«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» – мне кажется, эти слова как нельзя лучше передают основной смысл и цель учительского труда. О каких сказках я говорю? «Школа не место для рутины», «ЕГЭ и ОГЭ – это пространство для творчества и личностного роста», «Дети могут радостно готовиться к экзаменам, успешно сдать их и приблизиться к заветной мечте», «Учиться можно без отвращения к процессу», «Ваш ребенок захочет посвятить свободное время русскому языку».
Прочитав эти тезисы, кто-то, возможно, сыронизирует, подобно лирическому герою «Сказок Noel» Александра Пушкина:
От радости в постеле Запрыгало дитя:
«Неужто в самом деле? Неужто не шутя?»
Да, представьте себе, не шутя. Современная школа – пространство значительно более удобное для ученика, чем в начале 2000‑х, трансформируемое, многогранное. Анализируя собственный школьный опыт, я понимаю, что сейчас московское образование действительно ориентировано на потребности ребенка и сохранение его физического и эмоционального здоровья, нацелено на удовлетворение максимального спектра индивидуальных образовательных запросов учащихся и их семей. Не случайно даже сама система подготовки к экзаменам изменилась: введены практикумы по подготовке к ЕГЭ, для подготовки к ОГЭ в учебном плане выделяются дополнительные часы и формируются малые учебные группы. Задача учителя – умело воспользоваться предоставленной ему возможностью индивидуализировать и интенсифицировать учебный процесс в интересах преодоления на пути к успеху ребенка как психологических барьеров, так и выученной беспомощности.
ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку в их сегодняшнем виде как обязательный этап обучения и способ объективной оценки учебных достижений вовсе не отменяют возможности творческого самовыражения и предоставляют возможности для личностного роста в процессе подготовки к ним во время непосредственной работы выпускников с контрольно-измерительными материалами на экзамене. Важнейшие в содержательном отношении и наиболее весомые при критериальном оценивании части ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку – задания, направленные на комплексный анализ текстов и их творческую обработку: изложение, сочинение, анализ содержания текста, его грамматической структуры и логики построения, стилевой и жанровой принадлежности, анализ средств художественной выразительности, изучение авторской позиции, ее интерпретация и аргументированный «диалог» с автором текста.
В процессе подготовки к экзаменам будущие выпускники неизбежно расширяют свой духовно-нравственный опыт и учатся рассуждать на вечные темы, аргументированно спорить с авторами художественных и публицистических текстов, предложенных для анализа, или соглашаться с представленной точкой зрения, тем не менее обосновывая свою позицию, изыскивая яркие аргументы, неопровержимые доказательства на основе жизненного, читательского или историко-культурного опыта. Последнее нашло отражение в указаниях к оцениванию 27‑го задания ЕГЭ (сочинение) по 4‑му критерию («Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста»). Умение обосновывать личную точку зрения и включаться в содержательную дискуссию, проверяемое данным критерием, несомненно, крайне важно для каждого взрослого культурного человека, поскольку применимо в практической жизни – это залог успешной коммуникации, то есть способности читать и слушать, доносить свое мнение до собеседника, а значит, быть услышанным, секрет гармоничных межличностных отношений в семье, в кругу друзей и знакомых, гарантия успешных деловых переговоров и способ разрешения конфликтов самого разного уровня, это в полном смысле слова секрет человеческого счастья, секрет мира во всем мире. Таким образом, готовясь к экзаменам, дети неизбежно учатся быть счастливыми, успешными, уверенными в себе и способными убедить в правильности своей жизненной позиции окружающих. ЕГЭ и ОГЭ – ступени к предстоящей радости бытия.
Но как сделать процесс подготовки к экзаменам максимально комфортным и эффективным? Как нейтрализовать стрессовую ситуацию, вызванную естественным страхом перед каждым ответственным шагом? Как внушить будущему выпускнику уверенность в себе, в собственных силах?
Оптимальным решением этих вопросов, думается, будет планомерная работа по расширению кругозора обучающихся и обогащению их эстетического, нравственного и культурно-исторического опыта.
Безусловно, весь школьный курс гуманитарных дисциплин уже содержит в себе богатейший потенциал для развития личности. Возможно и необходимо расширение кругозора обучающихся и на уроках естественно-научного и математического циклов, но каждый урок имеет строгие временные рамки и зачастую воспринимается учащимися как обыденное явление, а потому не столь привлекательное – как работа, но не как удовольствие.
В связи с этим я предлагаю учителю, готовящему выпускные классы к экзаменам, вспомнить о силе воздействия на сознание малыша вечерних сказок, рассказанных по случаю и ради удовольствия. И действительно: «Что за прелесть эти сказки!» Это и развлечение, и пища для ума и самостоятельных рассуждений, и повод для обсуждения. «Но ведь перед нами уже не малыш, а почти совсем взрослый человек», – возразите вы и будете правы. Именно поэтому термин «сказка» я предлагаю трактовать широко – как синоним к «история», «исторический анекдот», «зарисовка» – и использовать в общении с родителями и детьми именно для преодоления психологического барьера.
Суть успешно применявшегося мной на протяжении последних трех лет и презентуемого ныне метода крайне проста и сводится к тому, что учитель ежедневно рассказывает детям одну или несколько коротеньких историй, тематически соотносимых со спектром нравственных категорий и базовых понятий, отраженных в текстах открытого банка экзаменационных заданий ФИПИ.
Делать это я предлагаю не на уроке и не во время дополнительных занятий, а нарочито во внеурочное время, вечером. «Сказки на ночь» можно разместить в файлах МЭШ или даже звуковыми дорожками в мессенджерах. Более того, я настаиваю на отсутствии учительского контроля за исполнением задания, то есть за систематическим прослушиванием файлов.
Почему вечером? Чтобы постепенно создать у детей эффект ожидания очередной встречи с учителем, встречи не официальной, не страшной, не обязательной, а личной, ни к чему не обязывающей, ежедневной, но долгожданной.
Почему голосовая запись? Все очевидно: сказки ведь «сказываются». Слуховое восприятие мира – вот наиболее естественная, знакомая человеку форма восприятия информации и первобытный способ обеспечения личной безопасности. Такая форма работы максимально комфортна и заманчиво малозатратна, проста для ученика. Кроме того, ушки наших учеников, что греха таить, и на уроках редко освобождаются от наушников – дети привыкли что-то слушать в фоновом режиме: по дороге в школу, на перемене, во время выполнения заданий, в часы досуга, в транспорте – везде и всегда. Получается, что процесс обучения становится непрерывным: делай что хочешь, хоть «кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай».
Как же можно не проверять? Доверяй, но проверяй? Ни в коем случае! Мы абсолютно доверяем, поэтому не проверяем! В классе непременно найдутся ответственные и исполнительные дети, которые с первых дней включатся в работу. Несомненно, будут и те, кто симпатизирует вам и не прочь поболтать с вами на отвлеченные темы. Наконец, кто-то решит послушать «пару сказок» из любопытства или «от нечего делать» – как он объяснит это друзьям. Постепенно аудитория ваших слушателей будет расти. Привыкшие к общению в социальных сетях, дети начнут «постить» и «лайкать», чем вызовут интерес одноклассников и друзей. Так на абсолютно добровольной основе завяжется непрерывная дискуссия – первый шаг к успешному написанию «внешнего» аргумента в сочинениях ОГЭ и ЕГЭ положен!
Остается лишь кратко остановиться на требованиях к текстам:
– краткость – ребенок не должен уставать от прослушивания;
– событийность, сюжетность – чтобы не потерять интерес, стремимся избегать нарочитого дидактизма и лирических отступлений, легче запоминаются факты;
– эмоциональность – текст должен быть интересен, возможно, иногда парадоксален или провокационен;
– широкий тематический ряд – героями «сказок» могут становиться известные исторические личности и наши современники, творческие личности, спортсмены, политики, ученые, люди разных возрастных категорий. Ученикам будет приятно и интересно увидеть в учителе человека, знающего не только преподаваемый предмет, но и другие школьные дисциплины, поэтому выигрышно смотрятся истории ярких научных открытий или анекдоты из жизни тех персонажей истории и культуры, чьи имена встречаются на страницах школьных учебников по иным учебным дисциплинам. Здесь нельзя не отметить, что богатейший материал для обсуждения с детьми базовых общечеловеческих ценностей в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ предоставляют современному учителю разработки занятий курса «Разговоры о важном».
Хочу напомнить историю из жизни нашего великого соотечественника – лауреата Нобелевской премии по физике 1962 года Льва Ландау, человека прямого и честного, крайне требовательного к себе и коллегам, преданного науке и прославившего наше Отечество, человека с умным и добрым сердцем, открытого всему новому и готового поддержать разумные начинания во имя прогресса…
«Однажды Ландау дали на рецензию написанную впопыхах кандидатскую диссертацию молодого творческого и остро нуждающегося в деньгах и повышении в должности аспиранта. Боясь погубить карьеру соискателя и признавая все недостатки рецензируемой работы, Ландау не покривил душой против истины и дал следующую оценку: «Эта кандидатская диссертация, по моему мнению, ничуть не хуже докторских диссертаций Х, Y и Z». Ученых, чьи имена скрыты за литерами X, Y, Z, Ландау недолюбливал…» Это моя методика «сказок на ночь». Уверена, что коллеги смогут ее совершенствовать и адаптировать в соответствии с особенностями контингента обучающихся, принятыми нормами общения и собственными вкусовыми предпочтениями.
Эффективность представленной технологии и ее популярность среди обучающихся заключены в том, что, перефразируя классика, «сказки на ночь», как и пение, «времени берут самую малость, а пользы от этого, между прочим, целый вагон».
Галина НЕФЕДОВА, учитель русского языка и литературы школы №37
Комментарии