search
main
0

Ступени управленческого мышления

Окончание. Начало в “УГ” #21

Диалектическое

Последний рассмотренный случай очень интересен, так как связан с объединением противоположных решений. Вообще-то по Ленину “…кратко схваченная суть диалектики состоит в единстве противоположностей”. В век плутократии о ленинском наследии постарались забыть, и совершенно напрасно, не все в нем плохо, хотя, конечно, были и серьезные срывы в вульгарную диалектику.

Признание единства противоположностей знаменует переход педагога на новую ступеньку профессионального мышления – диалектическую. Идя по древним путям, он познает искусство спора, поиска истины и готовит себя к научному осмыслению и обобщению профессиональных фактов. Вероятно, правильно было бы выделить три этапа на этом пути: этап освоения логической последовательности выяснения истины, этап учета наиболее общих, философских закономерностей и этап приобщения к научному поиску.

Освоение логической последовательности

Решение большинства проблем, связанных с осуществлением или изменением характера деятельности любого профессионала, сводится к последовательному ответу на 4 вопроса: зачем? что? как? при каких условиях?

Ответ на вопрос “зачем?” – это по сути своей уяснение цели. Конечно же, прежде чем начать движение, действия, преобразования, надо четко уяснить, зачем мы это делаем. Достижение цели редко бывает простым, чаще оно распадается на ряд шагов, для каждого из которых существует своя задача. Другими словами, достижение цели надо представить как решение системы задач.

Ответ на вопрос “что?” предполагает знание объекта и содержания предстоящей деятельности.

Вопрос “как?” – это вопрос о методах реализации деятельности.

Таким образом, приведенная выше цепочка вопросов означает последовательное уяснение цели, содержания, методов и условий предполагаемой деятельности.

Учет философских закономерностей

На этом этапе учитель подходит к тернистой тропе проведения педагогических исследований. Кропотливо анализируя опыт предшествующих поколений, накапливая свой собственный опыт, преодолевая многочисленные неудачи, он приходит к выводу, что не все в педагогической науке благополучно. Переходя к обобщениям, он замечает, что в педагогической науке и практике совершались и продолжают совершаться многочисленные ошибки, происходящие из-за пренебрежения философскими положениями и закономерностями. Обозначим лишь некоторые из них.

Ослабли связи науки и практики, словно практика уже не служит источником познания. Соответственно, почти отсутствует движение мысли от конкретного к абстрактному.

Сужение поля поиска, имеющее место из-за “этики невмешательства”, приводит к мелкотемью, к уходу от острых проблем.

Часто по единичным фактам делаются неправомерные выводы.

При разработке гипотез не учитывается, что количество может переходить не только в положительное, но и в отрицательное качество.

Часто в сложных исследованиях игнорируется важная философская теория взаимодействия.

Во многих работах противопоставляются и изучаются изолированно друг от друга развитие и воспитание учеников, хотя на самом деле они образуют диалектическое единство противоположностей; с этой точки зрения не имеют права быть термины ВО (только воспитывающее, но не развивающее обучение) и РО (только развивающее, но не воспитывающее обучение). Не сразу учитель приходит к мысли, что обучение всегда и развивающее, и воспитывающее – РВО.

Не учитываются, как правило, и нарушения психолого-педагогических закономерностей.

Экспериментальная проверка новшеств проводится зачастую без оценки достоверности выводов.

Стало естественным, что и в сборниках научных трудов имеет место в основном монотонная словесная трескотня без графиков, формул и цифр, словно в тихих заводях педагогической науки забыли знаменитое кантовское: “В каждой науке столько науки, сколько в ней математики”.

Когда учитель замечает все это и пытается разобраться во взаимосвязях многих признаков – ему пора овладевать статистикой (хотя бы на уровне упрощенной обработки данных) и приобщаться к исследованиям.

Приобщение к научному поиску

На первых порах не следует браться за сложные исследовательские задачи. Поначалу надо овладеть оценкой эффективности предлагаемых специалистами новшеств и оценкой влияния каких-либо факторов на результирующий признак. Умение решать эти простые задачи делает профессионала независимым в суждениях от навязываемых ему мнений, подготавливает его к решению более сложных исследовательских задач, обеспечивает накопление доброкачественной информации для последующего приведения ее в систему.

Педагог, приобщающийся даже к простым исследованиям, обнаруживает, что педагогические закономерности не обладают абсолютной стабильностью и в разных ситуациях проявляют себя по-разному. Скажем, в большинстве классов скорость чтения очень сильно влияет на успеваемость и авторитетность учащихся среди сверстников. Но бывают классы, где степень такого влияния незначительна, а однажды был обнаружен даже такой класс, в котором быстро читающие дети были менее авторитетными. Дополнительное исследование показало, что это было связано с плохим подбором читаемых книг (чтение детективов, произведений Дюма и Конан Дойла снижало отзывчивость детей по отношению друг к другу).

На третьем этапе педагогу доступны уже задачи на нахождение экстремальных решений. Например, наблюдается стремление увеличить количество одновременно изучаемых учебных предметов, но это приводит к снижению качества обучения. Возникает задача об их максимально возможном числе без ущерба для работы. Возможно несколько подходов к ее решению – не будем их приводить, отметив лишь, что получается 8-10 предметов, и с этой точки зрения учебные планы, содержащие по 12-18 предметов (утвержденные министерством), никуда не годятся.

По мере того как усложняются рассматриваемые педагогами задачи, как в них проявляется многофакторный характер нашей деятельности (например, в задаче о сохранении здоровья школьников), неизбежен переход мышления на следующую ступень.

Системное

Переход к изучению взаимосвязей многих признаков знаменует начало системного мышления профессионала. По своей сути это диагностическое мышление.

Основу этой ступени мышления составляет классификация (простая, двухмерная, многомерная) признаков как по взаимодействующим объектам, так и по природе самих признаков.

Одна из первых, сравнительно простых задач, решаемых на уровне системного мышления, – это задача о выявлении признака, наиболее сильно влияющего на результат, из числа многих признаков различной природы.

Затем появляется необходимость анализировать взаимосвязи всех признаков между собой.

Особый интерес представляет случай наличия в системе замкнутых колец связей, которые, по мнению американского исследователя Д.Хейса, определяют состояние системы.

Конечно, обозначенные виды задач не исчерпывают возможностей системного мышления, но они представляют большой практический интерес и их стоит рассмотреть на конкретных примерах.

Выбор способа классификации

Несколько лет назад в педагогической прессе развернулась дискуссия о методах обучения. В учебниках того времени приводились различные способы их группировки, а ученые противопоставляли репродуктивный и проблемный методы настолько жестко, что создавалось впечатление, что все беды в современной школе – от злоупотребления репродукцией… Потребовался недюжинный интеллект Ю.К.Бабанского, чтобы создать многомерную классификацию методов обучения и показать, что у каждого из них есть свое достоинство и место, что репродуктивный метод – необходимая ступенька к овладению проблемным: без правильного отражения информации нельзя перейти к ее рациональному преобразованию.

Нечто похожее было в становлении химии, когда предлагались разные способы группировки элементов. Д.И.Менделеев предложил двухмерную классификацию: в его знаменитой Периодической таблице по одной оси – количество электронов во внешнем слое, а по другой – количество электронных слоев в атомах.

Выявление признака, наиболее сильно влияющего на результат

Лет десять назад мы рассматривали, как различные особенности почерка влияют на скорость письма. Особенности – округлость букв, их наклон, высота, безотрывное написание, предпочтительный цвет пасты – были оценены в двоичной шкале (есть – 1, нет – 0). Расчет коэффициентов корреляции, проведенный по Глассу и Стэнли, показал, что есть два сильно влияющих признака: высота букв и цвет пасты. На этой основе позже были разработаны простые рекомендации по увеличению скорости письма: уменьшить высоту букв до 2-2,5 мм и использовать пасту темных тонов.

Примерно такого же рода задача о сохранении здоровья учеников. Здесь целый ряд факторов: климатические и экологические особенности местности, двухсменка, питание, кабинетная система занятий, наполняемость классов, уровень общеучебных умений, перегрузка домашними заданиями, длительность рабочей недели, занятия физкультурой, высота помещений и их освещенность и т.д. Пока мы не располагаем возможностями для решения столь трудоемкой, хотя и простой, задачи.

Расчет корреляционной матрицы

Нельзя не учитывать, что признаки, влияющие на результат, влияют еще и друг на друга. Допустим, вы получили, что в некотором классе успеваемость сильно зависит от уровня волевых качеств школьников: самостоятельности, настойчивости, целеустремленности, организованности. Конечно, возникает вопрос: а от чего зависят они? Можно предположить, что самостоятельность зависит от уровня общеучебных умений, настойчивость – от умения управлять эмоциями, что организованность связана с аккуратностью и целеустремленностью и т.д. Здесь для объективного анализа нужно оценить влияние многих признаков друг на друга, причем это влияние может быть весьма различным в условиях разных классов. Мы имеем дело с типично диагностической задачей, которая не имеет единого решения для всех классов, а решается для каждого из них расчетом корреляционной матрицы с последующим анализом.

Иногда при расчете матриц обнаруживаются группы признаков, тесно связанных друг с другом. Это так называемые семейства коррелятов. Совершенствование основополагающего (ранее формируемого) признака в таком семействе приводит к совершенствованию и всех остальных. Например, тесно коррелирует успеваемость по рисованию, черчению и геометрии. Значит, в обучении рисованию есть методический просчет, который сказывается в дальнейшем на изучении родственных дисциплин.

Изучение замкнутых колец связей

Такое кольцо, например, было получено при рассмотрении влияния качества успеваемости на предыдущих ступенях системы образования на дальнейшие успехи обучаемых. Ясно, что результаты дошкольного образования сказываются при обучении в начальных классах, результаты первой ступени влияют на успехи во второй ступени и т.д. Кольцо охватывает и старшие классы, и вуз, и самообразование учителя, и замыкается на школьниках следующего поколения. По мнению Хейса, такие кольца обладают способностью самоусиления и потому определяют состояние системы и возможность ускоренного ее развития. Но связи в этих же кольцах могут ослабнуть и даже прерваться – и тогда система гибнет. Именно к такому состоянию пришла наша система образования: из 100 процентов дошкольников только 50 процентов занимаются нормально в первом классе, 32 процента – в пятом, 16 – в девятом.

Вывод: обеспечение преемственности между ступенями – важнейшее условие выживания системы образования.

Конструирование дополнительных замкнутых колец

Было предложено для сохранения связей в кольце преемственности оценивать работу каждой ступени (класса) работниками последующей ступени, проводить анализ результатов в условиях школьной (районной) лаборатории, на основе чего давать рекомендации для ступеней и классов школы. На схеме, приведенной ниже, соответствующие стрелки образуют дополнительные замкнутые кольца, подстраховывающие основное кольцо от разрушения.

В чем суть этого предложения? В создании обратной связи – основного условия правильного управления. Реализация принципа обратной связи – дело не очень сложное: сбор информации посилен любой школе, но для обработки информации должна быть организована диагностическая лаборатория (ДЛ). Сложность возникает и при подборе для каждого класса обоснованных рекомендаций в разработке необходимых технологий.

Тем не менее исследования показали, что переход профессионального мышления на следующий, диагностико-технологический уровень – неизбежность нашего времени.

Возможны ли другие подходы?

Мы выстроили последовательность задач этого раздела по уровню использования корреляционных оценок. Нам представляется такой подход рациональным, так как осмысление всегда есть выявление взаимосвязей, а расчет корреляций способствует их анализу.

Возможны ли другие подходы? Безусловно. Представляет, например, интерес применение другого мощного инструмента системного подхода – аналогий.

Человеческое общество создало ряд наук о детях: педиатрию, педагогическую психологию, педагогику и др. Педиатрия, заботящаяся о физическом здоровье, – наиболее древняя из них и достигла большего совершенства. Если проводить аналогию, то можно утверждать, что педпсихология отстала, а педагогика просто застряла в своем развитии. Дело в том, что учителю приходится иметь дело не столько с личностями, сколько с классным коллективом, а это усложняет диагностику, требует компьютеризации диагностических процедур. Другая трудность состоит в отсутствии хорошей “педагогической аптеки”-банка необходимых технологий и дидактических материалов. Следовательно, рассуждая по аналогии, можно предположить, что дальнейшее развитие педагогики пойдет по линии перехода к диагностико-технологическому мышлению, для чего необходимо создание лабораторий оперативной педагогической диагностики и банка педтехнологий.

Диагностико-технологическое

Новое всегда рождается в муках. Что мешает переходу профессионального мышления на более высокий уровень? При каких условиях будет обеспечен успех в этой работе? Основных условий три: научное обеспечение, переподготовка кадров, повышение качества управления педагогическим процессом. Рассмотрим их подробнее.

Научное обеспечение перехода

Сюда относятся: разработка практичных диагностических программ, повышение уровня изученности психолого-дидактических закономерностей, создание банка педтехнологий, организация в районах и в школах специальных лабораторий.

Компьютерные варианты диагностических программ уже существуют (только наша экспериментально-технологическая площадка “Преемственность” разработала три такие программы), и, хотя они еще далеки от совершенства, их успешно можно использовать.

Повышение уровня изученности психолого-дидактических закономерностей – процесс долгий, но его можно ускорить, повысив уровень целенаправленности работы.

Создание работоспособного банка педтехнологий и дидактических материалов связано с повышением уровня изученности закономерностей и потому тоже очень трудоемко. Обнадеживает совершенствование этого процесса: если на разработку первой из технологий (достижения оптимального чтения) ушло более десяти лет, то последние три технологии потребовали всего по полгода каждая.

Организация специализированных лабораторий повсеместно вызывает материальные затруднения. Необходимы штаты, техника, помещения. Но игра стоит свеч: речь идет о реальной возможности повышения качества образования многих детей.

Переподготовка кадров

Здесь необходимо:

* приобщение педагогов к компьютерной технике на уровне пользователей;

* освоение работы с диагностическими программами;

* повышение уровня теоретических знаний и исследовательских умений;

* освоение банка педтехнологий и дидактических материалов.

Не вызовет особых затруднений такая переподготовка для заместителей директоров школ (для них все проблемы родные); легко освоят обозначенную информацию школьные психологи и учителя информатики. Эти три категории работников почти готовы к получению специализации диагноста-педтехнолога и могут быть задействованы в первую очередь, чтобы потом составить ядро школьных специализированных лабораторий. Из учителей-предметников более расположены к диагностико-технологическому переходу представители естественно-математического цикла.

Повышение качества управления педагогическим процессом

Наибольшие затруднения при переходе к диагностико-технологическому уровню будут иметь место в изменении позиции директоров школ. Контингент директоров может быть представлен по уровню отношения к педагогической деятельности следующими группами:

директора-менеджеры,

директора-педагоги,

безликие директора,

директора-завхозы.

Легко поддадутся обучению первые две категории, но, к сожалению, они составляют меньшинство. Последние две группы будут всячески сопротивляться организации диагностических лабораторий: ведь выяснятся трудности в работе и надо будет по-настоящему работать и учиться. Аналогичное отношение к переходу может возникнуть и у некоторых вышестоящих управленцев, вплоть до работников министерства и РАО. Отрицательные эмоции этих категорий неизбежны, и на них надо смотреть, как на болезнь роста.

Общий вывод

Переход профессионального педагогического мышления на диагностико-технологический уровень неизбежен, так как открывает новые возможности для конструктивного совершенствования педагогического процесса и существенного повышения его эффективности – а значит для выживания системы образования в трудных современных условиях.

Всеволод ЗАЙЦЕВ,

кандидат педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте