search
main
0

Сухопутные войска. Главнокомандующий Сухопутными войсками – заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай КОРМИЛЬЦЕВ

Квалификационные требования к выпускникам вузов являются дополнением к государственным образовательным стандартам. При их разработке необходимо достигнуть оптимального баланса между ними, который предоставит определенные права заказчику по формированию направленности и содержания военно-профессиональной подготовки офицера, а начальнику вуза – свободу маневра при выполнении требований заказчика.

Действующие в Общевойсковой академии госстандарты жестко конкретизированы, значительно сужают практическую направленность подготовки слушателей. Внести изменения в квалификационные требования заказчика, прежде всего в содержание и организацию военно-профессиональной подготовки, практически невозможно, так как это будет противоречить госстандарту, серьезно затруднит государственную аттестацию и аккредитацию вуза.

Главное командование Сухопутных войск вместе с Общевойсковой академией разработало и согласовывает с Главным управлением кадров Минобороны новые госстандарты. Они определяют общие, в рамках всей специальности, минимальные требования к содержанию и организации обучения и уровню подготовки выпускников. Перечень и содержание военно-профессиональных дисциплин будут определять квалификационные требования заказчика, что значительно облегчит их уточнение, позволит оперативно реагировать на потребности войск, корректировать учебные планы и программы.

Квалификационные требования к офицерам с высшим военно-специальным образованием должны учитывать положения стандартов, касающиеся их подготовки как гражданских специалистов и определять требования к военно-профессиональной подготовке курсантов. Принятые в вузах Сухопутных войск госстандарты часто требуют не только большого срока обучения (как правило, не менее 5 лет), но и определенного объема учебного времени на «гражданские» дисциплины, что затрудняет придание им военной направленности, формирование цикла военно-профессиональных дисциплин. Приказ министра образования РФ 1999 г. № 1950 пока еще позволяет с большим трудом формировать этот блок. Но при разработке госстандартов третьего поколения в 2005 г. этой возможности мы лишимся, так как требования Минобразования будут ужесточены, это вынудит нас сокращать военную составляющую подготовки курсантов, что недопустимо, либо переходить к обучению по новым госстандартам.

В 2002 г. в законы «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе» внесены изменения, отменяющие обязательную подготовку курсантов по двум специальностям – военной и гражданской. Казалось бы, появилась возможность реализации госстандартов только по военным специальностям. Но недальновидность и желание получить сиюминутную выгоду в подготовке офицеров может отразиться на всей системе военного образования в скором будущем.

Нельзя забывать, что Россию во второй половине десятилетия ожидает демографический провал. Число выпускников средних образовательных учреждений в течение нескольких лет практически будет равно количеству учебных мест в гражданских вузах. Поэтому рассчитывать, что в нынешней социально-экономической ситуации молодежь будет выбирать вузы с обучением только военным специальностям, нельзя. Мы столкнемся с абитуриентами, которые по интеллектуальным и морально-психологическим качествам не способны стать офицерами.

Все эти обстоятельства подтверждают правильность решения главного командования Сухопутных войск перейти на подготовку офицеров мотострелкового и танкового профилей по гражданской специальности «Управление персоналом» со сроком обучения 4 года. Эта гражданская специальность отвечает требованиям к общевойсковому командиру, основа деятельности которого – управление. Немаловажно, что сокращением сроков учебы уменьшены расходы на подготовку офицеров.

Правильность выбора подтверждает и то, что мы смогли оперативно среагировать на возросшие требования войск, не меняя госстандарт и, в целом, квалификационные требования. Внесенные дополнения и изменения более четко определили этапы и содержание военно-профессиональной подготовки. Кроме того, уточнены требования, не изложенные в госстандарте, к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.

При реализации квалификационных требований важнейшее значение приобретает кадровое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Вузы по-прежнему испытывают трудности, вызванные нехваткой преподавателей с учеными степенями и званиями, неполным финансированием, несоответствием информационно-методического обеспечения современным требованиям, недостаточным материально-техническим обеспечением образовательного процесса. Без решения этих проблем невозможно ожидать серьезного повышения качества подготовки военных специалистов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте