search
main
0

Суперантиколлективщик, или Приговоренная к одиночеству

– Дима, трудно представить себе семью, в которой не знали бы Фаину Раневскую. Ее любили до обожания, смеялись до “коликов” над фильмами с ее участием. Неужели, имея такую популярность, можно быть в жизни страшно одинокой?

– Раневская не просто была одинокой. Она стремилась к одиночеству, страдала, мучилась от него, но… не могла жить иначе. Есть люди, которые любят семью, любят коллектив, есть те, кто не может в нем находиться. Раневская была “суперантиколлективщик”.

Кто-то из писателей заметил: “Одиночество как положение исправлению доступно, но как состояние – это болезнь неизлечимая”. В последние годы жизни лишь собака была утешением актрисы.

О личной жизни Фаины Георгиевны всегда ходило много легенд и домыслов. Сама Раневская в свою жизнь никого не допускала. Отец актрисы был очень богатый человек, миллионер. Вся ее семья незадолго до революции эмигрировала на собственном теплоходе в Турцию. В России осталась лишь она одна, не захотев уехать. Брат Фаины Георгиевны позже перебрался в Америку, где стал удачливым бизнесменом. Сценический псевдоним “Раневская” актриса взяла задолго до революции, и после 17-го года ей удалось благодаря этому скрыть от ЧК свое истинное происхождение, что спасло ее жизнь. “Компромат” на себя она бережно охраняла от посторонних глаз все последующие годы.

– Парадоксально, что Раневская чаще играла в фильмах роли второстепенные, играла обычных “маленьких” людей, но именно ее герои оставляли в памяти яркий след. Достаточно вспомнить киноленты “Весна”, “Подкидыш”, “Легкая жизнь”, “Мечта” и многие другие фильмы с ее участием. Чем можно объяснить этот феномен?

– Она НЕ ИГРАЛА, а жила ролью. Раневская писала в своих дневниках: “Я в последнее время не читаю ни Флобера, ни Мопассана. Это все о людях, которых они сочинили. А Толстой! Он их знал, он пожимал им руку или не здоровался…” Поэтому писательница из чеховского рассказа или Маргарита Львовна из кинофильма “Весна” оставались в памяти людей не как отвлеченные образы, а как живые люди, запоминались ярко выраженной индивидуальностью.

В отличие от других “знаменитостей” она не считала для себя зазорным исполнять и чисто эпизодические роли. “Люблю играть эпизод, он в состоянии выразить больше, чем иная многословная роль”, – писала в дневнике актриса.

Любопытно, что она никогда не учила текста специально. Рассказывала друзьям, что запоминала его, когда начинала жить жизнью своего “маленького” героя, когда узнавала о нем столько, сколько один человек может знать о другом.

– Говорят, в жизни Фаина Георгиевна была сложным человеком. У нее были друзья?

– По-настоящему талантливый человек не может быть простым, даже если он открыт для общения с другими людьми. С окружающими у Фаины Георгиевны сложно складывались отношения в силу разного понимания мира. Но тех, с кем была дружна, актриса любила искренне и преданно. Особенно близкие и теплые отношения у нее сложились с Анной Ахматовой, творчеством которой увлеклась еще в Таганроге. А началось все с того, что, прочитав ее стихи, актриса приехала в Петербург, пришла в дом к Анне Андреевне и сказала: “Вы – мой поэт”. Они дружили потом много лет. Во время войны Ахматова передала Фаине Георгиевне папку со своими стихами на сохранение, а когда одна знакомая Анны Андреевны плохо отозвалась об актрисе, она попросила ее больше не являться к ней в дом.

– После смерти актрисы осталось много ее дневников, записей, представляющих поистине художественную ценность. Ваша книга тоже сделана в форме монолога артистки. Почему она сама не написала книгу о себе, своем творчестве, сложной судьбе?

– Раневская страшно не любила, когда о ней писали, и всегда противилась этому. После нее остался огромный архив. Что касается неизданной книги, она как-то записала в своем дневнике: “…Если бы я даже решилась на такой отчаянный шаг, то это была бы книга жалоб”.

Лазарь МОДЕЛЬ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте