Владимир МАРЧЕНКО, заместитель председателя объединенной профсоюзной организации МГУ им.М.В.Ломоносова, председатель Студенческого координационного совета профсоюза (СКС): – Почти 11 лет назад руководством профсоюза было принято решение о создании Студенческого координационного совета. Информация о нашей работе неоднократно обсуждалась на заседаниях президиума и размещена на сайте ЦК, поэтому назову лишь три основных достижения. Первое – создание системы партнерских отношений с органами законодательной и исполнительной власти и с Российским союзом ректоров. В частности, работа с Рособразованием привела к двукратному увеличению финансирования на одного студента с 35 до 70 тысяч рублей, а стипендия увеличилась почти в три раза – с 400 до 1100 рублей в месяц. Второе достижение – создание системы многоуровневой подготовки профсоюзного актива в вузе, на территории, в федеральном округе и на российском уровне. Только за два последних года подготовку прошли более тысячи человек. Третье достижение – полуторократное увеличение числа членов профсоюза среди студентов – с 1 миллиона в 2000 году до 1,6 миллиона в 2009-м.
К сожалению, перечень успехов студенческих профсоюзов не дает поводов расслабиться и удовлетворенно созерцать ситуацию. События в высшей школе развиваются столь стремительно, что за 4-5 лет обучения конкретного студента законодательная база может измениться несколько раз. Примером может служить введение двухуровневой системы высшего образования и слияние вузов в новые федеральные университеты. Получается, что конкретный студент вместо специалиста имеет все шансы стать бакалавром и диплом получить другого учебного заведения. А если учесть, что создаваемая в такой атмосфере нервозность преподавателей не улучшает качества образования, я вынужден констатировать, что интересы студента стоят в процессе реформирования высшей школы на одном из последних мест. В связи с этим в план работы экспертного совета Комитета по образованию Госдумы РФ внесено проведение «круглого стола» по вопросу участия профсоюзов в контроле за качеством образования в вузах.
Нельзя не сказать, что размер студенческих стипендий остается оскорбительно низким. Необходимо не только повышать объем стипендиального фонда, но и бороться за то, чтобы была повышена минимальная академическая стипендия.
Студенческие профкомы вынуждены реагировать еще на один вызов современности – введение системы платного образования. Число студентов, самостоятельно оплачивающих свое образование, уже вплотную приблизилось к 50% от всех студентов в стране. Вопрос, который необходимо ребром ставить перед властью: студент-контрактник – это не только источник дополнительного финансирования, это равноправный член нашего сообщества. И уж поскольку на вузы возлагается воспитательная функция, то и обеспечить ее выполнение необходимо при составлении бюджетов. Или мы, следуя формальной логике финансистов, поручим студентам самостоятельно оплатить свое воспитание в ходе обучения? Что означает для профсоюза 50% контрактников в вузе, учитывая, что стипендию они не получают и бюджетное финансирование на них не распространяется? Это означает, что период, когда можно было отчитаться в первичке только культмассовой работой и материальной помощью, уходит в прошлое. На первый план выходят вопросы учебно-правовой деятельности, качества образования и информационная работа профсоюза, что требует ежегодного обучения всей вертикали профлидеров. За 10 лет работы СКС сформировались ее основные принципы: многоуровневость и многопрофильность. Отсутствует последний очень важный штрих: для кого мы все это делаем. Только из рядов нашего передового отряда – председателей студенческих первичек в вузах – за несколько лет вышло несколько проректоров, начальников управлений, руководителей департаментов в органах власти. А вот в системе профсоюза востребованность в подготовленных молодых кадрах не наблюдается. Мы можем вспомнить только единичные случаи, когда представители студенческого профсоюза заняли те или другие посты в теркомах и аппарате ЦК. Можно создавать сколько угодно кадровых резервов, главный вопрос – вопрос востребованности этого резерва и определенного социального лифта для студенческого профаткива.
Мы живем и работаем в век, когда имидж нашей организации зависит не только от реально достигнутых результатов, но и от того, какие технологии мы используем. Практически ежедневно по телевидению мы наблюдаем, какие усилия прилагает исполнительная власть по внедрению электронных технологий в свою работу. Фактически нам дают четкие недвусмысленные сигналы о том, на каком технологическом уровне с нами готовы вести диалог. В нашей же работе пока вершиной технологии являются электронная почта и мобильный телефон. Этого не было еще 20 лет назад, но сегодня это уже почти вчерашний день. Не сможем изменить ситуацию сегодня – будем догонять десятилетия. Примером нового подхода к работе профсоюза могут стать программа электронных студенческих карт в Петрозаводском госуниверситете и программа электронных профсоюзных билетов МГУ им. Ломоносова. Суть программы – превратить профсоюзный билет в ежедневно востребованный инструмент. Современные технологии позволяют создавать на базе электронных профсоюзных билетов дисконтные системы, платежные системы, электронные пропуска и читательские билеты. Если профсоюз сумеет занять эту нишу, сумеет взять на себя часть организационной работы и финансовых затрат, то мы на ближайшие десятилетия снимем вопрос о мотивации профсоюзного членства, а осязаемую пользу от пребывания в профсоюзе сможет ощутить каждый, а не только люди, попавшие в тяжелую ситуацию.
В заключение возвращусь к Году учителя. Считаю принципиально важным, чтобы студенческие профсоюзы приняли самое широкие участие в мероприятиях, посвященных своим учителям. СКС выступает с инициативой проведения Общероссийского дня поздравления учителей студентами. Надеемся на поддержку территориальных организаций и ЦК профсоюза.
Комментарии