search
main
0

Суматра лучше Африки Но лучше убедиться в этом самому. Урок географии во 2-м классе по системе Занкова

Тема: “экваториальный климат, путешествия Чжен Хэ”.
Цели: познакомить учащихся с китайским путешественником Чжен Хэ, понятиями и особенностями экваториального и субэкваториального климатических поясов. Через путешествие подвести детей к выводу двух важнейших природных причин, формирующих климат. (Наклон лучей Солнца к плоскости Земли и господствующие ветры). Формировать умение пользоваться картой, делать выводы. Развивать эмоционально-волевые качества личности, познавательную активность.
Организация класса
Сообщение темы
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с великим китайским флотоводцем Чжэн Хэ к восточному побережью Африки.
Наша цель – познакомиться с климатическими поясами. А что же необходимо нам для далекого, может быть, даже опасного путешествия? (Ответы детей)
И, наверное, надо узнать о погоде? Как вы думаете?
Проверка домашнего задания.
Как называется наука, занимающаяся предсказанием и изучением погоды? Что такое погода? (Ответы детей)
А как вы думаете, какой будет погода на материке, куда мы с вами отправимся? (Ответы детей)
Включается фонограмма записи звуков прибоя.
Итак, 1405 год. Мы из Китая отправляемся в плавание. Экспедиция наша торговая, но вооружение хорошее, так как путешественников всегда подстерегают неожиданности. В ходе путешествия, мы узнаем, какие же природные факторы формируют климат.
Путь наш проходит вдоль экватора, хотя и с отклонением от него.
(Работа с картой).
В каждом походе Чжэн Хэ останавливался на острове Суматра. (Показать на карте). Итак, наш корабль подошел к берегам острова Суматра. Здесь мы совершили первую остановку. Для того чтобы совершить дальнейшее плавание, необходимо проверить ваши знания карты.
Проводим географическую пятиминутку.
1. Показать материки, которые вы знаете.
2. Показать на карте части света.
3. Показать воды Мирового океана.
Работа по контурным картам.
Задание: отметить путь, который мы с вами проплыли.
А сейчас давайте обратим внимание на месторасположение острова Суматра по отношению к экватору. (Ответы детей)
(Экватор делит Суматру почти пополам).
Из опытов, которые мы с вами проводим с глобусом и лампой, вы знаете, что здесь Солнце дважды в году оказывается прямо в зените (на самом экваторе – в дни равноденствия), что день здесь равен ночи, а смены сезонов не происходит и стоит вечное лето.
Какой остров вы ожидаете увидеть?
А сейчас представьте, что мы сошли на берег ранним утром.
(Рассвет – подходящая фонограмма)
Наступило утро. Как вы думаете, какая погода на острове? (Ясная)
Днем стали собираться тучи. А после обеда… (фонограмма: ливень, гром) (Частые ливни с грозой)
А к вечеру… (Запись пения птиц) Опять ясно.
И так каждый день, из года в год. Здесь очень тепло (+24 – 280 С)
Много влаги.
Как это объяснить?
(Работа по учебнику с. 136, абзац 2).
Словарная работа:
– Так в какой климатический пояс мы с вами попали? (Экваториальный)
– А какое еще новое понятие вам встретилось? (Пассаты)
– Что такое пассаты?
– Как вы думаете, какая растительность на острове?
(Ответы детей)
А давайте послушаем рассказы членов команды Чжен Хэ, которые неоднократно бывали на острове.
Сообщения детей.
Давайте дадим характеристику экваториальному климатическому поясу.
На доске
Ветры… (слабые)
Жара
Влаги… (много)
Сезонные колебания температуры… (очень незначительные)
Работа с картой
Давайте посмотрим по карте, где проходит экваториальный климатический пояс. Сплошной ли линией он идет вдоль экватора? Отправляемся дальше в наше путешествие. (Звучит запись прибоя). Мы подходим к восточному побережью Африки.
Как вы думаете, какой здесь климат?
Сообщение ребенка.
Казалось бы, в Африке – экватор. И на острове Суматра – экватор. А какие разные природные условия! Причина в том, что на восточном побережье Африки иные, чем на Суматре, воздушные потоки. Вот эта разница и разделяет экваториальный и близкий к нему субэкваториальный климаты. (Часть слова “суб” – означает “под”, “около”). Так какие природные причины формируют климат? Работа с контурными картами.
Давайте покажем путь, который мы проделали.
Работа с картой по учебнику, у доски (показ субэкваториального климатического пояса).
Скоро наше путешествие подойдет к концу. Уже виднеется восточное побережье Африки. Я вам предлагаю немного расслабиться.
Давайте отгадаем кроссворд!
Кроссворд

1. Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.
2. Стоградусную шкалу для термометра предложил шведский ученый.
3. Впервые термин “климат” ввел греческий ученый для разделения мира по его природным условиям. Назови имя ученого.
4. По какому океану в 1405 году отправилась эскадра Чжен Хэ?
5. На каком острове в каждом походе останавливался Чжен Хэ?
6. С обеих сторон экватора в направлении с востока на запад в течение всего года дуют постоянные ветры. Как они называются?
7. Как называются леса на Суматре?
8. Близкий родственник пшеницы, ржи. Растет в экваториальных лесах.

Итог урока
Скажите, с каким климатическими поясами мы познакомились?
А что нового вы узнали за время нашего путешествия?
Вот наш корабль подошел к берегу Африки. Давайте на контурных картах покажем, где закончили свое путешествие Чжен Хэ и мы.
Но прежде чем сойти на берег, вы получите задание, так как наши путешествия еще продолжаются.
Домашнее задание: страница 139, вопрос 2.
Поищите литературу о природных условиях в бассейне реки Амазонки или на побережье Гвинейского залива. Напишите сочинение.
Светлана ВОРОБЕЦ,
поселок Новобурейский,
Амурская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте