search
main
0

Студентам — практика: почему важно развивать практикоориентированность образования

Согласно оценкам компании Boston Consulting Group в мире 1,3 миллиарда человек, чьи знания и навыки не соответствуют требованиям нанимающих их организаций. Среди них и выпускники вузов. Исследование ВЦИОМ говорит, что 91% работодателей считают недостаточными практические навыки молодых специалистов.

Фото: conference.worldskills.ru

Таким образом, из-за несоответствия полученного образования требованиям рынка труда с каждым годом растет уровень безработицы выпускников. Кроме того, последствия пандемии могут еще больше ухудшить ситуацию в стране в следующие несколько лет. Все это указывает на необходимость усиления практикоориентированности высшего образования.

Дмитрий Афанасьев, заместитель министра образования и науки Российской Федерации. Фото: minobrnauki.gov.ru

– Дефицит практической деятельности в структуре образовательной программы является одной из распространенных причин потери мотивации в освоении профессии. Поэтому мы работаем не только на рынок труда, но и на самих студентов, которые на фоне стремительно развивающихся технологий должны получить пакет базовых фундаментальных и профессиональных знаний, а также тех навыков, которые позволят им оставаться конкурентоспособными на протяжении всей жизни, – рассказал заместитель министра образования и науки Российской Федерации Дмитрий Афанасьев на пленарном заседании “План развития 2021-2030: вузы как центры практико-ориентированной подготовки”.

Одним из популяризаторов качественной практической подготовки специалистов в стране является организация “Молодые профессионалы” (WorldSkills Russia). Причем занимаются они этим на самой ранней стадии – еще во время обучения детей в школе. Благодаря проекту “Билет в будущее” ребятам помогают разобраться в своих способностях и выбрать подходящую именно им профессию, а также на деле познакомиться с ней. Таким образом, подбор специальности проходит методом проб и ошибок. Часто школьники, выбирая будущую профессию, не представляют, чем именно они будут заниматься, поэтому нужно дать им возможность попробовать себя в ней. Это позволит совершить ошибку выбора как можно раньше, когда все еще можно исправить без больших потерь, а на выходе получить уже заинтересованных и осознанных потенциальных студентов.

Но, конечно, стоит совершенствовать и саму систему образования, делая ее более практико-ориентированной. Ведь сколько бы заинтересованными и нацеленными на получение конкретной профессии ни были студенты, без правильного подхода к обучению никакой пользы это не принесет. Поэтому Союз WorldSkills Russia также создает новые стандарты и механизмы, которые позволяют ребятам с большим успехом осваивать нужные компетенции и пробовать себя в профессии уже с первого курса.

На опыте пилотных регионов, в вузы которых были внедрены методики WorldSkills, можно рассмотреть успешность усиления практико-ориентированности образования. В Новосибирской области практикуется создание учебно-производственных кластеров из студентов колледжей и университетов на основе определенных предприятий. Это доказало, что выпускники, уже получившие опыт работы во время обучения, быстрее адаптируются и выходят на среднюю производительность труда. А преподавательский состав МИДИС ставит перед собой задачу уже в первые три семестра не только дать хорошую теоретическую базу, но и сформировать конкретные профессиональные навыки, которые позволят студентам осуществлять осознанную деятельность уже на ранних этапах обучения. Например, на специальности управления отельных сетей студенты осваивают компетенции администрирования отеля или ресторанного сервиса, которые позволяют им уже в первый год обучения получить оплачиваемую стажировку и начать строить карьеру.

Владимир Миклушевский, ректор Московского политехнического университета. Фото: new.mospolytech.ru

Одну из главных ролей в образовательном процессе также играют преподаватели. Поэтому эксперты считают, что необходимо давать им возможность проходить тренинги и программы повышения квалификации, чтобы оставаться в курсе последних подходов и технологий обучения. Также, помимо преподавателей, дающих теорию, в университетах должно быть больше специалистов из профессии. Они могли бы делиться со студентами нужными на сегодняшний день навыками и формировать у них реальную картину рабочих будней.

– Соотношение академических преподавателей, которые больше фокусируются на теоретических курсах, и практико-ориентированных преподавателей, которые приходят читать курсы из отрасли – в этом залог успеха, – высказал свое мнение Владимир Миклушевский, ректор Московского политехнического университета.

Вице-премьер Татьяна Голикова. Фото: government.ru

Несомненно, на протяжении всего времени получения высшего образования и сами студенты, и преподаватели должны иметь адекватное представление о том, насколько эффективны методики обучения и как хорошо усваивается материал. Для этого в вузах появляется формат демонстрационного экзамена. Он позволяет выявить способность человека выполнять те трудовые функции и конкретные задачи, которые повседневно возникают в профессиональной деятельности. К тому же, благодаря присутствию экспертов из различных организаций и предприятий, студенты получат возможность получить реальную оценку своих способностей профессионалом и даже найти потенциального работодателя. Этот экзаменационный формат также даст возможность, в зависимости от полученных результатов, переконструировать программу подготовки социалистов, чтобы та отвечала всем современным требованиям. Еще один хороший инструмент для подобной рефлексии о своих способностях – skills паспорт, или паспорт компетенций. Он объективно показывает, какие навыки и на сколько процентов смог освоить студент. Получить его можно вне зависимости от курса по результатам демонстрационного экзамена.

– Стандарты WorldSkills включают надежную и объективную методику оценки, которая позволяет подтвердить уровень владения тем или иным навыком не словом, а делом. Это методика, которой доверяют работодатели, – рассказала Татьяна Голикова, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Технологии WorldSkills для создания более практико-ориентированного образования, как показывает опыт, успешно работают на базах университетов некоторых пилотных регионов России. В ближайшие десять лет планируется внедрять эти методики во все большее количество вузов страны и помогать студентам и выпускникам выходить на рынок труда более подготовленными.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте