Вячеслав Викторович Володин, руководитель фракции “Отечество – Вся Россия”, в детстве, будучи школьником, помогал своей маме, учительнице начальных классов, проверять тетради. Строгий педагог Лидия Петровна доверяла сыну столь важное дело и не ошиблась: став взрослым, он взял на себя ответственность за судьбы многих людей. Сейчас в Государственной Думе Вячеслав Володин возглавляет команду единомышленников, решающих насущные вопросы отечественного образования и проблемы учительства. В интервью “Учительской газете” он рассказывает о том, кто в ответе за школу и как следует выстроить систему ее финансирования.
– Вячеслав Викторович, какие вопросы вы как руководитель одной из самых крупных фракций в парламенте поднимаете в первую очередь?
– С момента создания в Государственной Думе фракции “Отечество – Вся Россия” в числе приоритетных задач она ставит решение проблемы российской школы. Россия как государство по многим направлениям утратила свои позиции, но у нас очень хороший задел в образовании. Российская образовательная система считается одной из лучших в мире. Нам нужно все сделать, чтобы ее сохранить. Если мы сейчас окажем помощь нашей школе, это окупится. Нам нужны квалифицированные, профессионально подготовленные кадры. Основу этому закладывает средняя школа. Наша позиция заключается в том, что среднее образование должно быть в России обязательным. Это – первое. И второе. Надо сделать все возможное, чтобы профессия учителя стала престижной, и поэтому в прошлом году в приоритетном порядке поставили вопрос о необходимости повышения заработной платы учителям. Партия “Единая Россия” среди первоочередных задач ставит перед собой контроль за своевременной выплатой заработной платы учителям, врачам и работникам культуры. Это является нашей программной установкой.
– Для российского образования в силу многих факторов характерна неравномерность развития. Где-то школы дают ребятам знания действительно в духе современных требований, хотя и у них проблем хватает, а где-то учат по старинке, в школах нет специалистов…
– Проблема заключается в том, что профессия учителя перестала быть привлекательной и значимой. В результате во многих, особенно сельских, школах огромная неукомплектованность кадрами. В первую очередь это связано с преподаванием иностранных языков и информатики, а также с оснащением учебного процесса. Я выезжал во многие школы и видел: учителя по 13-15 лет не получают наглядных пособий, лабораторного оснащения, не всегда обеспечены они и методической литературой. Все это влияет на образование детей. Я был в одной школе в поселке Черкасский Саратовской области. Там иностранный язык преподает ветврач. В Вольском районе, где я заканчивал школу, из семи школ в пяти нет преподавателя иностранного языка… Когда выпускники этих школ поступают в высшие учебные заведения или устраиваются на работу в престижные фирмы, они чувствуют себя людьми второго сорта. Я считаю, что в системе среднего образования нам надо обеспечить государственные стандарты, а уже через них решать проблемы укомплектования квалифицированными кадрами и обеспечения педагогов всем необходимым для работы. Плюс к этому необходимо поднять социальный статус учителя и увеличить финансирование школы.
– По моему мнению, ничего у нас не получится, если в вопросах ответственности все оставить как есть. Государство больше декларирует свою заботу о школе, взвалив всю ответственность за нее на городские и районные органы управления.
– Введение государственных стандартов предполагает перераспределение ответственности за школу. Мы считаем, что нужно рассмотреть вопрос перевода школы из статуса муниципального в статус государственный. Если мы говорим о государственном образовательном стандарте, школа должна находиться в государственном ведении, как это всегда было в России. Бюджет муниципальных образований мизерный, за счет него школы не могут обеспечить государственные образовательные стандарты. Поэтому решать проблему модернизации образования надо, не только поднимая статус тех, кто учит, и тех, кто учится, но и за счет перевода школ с муниципального уровня на государственный. Только тогда можно будет говорить о том, что каждая школа получит необходимый минимум денежных средств. Разница в финансировании школ, скажем, Урюпинска и Москвы, несомненно, есть. Почему? Потому что в Урюпинске одни условия, а в Москве – другие. А надо, чтобы условия получения образования были одинаковыми.
– По Конституции России и Закону “Об образовании” школа должна находиться в ведении государства…
– Это верно, как верно и другое: не может государство устанавливать стандарты, а орган местного самоуправления контролировать их выполнение.
– Значит, надо привести статус школы в соответствие с законодательной нормой. Что для этого нужно?
– Необходимо принять закон. И мы обязательно осенью сделаем это.
– Как это скажется на финансировании школ?
– Сельские районы имеют меньше денег, значит, меньше возможностей, чтобы дать человеку нормальное образование. И речь идет не только о сельской местности. В России 16 регионов-доноров, все остальные получают дотации. Если перевести школу из городского или районного бюджета на уровень государственного обеспечения, то ученику, независимо от того, где он живет, будет обеспечена подготовка, соответствующая государственным стандартам, он не будет ущербен в своих знаниях. У нас во фракции есть люди, которые работали учителями школ и преподавателями вузов, – Андрей Исаев, Георгий Боос, Михаил Залиханов, Андрей Кокошин. Это профессионалы, которые понимают проблемы российской школы и о них заявляют. Но мы ставим не только вопросы получения образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, что будет реализовано в будущем, а и думаем о детях, которые учатся сейчас и на себе ощущают все издержки нынешнего финансирования школ.
– Вы говорите об инициативах своей фракции?
– Совершенно верно. Сегодня во многих школах нет горячего питания. Почему? Потому что нет денег. Те регионы, которые живут побогаче, кормят ребят, кто победнее – не могут этого делать. Я вспоминаю саратовскую школу. Приехал в один сельский район, спрашиваю: “Сколько вам дают на горячее питание для детей?” – “Полтора рубля”. За полтора рубля можно ребенка накормить? Конечно, нельзя. Фракция “Отечество – Вся Россия” внесла предложение в Государственную Думу об организации обязательного горячего питания для начальной школы. Закон об этом должен быть рассмотрен в сентябре. Средства из федерального бюджета будут перечисляться каждой школе через систему казначейства. Цена этого вопроса – примерно 5 млрд. рублей. Эти деньги мы сейчас изыскиваем в бюджете, и я надеюсь, что с будущего учебного года в каждой российской школе для наших детей с 1-го по 4-й класс будет организовано обязательное горячее питание. Если в регионах есть дополнительные средства, тогда местные власти будут организовывать питание для более старших детей. Помимо этого, в настоящее время мы ведем переговоры с правительством о том, чтобы со следующего года установить первый разряд ЕТС в размере 600 рублей (сейчас он 450). В мае мы внесли на рассмотрение Думы вопрос о повышении минимального размера оплаты труда, предложение об установлении почасовой оплаты труда в размере 10 рублей. Наша фракция выступает за то, чтобы повысить стипендию студентам в два раза, а научным сотрудникам, профессорско-преподавательскому составу – надбавки за ученую степень в три раза. Все это мы планируем осуществить в этом и будущем году, несмотря на то, что 2003 год будет самым тяжелым годом из-за выплаты внешних долгов. России предстоит вернуть 17 млрд. долларов. И тем не менее мы будем проводить в жизнь социальные инициативы для оказания поддержки российской школе. Это позиция не только нашей фракции, но и партии “Единая Россия”.
– Давайте вернемся к вопросу изменения статуса школы. Не секрет, что не все придерживаются вашей позиции. Например, руководство Минэкономразвития против того, чтобы отбирать у муниципалитетов этот кусок их работы.
– Он может оставаться у органов местного самоуправления лишь тогда, когда местные власти в состоянии обеспечить государственные стандарты. Но мы сейчас видим, что они не могут этого сделать. Если оставлять им эту ответственность и дальше, то пострадают дети: они будут получать плохое образование. Это не государственный подход. Надо проблему решать. Мы предлагаем свой вариант. Если есть другое решение, готовы его обсудить. Понятно, что Министерство финансов вместе с Министерством экономики старается минимизировать расходы на социальную сферу, мы же – за их увеличение. Подвижки в этом вопросе есть. В прошлом году нам удалось добиться повышения заработной платы педагогам, в этом – мы уже достигли договоренности о повышении стипендии в два раза. Будем и дальше “продвигать” эту и другие инициативы… Нам надо, чтобы в вопросе о статусе школы нас поддержали. Особенно это важно сейчас, когда мы готовимся реализовывать государственные общеобразовательные стандарты, подчеркиваю – государственные. Не может быть одних стандартов в области образования на уровне поселка, вторых – города, третьих-субъекта Российской Федерации. Должны быть единый подход, единый стандарт.
