search
main
0

Субботняя порка. Телесные наказания глазами учителей и учеников

Отвергнутые теоретически телесные наказания как форма принуждения по-прежнему существуют во многих современных семьях. Более того, периодически предпринимаются попытки теоретического обоснования необходимости применения телесных наказаний в современном образовательном процессе.

Для выявления истинного отношения к данному вопросу в одной из школ г. Комсомольска-на-Амуре было проведено анкетирование. В качестве респондентов выступали две группы: учащиеся старших классов и учителя. Участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:

1. Как вы относитесь к телесным наказаниям в воспитании?

2. Кто должен осуществлять телесное наказание ребенка?

3. Кто, на ваш взгляд, должен назначать телесное наказание?

4. Перечислите причины, по каким, на ваш взгляд, может быть назначено телесное наказание.

5. Считаете ли вы, что в современной школе необходимо ужесточить требования к дисциплине учащихся?

6. Считаете ли вы возможным официальное введение телесных наказаний в современных образовательных учреждениях?

Кроме того, группе учителей предлагалось ответить еще на один вопрос: «Какой вид телесного наказания вы считаете наиболее приемлемым?»

В группе учеников против введения телесных наказаний высказались менее четверти опрошенных – 23,5%. Однозначно признали значимость телесных наказаний еще меньше – 10,5%. Но согласились с возможностью их применения в исключительных случаях подавляющее большинство – 65,8%. Отвечая на вопрос об исполнении телесного наказания, 72,3% учащихся назвали родителей. Школе в этом вопросе мало кто доверяет (всего 2,4%), причем основной аргумент в комментариях был: «Кто они такие, чтобы меня бить?», то есть родственные связи считаются своеобразным «паролем доверия», открывающим доступ к физическому воздействию. Чуть больше голосов (8,9%) отдано варианту, в котором возможность применения телесных наказаний закреплена за специальными школами, где в уставе закреплена возможность их применения. Допускается использование для этих целей представителей правоохранительных органов либо созданных специально для этих целей структур. И, наконец, однозначное отрицание (никто!) набирает в этот раз меньше голосов, чем в первом вопросе, хотя фактически дублирует его (21,9%). Далее перед ребятами стоял выбор между волей педагогов и волей родителей. Снова срабатывает традиция, и 66,6% голосов отдано родителям. Степень доверия учителям несколько возрастает, но не намного (6,5%). Что самое удивительное, процент учащихся, однозначно ответивших «никто!», вновь снижается – уже до 16,2%! При ответе на четвертый вопрос участникам разрешалось указывать несколько вариантов ответов. Примерно одинаковое количество голосов (59,3%, 52%, 53% соответственно) набрали такие ответы, как «вызывающее поведение», «агрессия по отношению к сверстнику», «агрессия по отношению к старшему (учителю и др.)». Некоторые ученики в качестве основной причины применения телесных наказаний указали на употребление наркотиков (12,1%), лаконичный ответ «ни за что» не выбрал никто. Пятый вопрос вызвал довольно большой разброс мнений. Число противников ужесточения дисциплины в школе достигает 39,8%. Согласных с подобным ужесточением не слишком много – всего 15,4%. 45,5% учащихся считают это возможным только в некоторых областях. И, наконец, 84,5% учащихся не верят в возможность введения телесных наказаний в современной школе.

Не менее интересные результаты дал опрос среди учителей. Однозначно отвергают телесные наказания только 2,7% опрошенных, поддерживают – 16,2% и поддерживают в исключительных случаях – 81%. Всю тяжесть исполнения телесных наказаний педагоги добросовестно возлагают на плечи родителей, причем перевес даже более ощутим, чем у детей – 91,8% против 72,3%. Процент доверия школе и каким-либо другим учреждениям в деле телесных наказаний чуть выше, чем у учеников (10,8% и 13,5%), но тоже вряд ли может быть определяющим. Противники же телесных наказаний оказываются верными себе – против все те же 2,7%. Примерно те же цифры, что и в первой группе, фигурируют и в ответах на третий вопрос. Львиная доля респондентов возлагает право назначать телесное наказание на семью (78,8%). Гораздо более впечатляющими оказались результаты ответов на четвертый вопрос, где речь шла о ситуациях, за которые может быть назначено телесное наказание. Первые три варианта ответов набрали 81%, 81% и 70,2% (напомним, это «вызывающее поведение», «агрессия по отношению к сверстнику» и «агрессия по отношению к старшему») соответственно! Пятый вопрос, как и ожидалось, практически все голоса собрал в первом варианте ответа – 94,8% учителей высказались за ужесточение требований школьной дисциплины. Против оказались все те же 2,7% опрошенных. В то, что телесные наказания могут стать реальностью, верят 54% учителей. Не верят в возможность подобного «нововведения» 27% учителей.

И, наконец, последний вопрос, который был задан только второй группе: «Какой вид телесного наказания вы считаете наиболее приемлемым?» Подавляющее большинство ответило: «Розги или ремень». Доминировал ремень: не будем забывать, что большинство учителей являются сторонниками телесных наказаний в семье. Встречались и неожиданные варианты: «пощечина», «подзатыльник» и даже «холодный карцер».

Андрей ПАЛОУСОВ, учитель истории СШ №8 г. Комсомольска-на-Амуре, учитель года Хабаровского края-2003

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте