За диплом о высшем образовании иногда расплачиваются не только деньгами, но и собственным здоровьем. Только за последние 10 лет студенческая заболеваемость увеличилась на 35%. Чтобы выяснить, какие болезни встречаются чаще всего, на кафедре физвоспитания МГТУ имени Баумана провели исследования, и оказалось – на младших курсах свирепствует ОРЗ и вегетососудистая дистония, причем второкурскники болеют чаще, чем те, кто моложе их всего на год. Специалисты объясняют это перенапряжением компенсаторных защитных механизмов адаптации. Чем ближе к диплому, тем больше поводов для оптимизма: организм привыкает к чрезмерным нагрузкам, ночным бдениям над конспектами и пирожкам на ходу. Правда, на старших курсах на смену довольно безобидным простудам приходят гипертонии, хронические неврозы, язвы, гастриты и прочие желудочные болезни. У большинства значительно ухудшается зрение. Связано это с длительными психоэмоциональными стрессами. А бороться с различными недугами лучше всего, отдыхая на каникулах в оздоровительных лагерях и, конечно же, занимаясь спортом. Как утверждают медики, регулярная физическая тренировка активизирует вспомогательные вегетативные системы.
На вопрос, существуют ли оздоровительные программы для студенчества, в Департаменте по молодежной политике Минобразования России мне ответили, что категория “студенты” отдельно не выделяется, есть подпрограмма “Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха”. Правительство РФ провело конкурс вариативных программ в сфере отдыха и оздоровления. Их было 76. Гранты первой степени по 70 тысяч рублей присвоили программам “Мы вместе”, “Мамонтенок-2001”, “Лето в палатке – палаточные лагеря для молодежи”. На оздоровление и отдых студентов Министерство образования выделило в этом году в пять раз больше средств, чем в прошлом, – 625 миллионов рублей.
Любопытные исследования, касающиеся студентов, в том числе и их здоровья, проводит профессор, доктор социологии, советник заместителя министра образования РФ Татьяна Петрова:
– Опрос московских студентов показал, что только 13,8 процента из них считают достаточной оздоровительную программу вуза. Не многие жалуют и работу студенческих поликлиник.
– За полторы сотни лет студенческие болезни мало чем изменились, – сказала мне Татьяна Эдуардовна. – Вот что писал о студентах организатор переписи в Московском университете в 1905 году М.А.Членов:
“Наше студенчество – не особенно здоровая, легко утомляемая от занятий масса, мало обращающая внимание в противоположность иностранному на свое физическое развитие”. Вузовские архивы первого десятилетия советской власти тоже рисуют довольно безрадостную картину: “Студенты весьма мало времени уделяют уходу за собой. Питание недостаточное по количеству приемов пищи и особенно в смысле регулярности”.
┘ Времена меняются – а студенческие болезни остаются. Впрочем, сейчас все больше молодых людей начинают понимать простую истину: главное – здоровье, остальное будет.
Светлана РУДЕНКО
Медики шутят
У студентов-медиков особый юмор, кому как не им описать в деталях собственное самочувствие на лекциях
1-я пара – сознание ясное, зрачки ровные, движение глазных яблок в полном объеме, лицо симметричное, глотание нормальное, реакция на свет живая, слух нормальный. Эмоциональная стабильность.
2-я пара – загруженность, оглушенность, движение глазных яблок ограничено вверх, в стороны. Реакция на свет вялая. Лицо асимметрично. Слух снижен. Голос осиплый.
3-я пара – вялость. Реакция на свет отсутствует. Шум в ушах, слух отсутствует. В позе Ромблера пошатывается. Гипергидроз ладоней.
4-я пара – промахивается при пальценосовой пробе. Адинамия. Афония.
5-я пара – кома. Периферическая нервная система -симптом посадки. Вегетативная нервная система – STOP!
Комментарии