Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Профессия

Ступени роста

Школа кадрового резерва выявляет и привлекает талантливых
УГ - Москва, №11 от 17 марта 2020. Читать номер
Автор:

Поиск, инновации, инициатива, творческий подход, проектная деятельность – вот те слова, которые чаще всего звучат, когда речь идет о современном образовании, образовании ХХI века.

В образовательном комплексе «Юго-Запад» организована Школа кадрового резерва для педагогов и управленцев. Цель школы – выявление и привлечение наиболее талантливых, мотивированных, профессионально подготовленных педагогов и специалистов к созданию новаторских методик, программ, проектов, а также к управлению образовательными процессами.
Условием формирования и стимулирования развития профессиональной компетентности педагогов в образовательном комплексе «Юго-Запад» является осуществление следующих направлений деятельности:
– практическая педагогическая деятельность (подготовка, осуществление и анализ педагогического процесса);
– система управления качеством образования (внутренний контроль, аттестация педагогических кадров);
– методическая и научно-методическая деятельность;
– экспериментальная и инновационная деятельность.
И эти задачи, в частности, решает работа Школы кадрового резерва. Обучение открывается форсайт-сессией, в рамках которой слушатели школы прогнозируют развитие образовательного комплекса на основе происходящих изменений в системе образования. Дальнейшие занятия проходят в форме тренингов, семинаров, практикумов, круглых столов.

Важное место в реализации образовательной программы Школы кадрового резерва занимают занятия с приглашенными специалистами-практиками из Московского центра развития кадрового потенциала образования, Московского центра технологической модернизации образования, Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы, вузов – партнеров образовательного комплекса, предприятий – социальных партнеров. Они проводят форсайт-сессии, научно-исследовательские семинары, мастер-классы. Темы занятий самые разнообразные, но очень важные, например: «Как научить учиться?», «Педагог будущего – кто он?», «Надпрофессиональные навыки как основа успешности», «Персонализация образовательных траекторий – обучение через всю жизнь», «Совместная работа для создания новых возможностей (партнерство и сетевое взаимодействие)», «Инструментальное владение системами искусственного интеллекта – основа самообразования» и другие.

Слушатели в конце обучения разрабатывают и защищают проекты, причем их тематика – это реальные направления развития образовательного комплекса. Ожидаемые результаты работы Школы кадрового резерва – увеличение самооценки педагогов за счет повышения их компетенций, разработки современных научно-образовательных методик, постоянный обмен опытом с ведущими учеными, педагогическими работниками, управленцами московской системы образования, и как следствие – модернизация работы образовательного комплекса.

Образовательный комплекс «Юго-Запад» на данный момент является одной из крупнейших образовательных организаций города (более 12 тысяч обучающихся; на 10 образовательных площадках реализуются все ступени образования – от дошкольного до среднего профессионального). На каждой ступени образования необходимо внедрять новые образовательные технологии, создавать такие условия, в которых учащийся может в полной мере проявить себя, свои творческие способности. Именно для развития исследовательских навыков в образовательном комплексе создана Малая академия наук, технологий и предпринимательства.

Что такое МАНТиП? Это объединение учащихся, которые занимаются проектно-, научно-исследовательской деятельностью в различных областях науки, техники, предпринимательства и культуры. В этом отношении очень ценна инициатива самих учащихся – они разрабатывают планы работы по профилям и направлениям: профиль организаторов-тимлидеров, технический профиль, гуманитарный, естественно-научный профиль, спортивно-патриотический профиль. Эти проекты живо обсуждаются на общем собрании «академиков», и зачастую к намеченным мероприятиям добавляются новые. Занятия в МАНТиП ведут как педагоги образовательного комплекса, так и приглашенные специалисты, в частности ученые, преподаватели ведущих вузов, таких как МГУ, МГТУ имени Н.Э.Баумана, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина и других.

Наши учащиеся неоднократно становились победителями и призерами городского фестиваля «Образование. Наука. Производство», призерами городской научно-практической конференции «Наука для жизни». На Итоговой научной конференции Малой академии наук, технологий и предпринимательства (2019 г.) 1‑е место занял проект «Инновации сенсорных технологий для автошкол «Создаем будущее вместе» (авторы – Даниил Тягунов и Илья Великославский), 2‑е место – «Влияние мегаполиса на людей» (авторы – Елизавета Шумакова, Андрей Бараусов, Роман Лунгу, Дмитрий Боевой, Ярослав Попов, Ирина Савчук), 3‑е место – проект «Кукольный театр» (авторы – Алеся Киулова, Григорий Шарапов, Илья Шарапов, Алина Поскакухина, Светлана Андреева, Дарья Артемова). И что значимо – это то, что все эти проекты учащихся находят применение в реальной жизни. Так, например, на городской научно-практической конференции 2019 года «Наука для жизни» был представлен проект наших учащихся Артема Арбузова, Артема Гаевского, Александра Чиненова «Набор конструкторский для первоклассника»; ученики 10-11‑х классов разработали и создали набор для конструирования, предназначенный для учеников младших классов. И этот набор с успехом применяется для занятий по робототехнике в начальной школе.

Сегодня одной из актуальных задач в деятельности образовательных организаций Москвы стало создание комплекса дополнительного образования. И здесь мы руководствовались следующим принципом – определить, что интересно современным детям и подросткам. Так, например, на пике популярности находятся робототехника, 3D-технологии, инженерно-техническое направление, промышленный дизайн, информационные технологии. Современные кружки, секции, студии – это не просто образовательное пространство, но пространство совместного развития. Иными словами, система дополнительного образования – это некий образ совместного будущего, в котором каждый может развиваться вместе с другими и с помощью других. Как известно, за последние годы появились десятки новых профессий, и количество их будет постоянно расти. Именно в кооперации образовательных программ, образовательных ступеней можно сформировать способность работать в команде, выполнять свою часть общей задачи, направленной на конечный результат, а это ключевой социальный навык, которому мы должны научить.

Мы активно работаем с детьми и подростками школ города, привлекаем их в свои кружки технического творчества, проводим мастер-классы, семинары, молодежные конференции, даем возможность школам реализовывать проекты «Технология» и «Профессиональное образование без границ» в наших современных лабораториях и мастерских. То, что многие из этих школьников посещают кружки при образовательном комплексе – например, научно-технической направленности (секции моделирования, конструирования, робототехники, программирования), дает этим ребятам дополнительные практические навыки для, возможно, будущей профессии. И это очень важно, потому что именно те, кто сейчас учится в школе, через 10-20 лет должны будут обеспечить технологическое лидерство нашего города и нашей страны.

На сегодняшний день в образовательном комплексе работает 175 кружков, секций и творческих студий. Перечислим только некоторые из них: «Arduino: проекты в электронике», «Занимательная химия», «Ноосфера», «Экологический туризм», «Практическая радиотехника», «Кружок технического творчества «Креатив», «Моделирование и прототипирование», «Композитный мир (FutureSkills)», «Математические основы инженерной грамотности», «Основы программирования. Проектная деятельность», «Грани материаловедения». В этом учебном году по программам дополнительного образования у нас занимаются более 6000 человек – это и обучающиеся нашего образовательного комплекса, и учащиеся школ Москвы. Задача дополнительного образования – это не только узкоспециальное обучение, а и формирование эмоционального восприятия искусства, способности отличать хорошее от плохого, воспитание художественного вкуса. Так, например, уже несколько лет в образовательном комплексе работают театр-студия и кружки художественного слова. Учащиеся, которые занимаются в этих кружках, – неизменные участники наших концертов, культурно-массовых мероприятий, победители и призеры региональных и всероссийских конкурсов. Мы стремимся дать своим учащимся максимум знаний, умений и навыков, чтобы они смогли стать как востребованными и успешными профессионалами, так и активными членами нашего общества.

Конкурентоспособность современных образовательных организаций и системы образования в целом сегодня как никогда зависит от того, сможем ли мы создать такую образовательную среду, в которой будет интересно, комфортно и продуктивно учиться и работать как учащимся, так и педагогам. Образовательная среда – многоаспектное понятие: это и технологичность образования, так как цифровизация жизни вносит свои коррективы, и благожелательное отношение участников образовательного процесса друг к другу. Не случайно мы рассматриваем как единую систему, способную вывести образование на новый уровень, постоянное повышение квалификации педагогов и проектную, научно-исследовательскую деятельность учащихся. Мы стремимся создать в образовательном комплексе «Юго-Запад» сообщество «учитель – ученик», которое сможет не только достойно отвечать на вызовы времени, но и задать импульс для постепенных изменений в системе образования.

Сергей МАДИЛОВ, директор образовательного комплекса «Юго-Запад»


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt