Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сумасшедший светодиод. Система работы с технически одаренными детьми создана в екатеринбургском лицее

Учительская газета, №33 от 18 августа 2015. Читать номер
Автор:

В 128-м екатеринбургском лицее интерес к технической специализации существовал давно. Старшеклассники занимались в учебных лабораториях вузов и получали сертификаты, влиявшие на поступление, в нынешнем году группа бывших лицеистов успешно окончила Институт радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ, трое – с красными дипломами. Когда же губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев выдвинул концепцию развития инженерной школы на Урале, сознательный выбор образовательного учреждения срезонировал с экономическим курсом региона и получил еще более активное развитие. Сегодня в лицее создана система подготовки технически одаренных детей, в которой присутствуют связи вертикальные – от начальной школы до выпуска, и горизонтальные – можно выбрать разные виды деятельности.Вот примерный путь будущего инженера-изобретателя.

…«Галилео». Заманчивое название и яркие конструкторы привлекают в кружок многих первоклассников. Можно обучаться несколько месяцев и переключиться на что-то другое. А можно посещать кружок четыре года, естественно, сложность моделей, собранных вашими руками, будет возрастать. Занятие один раз в неделю, но желающих пройти курс электронного моделирования и конструирования столько, что кружок действует каждый день, его посещают от 120 до 150 юных лицеистов, и вовсе не только мальчики.Во время семинара для педагогов города, который проводил лицей, младшие школьники из деталей электронного конструктора за несколько минут собирали радиоприемник или вертолет, который тут же и запускали. Подробно объясняли-растолковывали непонятливым взрослым, почему в одной схеме лампочка горит, а в другой – нет, что во втором случае сделано неверно. Гости-учителя удивлялись: до предметного изучения физики этим детишкам еще ох как далеко, а они столько знают и умеют! В пятом-шестом классах проводятся психологическое тестирование, диагностика творческого мышления и креативности, выявляется техническая одаренность. А дальше – выбор дорог, по которым может пойти увлеченный технарь. Можно заниматься лего-конструированием, на роботодроме собирать авиа- и судомодели, с седьмого класса посещать инженерно-технический клуб «Mad-led», студию инженерной графики….«Mad-led» переводится как «сумасшедший светодиод», название придумали сами его участники. Первое придуманное и выполненное ими изделие было именно светодиодом, «волшебной палочкой», которая при движении с определенной скоростью создавала некое изображение или текст. В 2014 году она рисовала в воздухе «Привет, Сочи!». Были еще термокружки, робот по уборке снега… Во главе клуба студент Физико-технологического института УрФУ Степан Тарасов, харизматичный молодой человек, который сумел увлечь других. Проекты «Mad-led» предполагают глубокие знания, живую фантазию и большие временные затраты. Работа каждого ученика сопровождается преподавателем от идеи до реализации. Один из самых интригующих проектов – левитатор, летающий объект. (На самом деле это магнит, он помещен в магнитное пространство и совершает мелкие колебательные движения, что почти незаметно, а глаза фиксируют чудо: магнит плавает в воздухе.) Юлия Филимонова, сейчас она одиннадцатиклассница, решила победить закон всемирного тяготения. Как добиться видимости отсутствия гравитации в земных условиях? Девушка собрала пробную схему, но не было желаемого результата. Человек она упорный, решила своего добиться. Подключились выпускники лицея, студенты Уральского федерального университета, внесли изменения, в итоге левитатор был собран, представлен на конкурсе и стал победителем. Юля выиграла путевку на космодром Байконур.Другое направление технического поиска – компьютерная графика. Элементы инженерной графики школьники осваивают на уроках черчения в обязательном порядке, желающие занимаются ею углубленно в рамках спецкурса. Команда лицея №128 в составе Ивана Сыкова и Саши Гумерова приняла участие в Национальном чемпионате рабочих профессий WorldSkills в Казани в компетенции «Инженерная графика». Соревнования длились два дня. Ребята демонстрировали способности в прямом и обратном проектировании (когда дается готовое изделие и его нужно перевести в чертеж) и привезли домой золотую медаль. Вообще перечислять победы лицеистов по направлению «Инженерная школа» только за последний учебный год можно долго, составится список не менее чем из 40 наименований. Это городской конкурс исследовательских работ имени Татищева, телекоммуникационный проект «Семь раз отмерь – один отрежь», конкурс мультимедийных проектов, «Изобретатель XXI века», «Гонка технологий», «Юные техноталанты», Техноночь, Семихатовские чтения – космический форум и многие другие. «Электрическая цепь» любви к техническим знаниям выстроена. Начальная школа – зарождение интереса, первичные знания. Среднее звено – осознанное участие в техническом творчестве, сформированная мотивация. Старшие классы – нацеленность на реальный результат. Но цепочка начинается раньше школы и идет дальше: ДОУ – лицей – СПО – ВПО – предприятие. Схема работает исправно («лампочка горит»!). Ребята из восьмого класса курируют детский сад, где показывают опыты по физике и химии: продвинутые дошкольные учреждения сегодня проводят дни науки! Затем собственно лицейские мероприятия: учебная программа плюс внеурочная деятельность. Запускается кураторство старшей школы над начальной, чтобы и в первых классах была приподнята планка проектных работ. Дальше – сотрудничество с профессиональными учебными заведениями. Старшеклассникам лицея открыты лаборатории Уральского федерального университета, Российского государственного технического педагогического университета, Уральского педагогического университета. И наконец, установлены связи с предприятиями. Уралмашзавод играет важную профориентационную роль: посещение цехов, встречи с инженерными работниками. Налаживается взаимодействие с заводом имени Калинина. Семихатовские чтения проводит одна из крупнейших в России компаний в области разработки систем управления для ракетной и космической техники – НПО автоматики имени академика Н.Семихатова. Учащиеся лицея №128 «засветились» на конкурсе, в результате руководство научно-производственного объединения заинтересовалось сотрудничеством со школой. «Раньше мы искали партнеров, теперь предприятия сами проявляют заинтересованность в наших выпускниках», – говорит директор лицея №128 Леонид Павлович Поляков. В дальнейших совместных планах – конструирование «летающей тарелки»: это, может быть, посложнее, чем ракету запустить, шутят сотрудники предприятия. Модель инженерного образования пронизывает всю школу сверху донизу – или наоборот. Происходит интеграция математики, физики в другие предметы: взаимообмен, взаимообогащение. Прежде чем выйти на соревнования городского, областного, российского уровней, проводится предзащита в своем учебном заведении. Принимают участие педагоги разных направлений: насколько грамотно ребенок излагает свои мысли, готов ли он отвечать на самые каверзные вопросы. Юля Филимонова, о которой говорят: «Это наша звезда», – поначалу не любила подробно рассказывать о своих идеях: «О чем здесь говорить? Все и так понятно». Теперь же она сумеет спокойно выйти на любую сцену и выступить перед любой аудиторией. Инженерное творчество не ограничивает мышление ребят техническими рамками, а позволяет им расти разносторонними людьми людьми.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту