читают даже те книги, которые есть в программе. Наблюдая за своими сыновьями, я поняла, что современным мальчишкам и девчонкам неинтересны многие из тех книг, которыми мы в свое время зачитывались взахлеб и по несколько раз. Помню, я никак не могла оторваться от «Старой крепости» Владимира Беляева, перечитывала и снова возвращалась. А над «Айвенго» Вальтера Скотта я просидела до четырех утра, пока не закончила. Чтение для меня было истинным наслаждением. С книгой засыпала, с книгой просыпалась. Иногда и на уроках почитывала. Дома всей семьей в моем детстве мы почти не читали, не было у нас такой привычки. А вот у моей подруги Татьяны книги читались вслух, и если мне удавалось при этом присутствовать, я была счастлива и очень сожалела, что в моем доме это не принято.

Я и до сих пор выкраиваю час, а иногда и два, конечно, далеко не каждый день, на чтение. Но вот для моих детей книга стала вещью второстепенной, а то и третьестепенной после компьютера и телевизора. Читают по принуждению не более 20-30 минут и не каждый день. Старший сын Матвей, который перешел в десятый класс, каждый год прочитывал только половину того, что было предусмотрено программой. Собираясь в отпуск на дачу в прошлое лето, мы с мужем, преподавателем Университета имени Патриса Лумумбы, надумали провести такой эксперимент. Решили с собой не брать ни компьютера, ни телевизора, а вместо этого два чемодана книг. Дача наша находится довольно далеко от Москвы, в глухой, но очень живописной деревушке. Клуб в ней не работает. Дети и молодые люди (всего-то их не более пятнадцати) скучают. Заскучали и мои сыновья. И на третий день сами схватились за книги. Дима, пятиклассник, перечитал все, что было привезено специально для него.

Матвей читал Чарльза Диккенса, Ивана Бунина, Михаила Булгакова. Скоро от нечего делать по вечерам мы возобновили семейные чтения, которые прекратились с той поры, когда младший сын перешел во второй класс. Я все же опасалась, когда мы задумали это дачное времяпрепровождение, что нынешним детям не будет интересна классическая литература. Тем более Матвей как-то сказал, что в большинстве книг прошлого события протекают очень медленно, и их следовало бы издавать в сокращенном варианте. Думаю, что доля истины в этом есть. Пусть лучше современные ребята прочитают «Войну и мир» или «Дон Кихота», уместившихся в одном томе, чем не будут читать их вовсе.

И все-таки, живя в деревне, мы с радостью прочитали все пьесы Антона Чехова, того же «Дон Кихота», а также «Петра I» и «Сестер» Алексея Толстого. Вернувшись в Москву, мы первое время и не вспоминали о чудесных семейных вечерах, проведенных за чтением книг. Напомнил младший сын Дима: «У нас по программе «Каштанка» и «Белый пудель», давайте читать вместе». Согласились. Однако старший сын сначала не участвовал, сославшись на занятость. Но потом присоединился. Это занятие очень сближает, объединяет.

Кто-то скажет: домашнее чтение – это хорошо, но где найти свободное время? По нашему опыту теперь знаю, что час хотя бы в неделю всегда можно выделить, выключив телевизор, отменив необязательные телефонные звонки. Зато общение всех членов семьи с героями Антона Чехова или Александра Куприна доставит настоящее удовольствие, да и детям поможет в развитии интеллекта и облагородит их чувства. Симеон Полоцкий писал: «Само чтение многи умудряет яко бо свечу в тьме возжигает». Где-то я прочитала еще одно изречение о том, что люди перестают мыслить, когда бросают читать. Подобное мне приходилось наблюдать в жизни.

Софья АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, заслуженный учитель России

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте