Количество вузов в России умопомрачительно. От крупнейших образовательных центров до мелких местных институтов, от солидных учреждений, которые отправляют студентов за границу на стажировки по программе двойных дипломов, и до университетов, куда можно прийти только за дипломом – найти можно что угодно.Сами студенты отзываются об альма-матер весьма по-разному, однако в целом мнения совпадают с общепризнанными оценками: престижные вузы оцениваются выше.
Мария, 21 год, РУДН, факультет филологии, кафедра связей с общественностью:
– Большая часть преподавательского состава – люди пожилого возраста. Это не значит, что они плохо преподают, но их знания давно устарели, о какой бы области науки не шла речь. Они преподают так, как привыкли за прошлые годы, не учитывая того, что изменилась сама система оценки (с обычной пятибалльной на кредитно-рейтинговую). Мы пытаемся перейти на западную систему, но менталитет остаётся чисто советским, поэтому все эти кредиты и баллы ничего не дают, не создают конкуренции между студентами. Иногда баллы выставляются преподавателями в совершенно произвольном порядке, а студенты не имеют возможности постоянно отслеживать свои баллы, потому что преподаватели не выставляют их на портал сразу же. И снова начинается эта бюрократическая волокита… Да и тот факт, что каждый факультет устанавливает свои правила – у всех по-разному распределены праздники, дни сдачи экзаменов, на некоторых факультетах даже не выдают зачётки (ещё одна причина, по которой мы, порой, не можем узнать свои оценки даже по окончании следующего семестра). Если говорить о техническом оснащении, то всё опять же зависит от факультета. Некоторые обеспечены всем необходимым, а некоторым, к примеру, приходится пользоваться демо-версиями программ, необходимых для обучения. В итоге, эти демо-версии постоянно \”летят\”, и вместо запланированного количества часов, мы получаем всего пару. Приходится учиться самостоятельно, потому что преподаватели по другим предметам требуют от нас этих знаний. Аля, 21 год, МГУ, факультет вычислительной математики: – Плюсы: отличная база высшей математики (уступаем мехмату, но у нас всё на более прикладном уровне) и всех видов программирования, также учат азам компьютерной науки, есть такие полезные предметы, как архитектура ЭВМ, сети… Минусы: 2 года был иностранный язык, но все ужасно халтурили с его посещением/работой на парах. В итоге у многих английский не дотягивает до должного уровня, а выпускникам нашей специальности он нужен. Есть подозрение, что материал, которому нас учили в базовых курсах мат.анализа, линейной алгебры и т.д. уже лет 20 как устарел, но это не делает его менее полезным в качестве инструмента развития логики. Местные вузы студенты любят. Наталия, 21 год, Воронежский госуниверситет, факультет журналистики: – Качество образования? Лично я считаю его средним. Преподаватели у нас чудесные, спору нет, знают свое дело хорошо и учат многому. Однако, журналистика – дело тонкое. Буквально лишь несколько предметов действительно пригодятся в жизни, остальное – дело практики. Исходя из этого, судить о качестве того, что может не пригодится вовсе – довольно сложно. Техническая база неплохая, но, на мой взгляд, должно быть как можно больше работы именно с людьми (интервью, опросы и т.п.) чтобы учиться работать непосредственно с ними, ибо это играет самую важную роль. Если бы оценка была по десятибалльной шкале, я бы дала отметку 8 из 10. Основные претензии, как и следовало ожидать, к многочисленным филиалам, которые пышным цветом расцвели в нулевые годы. Мария, 22 года, ИМИТ (филиал) СПбГПУ, факультет программного обеспечения ВТ и АС: – На наш факультет, похоже, решили махнуть рукой. Пока шли общеобразовательные дисциплины, все было вполне прилично: дипломированные специалисты, умеющие заинтересовать аудиторию и научить. Но как только дело дошло до профильных предметов, у института, видимо, иссякли и ресурсы, и желание обучить нас профессии. За все время нам попался один адекватный преподаватель, который действительно знает преподаваемую дисциплину и который заинтересован в том, чтобы мы ее знали. От остальных преподавателей этого явно ждать не приходится. Есть такие, кто работает в нескольких местах одновременно: это и институт, и школа, и своя организация (которая, нужно полагать, отнимает немало времени) и просто очень часто не приходят на лекции (а иногда и на сдачу курсовых!). А другие являются экспертами буквально во всех областях: в одном институте они ведут \”Математику и информатику\” и \”Информационные технологии\”, а в другом \”Практику бух. учета\” и \”Информационный менеджмент\”. Третьи, возможно, являются удивительными специалистами, но не могут объяснить материал. Что касается технической базы, тут все вполне пристойно, компьютеры обновляются, оборудуются новые компьютерные классы и т.д. Только вот с интерактивной доской мало кто дружит, зачем же тогда ее покупали? Опять же стараются обновлять ПО, вот например 1С. 8.2 поставили… ну и что, что работает через раз, зато красивая. И, если верить тем, кто учится по новым программам дистанционного образования, инновация пока не очень работает. Ася, 20 лет, СПбГЭУ ИНЖЭКОН (череповецкий филиал), финансы и кредит: – Я инвалид второй группы (ДЦП, но интеллект сохранен). Хвала небесам, в мое детство не было инклюзивного образования. А что из этого следует? Учителя приходили ко мне каждый учебный день, отрабатывая установленные 10 часов в неделю. Делать д/з было необходимо к каждому уроку, в «классе» из одного ученика, догадайтесь, кого спросят. Варианта «хочу/не хочу», «буду/не буду» не было. Надо, значит надо. Так я жила в тепличных условиях 11 лет. Школа окончена. Будущее пугает, впереди страшный зверь под названием – взрослая жизнь. Хотела в муз. училище – нет такой статьи расходов, чтобы учителя на дом ходили. Хотела стать психологом – на заочном отделении ни одного бюджетного места. И пошла я на экономиста на заочное отделение с применением дистанционных технологий. Где они, эти самые технологии – история умалчивает. Предполагалось, что будут лекции по Skype. За два года не было ни одной и не предвидится. Де-факто мое обучение превратилось в сдачу сессии. Все в тенденции того, что учитель/преподаватель должен выполнять функцию проверяющего, а больше он никому и ничего не должен. В школе меня действительно учили. Сейчас – выполняют контроль. Сдал тест – получи оценку в зачетку. Надо ли объяснять, что знания мои улетучиваются с той же скоростью, что и появляются. Требования сведены к минимуму. Стимул учиться лучше, как и вообще учиться, уменьшается с каждым днем. В завершение хочу сказать, хорошо, что не на медицинском учусь – хоть не угроблю никого, если вдруг что.
Фото Ольги Максимович
Комментарии