– А от кого вы ждете поддержки?
– В первую очередь, нам нужна поддержка наших коллег по центристской коалиции, и, конечно, было бы хорошо, если нас поддержат все депутаты.
– Понимание будет тогда, когда педагоги увидят, что ваши инициативы не остаются на бумаге, и благополучие, хоть медленно, но приходит в их семьи. Пока же функции государства по финансированию школ по-прежнему выполняют местные органы власти. В ряде случаев положение в регионах настолько критическое, что ответственность за состояние учреждений образования “область” берет на себя. Например, в Ленинградской области учителей из районов перевели на областной бюджет…
– Правильно. Это – первый шаг к изменению статуса школы. Нашим прогрессивным губернаторам необходимо перевести выплату заработной платы с местного на областной бюджет, а также выплату денег на методические пособия и приобретение оборудования. Это все надо брать на областной бюджет, не дожидаясь, пока такое решение будет принято в целом по России. Область имеет более сбалансированный бюджет, чем органы местного самоуправления. Для примера: у нас 2334 административных образования – городов и районов – и 89 субъектов Российской Федерации. Так у кого возможностей больше?
– Да, но в той же Ленинградской области воспитателей и педагогов дополнительного образования оставили все на тех же скудных районных бюджетах. И детские сады по-прежнему недополучают средства на питание, заведующие садиками платят за телефон из своего кармана… Разве это правильно?
– Везде должны быть логика и разум. Не надо все взгромождать на областной уровень. Часть функций и обязанностей по управлению образованием можно оставить на уровне района, города, органа местного самоуправления. Из крайности в крайность не надо бросаться. По среднему образованию необходимо обеспечить единые государственные стандарты, а потому там, где есть такая возможность, при принятии бюджета губернаторы должны взять и перевести школы на областной уровень – сделать первый шаг к кардинальному изменению статуса школы. Учителям в Ленинградской области дали то, что они должны были иметь давным-давно.
– Подведем итог: детские сады, учреждения дополнительного образования по вашей схеме остаются на районном уровне, а школы в рамках государственных образовательных стандартов должны перейти на уровень субъекта Российской Федерации, в последующем – на государственный уровень. Так можно будет быстрее реализовать идею финансирования школ за счет федерального бюджета. Но если губернаторы не захотят последовать примеру ленинградцев?..
– Мы скажем им: “Губернаторы, эта проблема должна решаться в том числе с вашим участием. Мы стараемся, чтобы школу перевели на общефедеральный уровень, чтобы финансирование, материально-техническое обеспечение были в рамках государственного закона. Пытаемся убедить в этом правительство. У нас не все получается. С местного уровня перевести образовательное учреждение на федеральный, перешагнув через ступеньку, тяжело. Вы ведь тоже у нас люди избираемые, тоже должны переживать за судьбу российского образования. Школа первична, она должна быть во главе всего”. Если только все это поймут, изменения обязательно будут.
Ирина Каминская
От редакции
Так кто же должен взять на себя ответственность за судьбу школы? Мы представили позицию депутата Государственной Думы, руководителя одной из крупнейших парламентских фракций. А что думаете по этому поводу вы, согласны ли вы с Вячеславом Володиным? Ждем ваших писем.
Из досье “УГ”
Вячеслав Володин родился 4 февраля 1964 года в Саратовской области. Имеет высшее техническое и юридическое образование. Профессор, доктор юридических наук.
С 1986 по 1992 год – на преподавательской работе. С 1992 года – заместитель главы администрации г. Саратова. Затем – заведующий кафедрой государственного строительства и управления в Поволжской академии государственной службы. С 1994 года – заместитель председателя Саратовской областной Думы. В 1996 году в Санкт- Петербургском институте МВД Российской Федерации защитил докторскую диссертацию “Субъект Российской Федерации: проблемы власти, законотворчества и управления” на соискание ученой степени доктора юридических наук. С апреля 1996 года – вице-губернатор Саратовской области, отвечал за экономический, финансовый блок, за работу реального сектора экономики. Был избран депутатом Государственной Думы по общефедеральному списку избирательного блока “Отечество – Вся Россия” по Поволжскому региону. В настоящее время – руководитель депутатской фракции “Отечество – Вся Россия” в Государственной Думе.
Комментарии