Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Студенты о школе и о себе

Учительская газета, №8 от 27 февраля 2007. Читать номер
Автор:

Успешное прохождение практики зависит в основном от учителя, к которому попадает студент. Чем меньше ошибок, отступлений от плана, конспекта, записи на доске и так далее, тем лучше, ведь практикант уйдет через месяц, а учителю придется исправлять «чужое творчество». Поэтому прежде всего нужно найти общий язык с преподавателем, найти компромисс, ведь в студенте видят неопытного человека, которому нужно помогать, советовать, что является вполне нормальным процессом. Иная сторона такой опеки состоит в том, что человек, идущий на практику, зависим и несамостоятелен. В моей ситуации учительница присутствовала почти на всех моих уроках, контролируя учебный момент и дисциплину. Есть момент недоверия!!! В профессиональном плане за 6-8 уроков трудно определить уровень подготовленности, почувствовать себя учителем. Но хватает времени понять, что эта работа тяжелая и неблагодарная.

* * *

Сам процесс преподавания не вызывал у меня каких-либо затруднений, но крайне отрицательное впечатление на меня произвели современные учебники, по которым нужно было преподавать. По таким учебникам нельзя учить, тем более учиться.

Очень хотелось провести внеклассные занятия, то есть сводить ребят в музей или на экскурсию с выездом за город, но это не получилось – практика длилась месяц, а этого времени слишком мало, чтобы охватить все виды работ с учащимися.

Учителя не давали полной свободы на уроках, сидели на них и следили, а это сковывает не только движения, но и мысли.

Организация педагогической практики хорошая. Чем она хороша? В первую очередь тем, что отсутствует по большому счету контроль со стороны университета. В этом году в отличие от предыдущего, правда, институт проявил излишнюю активность, заявив, что пришлет проверяющих (что было и до этого), но они будут «лучше проверять». В итоге «проверяющие» посетили лишь одно занятие и особо ничему не навредили. Но грозили и прислали-таки новых ранее не известных этой школе людей. Создается впечатление, что не ты практикуешься работать в школе, а практикуются на тебе. Тем более что это же мешает и самим преподавателям, ведь начинают загонять в формальные рамки и их. Тут же все начинают суетиться, призыв «Пусть создается видимость их интереса к работе!» сразу пронесся по школе среди преподавателей до первого появления новых проверяющих. Такой формализованный подход все губит.

Основная проблема для первой практики – первый урок. Кроме этого, приходится сталкиваться с уменьшением знаний и, что особо плохо, деградацией мышления в школьной среде. Причем если с вопросом знаний еще можно решать какие-то проблемы – знания всегда можно восполнить, то в вопросе мышления дело совсем туго. В большинстве своем ученики не способны даже прочитать текст даже в плане извлечения материала! Пример: в карточке специально для них выделено жирным шрифтом и подчеркнуто то, чего от них хотят (кто выиграл от того-то и того-то), а они пишут о тех, кто проиграл!!! Анализировать какой-то фрагмент исторического примитивного текста, где суть описана прямым текстом, для них огромная проблема. По сравнению с прошлым годом школьники стали менее активно общаться в своем коллективе. Теперь явно прослеживается принцип «каждый сам за себя», и общий ум заменился, как я уже говорил, игрой в лотерею. При этом подсказать соседу они готовы всегда, и всегда заведомо неправильно.

Много стало откровенно избалованных детей, которые при случае готовы и нахамить без боязни каких-либо последствий. Если в прошлом году я встретился в классе лишь с одним-двумя такими личностями на целый класс, что более чем нормально, то в этом году их уже явно больше –

5-6, и это только в моем классе.

С собственными знаниями был не недостаток, а переизбыток. Как оказалось, то, что описывается на лекции «кабинетными педагогами», не имеет никакого отношения к тому, что было в классе. То, чему учили, оказалось не спасительной веревкой, а камнем на шее. Чтобы отойти от нереального и перейти к реальному уроку, пришлось пройти через такие проблемы, как структурирование времени и отношения с учениками. Это только у методистов все хорошо выглядит на бумажке: 5 минут – опрос, 15-20 минут – объяснение темы и т.д. На самом деле времени или постоянно не хватает, или, наоборот, его слишком много. Нужно до самой первой практики ввести «допрактику», когда месяц-другой студент в обязательном порядке сможет посещать школу (уроки), пока без ведения занятий – просто прийти, посмотреть. Такой метод позволит еще больше уменьшить проблемы с «погружением» в школу.

Не могу сказать, что я пошла в школу с уверенностью и желанием преподавать историю детям. Шла я с полным осознанием, что ничего у меня не получится, не умею я детей учить, нет у меня дара. Как вести себя с учениками, я не знаю, что делать – тоже. Страшно боялась, не хотела и успокаивала себя только тем, что это всего лишь на месяц.

Когда шла в школу на практику, жутко боялась плохого отношения к себе со стороны учеников… Но я испытала такой восторг и удовлетворение от проведенного урока, какого даже и представить себе не могла. Мне понравилось. В этом году даже немножко жалко было возвращаться к учебе в университете.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту