Образовательный проект – один из базовых и масштабных, результаты его реализации в конечном счете должны повлиять на все сферы жизни нашей страны. Во всех регионах, вузах, школах идут дискуссии о том, каким должно быть наше образование. Ведь именно оно определяет уровень личности и в конечном счете судьбу человека. Более того, качество и доступность образования прямо влияют и на наши национальные перспективы, поскольку формируют уровень человеческого капитала. Поэтому закономерно, что движение к успеху образования стало одним из приоритетов государства.
Проводимая в этой сфере политика ориентирована на внедрение информационных технологий, на связь образования с наукой и экономикой. При этом ставится задача повышПения общественного участия в управлении отраслью и в оценке самого качества образования. Национальный проект в сфере образования должен стимулировать модернизацию, должен помочь перевести систему образования на новые экономические, организационные, управленческие механизмы, обеспечить ее открытость, творческий характер и меняющийся уровень в зависимости от того, какие цели ставит перед ней в тот или иной момент общество. Сохранение ведущих позиций отечественного образования в мире – а это факт общепризнанный – один из важнейших показателей международной конкурентоспособности нашей страны. В этой связи средства, выделяемые на реализацию национального проекта, призваны прежде всего помочь лидерам образования, содействовать всему тому передовому и лучшему, что было создано и существует у нас сейчас. Поэтому, в частности, речь идет о поддержке школ и вузов современными методиками, поощрении одаренных и талантливых педагогов. Отмечу одну деталь: деньги должны направляться непосредственно в школы и высшие учебные заведения, это должно повысить их финансово-хозяйственную самостоятельность и, разумеется, их ответственность. Тем самым будет заложена основа для масштабного перехода на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений. Это в свою очередь обеспечит переход к принципу «деньги следуют за учеником». В этой же логике будут идти и доплаты за классное руководство. Из федерального бюджета средства на это направлены, выплата денег уже проведена в 63 регионах России. Эту работу мы должны завершить в ближайшее время. Крайний срок осуществления первых выплат за классное руководство должен совпадать со сроком выплаты зарплаты и других видов вознаграждения. Все то, что предусмотрено постановлением Правительства РФ в отношении классного руководства, в том числе по районным коэффициентам, будет в полном объеме исполнено.
Кроме того, как известно, в 2006 году на конкурсной основе для реализации инновационных программ гранты в размере около 500 миллионов рублей получат более десяти вузов страны. Также предполагается выплатить поощрения по миллиону рублей трем тысячам школ и соответственно премии по 100 тысяч рублей десяти тысячам лучших учителей. Отмечу важность того, чтобы подобная поддержка осуществлялась не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях. Только так мы существенно повысим позитивный эффект реализации нацпроекта в образовании. Некоторые регионы уже сделали весомые шаги в этом направлении. Региональные поощрения ввели руководители Кемеровской и Челябинской областей, Пермского края, Москвы, Санкт-Петербурга и других территорий. Такие зоны дополнительной поддержки, конечно, необходимо расширять, поскольку система образования – наше совместное дело. Если создаются целевые областные программы, финансирование делится между федеральным и региональным бюджетами. Понимаю, что не у всех регионов есть такие возможности, но, думаю, сейчас ни один губернатор, ни один руководитель региона не будет жалеть денег на образование, понимая, что это государственный приоритет, что без системных вложений, не только федеральных, но и региональных, дело с места не сдвинется.
Для образовательного сообщества очень важно, кому конкретно предназначена соответствующая выплата, кто ее получил, насколько обосновано это решение. Здесь мы обязаны последовательно провести линию на реализацию прозрачных, открытых и надведомственных критериев. Условия отбора, например, инновационных вузов обязаны учитывать интересы региональной экономики и потребности территорий в тех или иных профессиональных кадрах. В выделении лидеров заинтересована вся образовательная общественность, все экспертное сообщество, заинтересованы родители. В перспективе это должно привести к повышению качества образования. Я думаю, что на основе критериев отбора лучших учителей можно было бы продлевать и присваивать им высшую категорию. Тем самым мы заложим новые подходы к аттестации и к системе оплаты труда педагогических кадров. Мы намерены существенно поддерживать молодых специалистов, молодежь должна увидеть материальную оценку своей работы, должна почувствовать внимание общества, внимание государства в целом. Очевидно, что только хорошо подготовленный, имеющий высокий социальный статус, материально защищенный педагог может стать воспитателем молодого поколения. Все мы заинтересованы в таких молодых специалистах, как в главной движущей силе качественного обновления нашего общества.
Одним из важных направлений в национальном проекте станет эффективное распределение средств, предназначенных для приобретения новых компьютеров и на подключение школ к интернету. Нам нужно создать принципиально новую информационную систему. Дело в том, что наши школы, многие наши вузы пока далеки от совершенства и уж явно не тянут на европейский уровень материального оснащения. Но если сегодня вуз или школа не имеет выхода в интернет, значит, это образовательное учреждение – «слепое», никто о нем не знает. Дети, студенты, которые там учатся, неспособны общаться со всем интернет-сообществом, неспособны получать знания, ту информацию, которая существует в глобальной Сети. Поэтому после определенных размышлений мы с министром образования и науки РФ Андреем Александровичем Фурсенко пришли к выводу, что вопрос интернетизации школ должен быть одним из важнейших. Мы будем стараться сделать так, чтобы добиться глобального подключения образовательных учреждений к интернету. Это даже важнее, чем покупка компьютеров.
Ситуация в образовании непроста, и тот национальный проект, который будет реализован, конечно, всех проблем не решит, но это вектор движения, позволяющий в рыночных условиях углядеть приоритеты государственного развития. Многие проблемы образования требуют не просто дополнительного финансирования, а достаточно серьезной модернизации. Такая модернизация назрела, в то же время проводить ее нужно чрезвычайно аккуратно, не создавая проблем учителям и, в конечном счете, всей системе образования. Значительная часть проблем встает перед регионами, и здесь решение их во многом зависит от совместной работы всех уровней, поскольку образование остается высшим государственным приоритетом.
Выполнение национальных проектов требует контроля. В национальном проекте образования риски потери средств ниже, чем в других, но все равно появляются сомнения по поводу того, как циркулируют средства. Поэтому на контролеров обижаться не следует. Систему отчетности мы, может быть, упростим, полагаю, что должен быть какой-то унифицированный ее вариант для всех ведомств, которые эту отчетность запрашивают. Что касается общественного контроля, то это нормально, это наша жизнь, это то, что помогает сделать нашу работу прозрачной и открытой для общества.
Наши национальные проекты – это обозначенные национальные проблемы, которые мы стараемся решить, ибо все там было запущено, оставлено еще от советского периода. Но не нужно рассматривать финансирование национальных проектов как разовое финансирование, после которого наступит перелом. Во-первых, мы все надеемся, что наша экономическая система позволит и в дальнейшем осуществлять финансирование соответствующих отраслей не хуже, чем это делается в рамках национальных приоритетов. Во-вторых и в главных, национальные приоритеты – некий стимул, некое направление деятельности, под которое можно аккумулировать самые различные источники – и федеральные, и местные, и внебюджетные, и многие другие. Нужно понимать, что всякого рода реформирование бюджетной деятельности учреждений не должно привести к уменьшению объемов финансирования бюджетных образовательных учреждений. Это непреложная истина. Если решения будут приниматься, они должны быть взвешенными и аккуратными, дабы сохранить все то позитивное, что есть, и в то же время добавить дополнительные источники финансирования образовательных учреждений.
Работа над национальным проектом рассчитана на длительный срок. Она будет идти трудно, но, самое главное, мы ее начали.
Россия просто обязана иметь качественную систему образования, и в этом цель нашей работы.
Комментарии