Непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний.
Константин Паустовский
2021 год дважды напомнил нам о великом командоре Витусе Беринге – в этот год исполнилось 340 лет со дня рождения знаменитого мореплавателя и 280 лет со дня его смерти. В стремлении более подробно ознакомиться с биографией Беринга и научным наследием его экспедиции коллектив школы №709 разработал концепцию традиционных летних походов «Маршрутами Великой Северной экспедиции». За короткий период времени идея увлекла многих, на маршрут вышли школьники, их родители и учителя.
Великие географические и научные открытия, связанные с ними технические изобретения, оказали огромное воздействие на развитие России, освоение ее территорий, и роль Великой Северной экспедиции в этом процессе чрезвычайно велика. Изучение деятельности Витуса Беринга, руководившего Первой и Второй Северными экспедициями, Алексея Чирикова и их соратников позволяет расширить естественно-научные знания школьников – очень важное условие для формирования научного мировоззрения у детей.
При изучении деятельности Великой Северной экспедиции Беринга мы узнали, что еще в 1731 году Витус Беринг и Алексей Чириков разработали маршрут планируемого похода к восточным границам империи. Изучив предложение, Государственная Адмиралтейств-коллегия 2 февраля 1733 года издает указ: «…чего ради приказали ему, Берингу, с порученными в команду его служители, також и с подлежащими в ту экспедицию припасами определено ехать сухим путем токмо до Твери… а от Твери по вскрытии льду будущею первою вешнею водою следовать до Казани».
Так определился первый участок нашего проекта «Маршрутами Беринга» – мы решили стартовать во Ржеве, идти на байдарках по Волге и завершить первый этап похода в Твери, чтобы поближе ознакомиться с этим старинным городом и на месте попытаться представить себе большие хлопоты по подготовке к Великой экспедиции в 1733 году.
В Тверь с обозами прибыл Василий Прончищев, и здесь в ожидании капитан-командора Беринга началось строительство кораблей для экспедиции. В Твери разместился обоз экспедиции, были созданы условия для сохранения казенного имущества. В Твери жили опытные плотники, кузнецы, лоцманы, знающие все волжские отмели, они будут наняты и войдут в состав Великой Северной экспедиции, их труд обеспечит могучий успех этого небывалого предприятия.
На байдарках мы с ребятами пришли в Тверь, из которой начался водный маршрут экспедиции Беринга по Волге и Каме. Мы увидели крупный современный город, сквозь который проглядывала Тверь такая, какой она была два с половиной века назад. В реализации планов помогали Ассоциация тверских землячеств, Московский и Тверской штабы Юнармии, командование атомного подводного крейсера К-456 «Тверь» Тихоокеанского флота ВМФ РФ и подвижник изучения наследия экспедиций Беринга краевед Ильдар Маматов – бесценный источник сведений о Великой Северной экспедиции.
Следующий этап похода проходил по территории Пермского края. Команда кадет школы №709 начала эту часть маршрута в городе Оса, который принял экспедицию Беринга в сентябре 1733 года: здесь готовили лошадей и сани, заготавливали припасы и материалы, приводили в порядок оборудование, настраивали инструменты, уточняли маршруты. В начале ноября по первому снегу санный обоз покинул Осу. Маршрут Академического отряда экспедиции Беринга тоже пролегал через Осу.
Прибыв в Осу, ребята ознакомились с экспозицией краеведческого музея, посвященной экспедиции Беринга, поучаствовали в мастер-классах от сотрудников музея. Здесь же состоялась интереснейшая встреча школьников с потомком Витуса Беринга – Маратом Толгатовичем Берингом. Вместе с кадетами Осинской школы наши ребята участвовали в научно-практической конференции «Академический отряд».
Пополнив запасы не только провианта, но и знаний, мы совершили пеший переход от города Оса в старинный купеческий Кунгур. Каждый населенный пункт углублял наше представление о том, как санный обоз Беринга двигался на восток, к месту, где будут построены корабли «Петр» и «Павел», в честь которых назовут будущий Петропавловск-Камчатский. Эта дорога, почти заросшая сегодня, в те времена называлась Бырминским волоком и была самым коротким путем из Осы в Кунгур. В Кунгуре ребята получили уникальную возможность побывать в знаменитой ледяной пещере. Маршрут длиной в 120 километров научил многому: ознакомил с интересными фактами из истории Академического отряда, например, мы узнали, с помощью какого инструмента ученые XVIII века измеряли расстояния и наносили на карту новые объекты (это была «землемерная цепь», и перевозили ее просто в сундуке). А еще мы познакомились с очень радушными жителями Пермского края, которые принимали нас, как настоящих великих путешественников, и благодарили за интерес к их родной земле. И конечно, маршрут сдружил всех участников похода, научил быть заботливыми и внимательными друг к другу.
Третий, заключительный, поход этого сезона не смог бы состояться без родителей. Несколько семей наших учеников вызвались продолжить проект и, вооружившись разработанным в школе маршрутом, побывали на острове Беринга, где великий командор завершил свой жизненный путь в декабре 1741 года. Знакомство с природой далекого края, новые географические знания – все, что изучалось за партой, стало объемным и ярким. Хотя и трудности тоже были, суровый край показал всю свою мощь и крутой характер.
Изменения в современном мире требуют особого подхода к образованию, появилось понятие «функциональная грамотность». Теперь образование должно не просто снабдить человека суммой знаний, а научить применять все, чему научили, в конкретных жизненных ситуациях и при необходимости восполнять пробелы в знаниях самостоятельно. Поход – это не тоько спортивное мероприятие, двигательная активность на природе, а настоящее образовательное событие, причем не только в жизни ребенка, но и в жизни его семьи. Подготовка к походу, участие в нем учат читать карту и прокладывать маршрут, рассчитывать необходимое количество продуктов и составлять смету, устанавливать палатки, вязать специальные узлы. Участие в проекте позволило на практике применить навыки, освоенные в программах дополнительного образования по туризму и ОБЖ, необходимые для выживания в различных условиях.
Собранный в ходе подготовки к походам материал очень пригодился на маршруте, а увиденное в пути пробудило интерес к новым темам, они легли в основу проектов этого учебного года. Материалы, собранные ребятами о селе Никольском, единственном населенном пункте на острове Беринга, легли в основу экскурсии в международном аудиогиде izi.TRAVEL. При реализации маршрута «По следам Великой Северной экспедиции» кадеты имели возможность не только соприкоснуться с историей. Добравшись до восточных окраин России, наши ученики узнавали, как живет страна, подмечали особенности в развитии регионов, видели, как на практике применяются теоретические знания. Побывали на экскурсии на атомном подводном крейсере К-456 «Тверь» Тихоокеанского флота ВМФ РФ. Кроме этого, важную роль в походе сыграли мягкие навыки, помогающие ребятам взаимодействовать между собой и со взрослыми, взаимопонимание и взаимовыручка.
В следующем году к участию в проекте подключатся школьники из разных регионов – Твери, Пермского края, Камчатки. Юные последователи Витуса Беринга планируют байдарочные маршруты по реке Тверце и Воткинскому водохранилищу, затем пеший переход по Сибирскому тракту. Завершится маршрут на Камчатке участием в научно-практической конференции, посвященной Великой Северной экспедиции, в краевой библиотеке имени С.П.Крашенинникова.
Елена БОЛЬШАКОВА,
заместитель директора по воспитанию и социализации школы №709
Суровый край: мощь и крутой характер
Маршрутами Великой Северной экспедиции
Непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний.
Константин Паустовский
2021 год дважды напомнил нам о великом командоре Витусе Беринге – в этот год исполнилось 340 лет со дня рождения знаменитого мореплавателя и 280 лет со дня его смерти. В стремлении более подробно ознакомиться с биографией Беринга и научным наследием его экспедиции коллектив школы №709 разработал концепцию традиционных летних походов «Маршрутами Великой Северной экспедиции». За короткий период времени идея увлекла многих, на маршрут вышли школьники, их родители и учителя.
Великие географические и научные открытия, связанные с ними технические изобретения, оказали огромное воздействие на развитие России, освоение ее территорий, и роль Великой Северной экспедиции в этом процессе чрезвычайно велика. Изучение деятельности Витуса Беринга, руководившего Первой и Второй Северными экспедициями, Алексея Чирикова и их соратников позволяет расширить естественно-научные знания школьников – очень важное условие для формирования научного мировоззрения у детей.
При изучении деятельности Великой Северной экспедиции Беринга мы узнали, что еще в 1731 году Витус Беринг и Алексей Чириков разработали маршрут планируемого похода к восточным границам империи. Изучив предложение, Государственная Адмиралтейств-коллегия 2 февраля 1733 года издает указ: «…чего ради приказали ему, Берингу, с порученными в команду его служители, також и с подлежащими в ту экспедицию припасами определено ехать сухим путем токмо до Твери… а от Твери по вскрытии льду будущею первою вешнею водою следовать до Казани».
Так определился первый участок нашего проекта «Маршрутами Беринга» – мы решили стартовать во Ржеве, идти на байдарках по Волге и завершить первый этап похода в Твери, чтобы поближе ознакомиться с этим старинным городом и на месте попытаться представить себе большие хлопоты по подготовке к Великой экспедиции в 1733 году.
В Тверь с обозами прибыл Василий Прончищев, и здесь в ожидании капитан-командора Беринга началось строительство кораблей для экспедиции. В Твери разместился обоз экспедиции, были созданы условия для сохранения казенного имущества. В Твери жили опытные плотники, кузнецы, лоцманы, знающие все волжские отмели, они будут наняты и войдут в состав Великой Северной экспедиции, их труд обеспечит могучий успех этого небывалого предприятия.
На байдарках мы с ребятами пришли в Тверь, из которой начался водный маршрут экспедиции Беринга по Волге и Каме. Мы увидели крупный современный город, сквозь который проглядывала Тверь такая, какой она была два с половиной века назад. В реализации планов помогали Ассоциация тверских землячеств, Московский и Тверской штабы Юнармии, командование атомного подводного крейсера К-456 «Тверь» Тихоокеанского флота ВМФ РФ и подвижник изучения наследия экспедиций Беринга краевед Ильдар Маматов – бесценный источник сведений о Великой Северной экспедиции.
Следующий этап похода проходил по территории Пермского края. Команда кадет школы №709 начала эту часть маршрута в городе Оса, который принял экспедицию Беринга в сентябре 1733 года: здесь готовили лошадей и сани, заготавливали припасы и материалы, приводили в порядок оборудование, настраивали инструменты, уточняли маршруты. В начале ноября по первому снегу санный обоз покинул Осу. Маршрут Академического отряда экспедиции Беринга тоже пролегал через Осу.
Прибыв в Осу, ребята ознакомились с экспозицией краеведческого музея, посвященной экспедиции Беринга, поучаствовали в мастер-классах от сотрудников музея. Здесь же состоялась интереснейшая встреча школьников с потомком Витуса Беринга – Маратом Толгатовичем Берингом. Вместе с кадетами Осинской школы наши ребята участвовали в научно-практической конференции «Академический отряд».
Пополнив запасы не только провианта, но и знаний, мы совершили пеший переход от города Оса в старинный купеческий Кунгур. Каждый населенный пункт углублял наше представление о том, как санный обоз Беринга двигался на восток, к месту, где будут построены корабли «Петр» и «Павел», в честь которых назовут будущий Петропавловск-Камчатский. Эта дорога, почти заросшая сегодня, в те времена называлась Бырминским волоком и была самым коротким путем из Осы в Кунгур. В Кунгуре ребята получили уникальную возможность побывать в знаменитой ледяной пещере. Маршрут длиной в 120 километров научил многому: ознакомил с интересными фактами из истории Академического отряда, например, мы узнали, с помощью какого инструмента ученые XVIII века измеряли расстояния и наносили на карту новые объекты (это была «землемерная цепь», и перевозили ее просто в сундуке). А еще мы познакомились с очень радушными жителями Пермского края, которые принимали нас, как настоящих великих путешественников, и благодарили за интерес к их родной земле. И конечно, маршрут сдружил всех участников похода, научил быть заботливыми и внимательными друг к другу.
Третий, заключительный, поход этого сезона не смог бы состояться без родителей. Несколько семей наших учеников вызвались продолжить проект и, вооружившись разработанным в школе маршрутом, побывали на острове Беринга, где великий командор завершил свой жизненный путь в декабре 1741 года. Знакомство с природой далекого края, новые географические знания – все, что изучалось за партой, стало объемным и ярким. Хотя и трудности тоже были, суровый край показал всю свою мощь и крутой характер.
Изменения в современном мире требуют особого подхода к образованию, появилось понятие «функциональная грамотность». Теперь образование должно не просто снабдить человека суммой знаний, а научить применять все, чему научили, в конкретных жизненных ситуациях и при необходимости восполнять пробелы в знаниях самостоятельно. Поход – это не тоько спортивное мероприятие, двигательная активность на природе, а настоящее образовательное событие, причем не только в жизни ребенка, но и в жизни его семьи. Подготовка к походу, участие в нем учат читать карту и прокладывать маршрут, рассчитывать необходимое количество продуктов и составлять смету, устанавливать палатки, вязать специальные узлы. Участие в проекте позволило на практике применить навыки, освоенные в программах дополнительного образования по туризму и ОБЖ, необходимые для выживания в различных условиях.
Собранный в ходе подготовки к походам материал очень пригодился на маршруте, а увиденное в пути пробудило интерес к новым темам, они легли в основу проектов этого учебного года. Материалы, собранные ребятами о селе Никольском, единственном населенном пункте на острове Беринга, легли в основу экскурсии в международном аудиогиде izi.TRAVEL. При реализации маршрута «По следам Великой Северной экспедиции» кадеты имели возможность не только соприкоснуться с историей. Добравшись до восточных окраин России, наши ученики узнавали, как живет страна, подмечали особенности в развитии регионов, видели, как на практике применяются теоретические знания. Побывали на экскурсии на атомном подводном крейсере К-456 «Тверь» Тихоокеанского флота ВМФ РФ. Кроме этого, важную роль в походе сыграли мягкие навыки, помогающие ребятам взаимодействовать между собой и со взрослыми, взаимопонимание и взаимовыручка.
В следующем году к участию в проекте подключатся школьники из разных регионов – Твери, Пермского края, Камчатки. Юные последователи Витуса Беринга планируют байдарочные маршруты по реке Тверце и Воткинскому водохранилищу, затем пеший переход по Сибирскому тракту. Завершится маршрут на Камчатке участием в научно-практической конференции, посвященной Великой Северной экспедиции, в краевой библиотеке имени С.П.Крашенинникова.
Елена БОЛЬШАКОВА, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №709
Комментарии