search
main
0

Студентам непедагогических специальностей разрешили преподавать в школах – что думают об этом в педвузах

В школы придут студенты четвертых и более старших курсов, которые учатся не на педагогических специальностях, но углубленно изучают определенную дисциплину. Именно ее они смогут преподавать школьникам.

Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Государственная Дума на этой неделе приняла закон, который дает право студентам непедагогических специальностей преподавать после третьего курса в школах профильные дисциплины. То есть студент будет заниматься педагогической деятельностью по профилю своего образования.

Документом оговаривается, какие студенты смогут получить право работать в школах. Они должны отучиться три курса, успешно пройти промежуточную аттестацию, в том числе по учебным предметам или модулям в области педагогической деятельности. При этом школам предоставлено право самим определять, в какой степени получаемое студентом образование соответствует предмету, который он планирует преподавать.

Насколько данный закон поможет в решении проблемы с дефицитом педагогических кадров, какие могут возникнуть трудности при его реализации, и что необходимо учесть на местах, рассказали в ведущих педагогических вузах России.

Сергей Тарасов, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена:

– Госдума приняла закон, разрешающий студентам непедагогических направлений преподавать в школах начиная с четвертого курса. Эта инициатива позволит эффективно решать вопрос кадрового обеспечения школ и особенно актуальна в условиях растущего спроса на квалифицированных преподавателей естественно-научных и технических дисциплин. Закон откроет новые возможности для будущих педагогов и привлечет к преподавательской деятельности талантливую молодежь, уже обладающую знаниями в своей предметной области.

Таким образом, будут расширены рамки профессиональной деятельности и создана более гибкая система для желающих делиться своими знаниями. Учащиеся старших курсов смогут внедрять свои идеи и методы в образовательный процесс, привносить в школьную среду свежий взгляд и актуальные знания, своим примером мотивировать учеников на изучение сложных дисциплин.

Вместе с тем реализация закона требует комплексного и взвешенного подхода. Преподавание – это сложный процесс. Здесь важно понимать психологию ребенка, владеть методиками обучения и уметь адаптировать материал к различным уровням подготовки. Необходимо создать все условия, чтобы студенты, которые приходят в школу, понимали это и учитывали в своей работе все нюансы. Ключевая роль в данном контексте отводится педагогическим вузам, которые могут предложить специализированные интенсивные программы подготовки, организацию системы наставничества из числа опытных учителей-предметников или методистов и многое другое. Крайне важно проводить постоянный мониторинг и оценивать качество преподавания студентами непедагогических вузов. Здесь мы как профессиональное сообщество должны учитывать не только знания предмета, но и педагогические навыки, умения взаимодействовать с учениками и создавать благоприятную образовательную среду.

Герценовский университет ведет подготовку кадров по разным направлениям. Мы видим, что педагогические вузы пользуются у абитуриентов особой популярностью – престиж профессии растет. Например, в этом году количество заявлений на поступление составило более 90 тысяч, увеличены и контрольные цифры приема. В РГПУ им. А.И. Герцена мы реализуем ряд крупных проектов, таких как проект для психолого-педагогических классов «Герценовская среда» и программа формирования команд педагогов для новых школ «Команда школьных педагогов «под ключ». Важным является наш научно-практический проект «Университет, открытый регионам», который обеспечивает взаимодействие с образовательными системами субъектов Российской Федерации. Все это направлено на решение кадровых вопросов и подготовку квалифицированных специалистов.

Кроме того, Министерство просвещения РФ недавно открыло горячую линию по подбору педагогов, что создаст дополнительные возможности для поиска сотрудников в образовательные организации. Эта работа будет способствовать насыщению системы образования квалифицированными кадрами и повысит интерес студентов к профессии педагога.

Татьяна Владимирова, проректор по связям с общественностью Московского педагогического государственного университета:

– Принятие закона, разрешающего студентам непедагогических вузов преподавать в школах профильные дисциплины, – это мера, направленная на частичное решение проблемы дефицитов кадров в педагогической сфере. Безусловно, идея привлечения молодых специалистов в школы привлекательна. Однако возникают сомнения в готовности студентов, не имеющих педагогического образования, эффективно справляться с преподавательской деятельностью. Насколько глубокими будут их знания методики преподавания, смогут ли они наладить контакт с учащимися, учитывать индивидуальные особенности детей? Не приведет ли это к снижению качества образования? Предполагается, что студенты принесут в школы «современный взгляд» на предмет, но важно понимать, что современность не всегда равносильна эффективности в педагогическом процессе.

Успешная реализация закона требует внимательного подхода к ряду ключевых моментов. Важно разработать четкие критерии отбора студентов для преподавания в школах, учитывая не только их академическую успеваемость, но и коммуникативные навыки, способность работать с детьми. Необходимо предусмотреть систему наставничества и методической поддержки для студентов-преподавателей, чтобы помочь им адаптироваться к школьной среде и эффективно строить учебный процесс. Также важно регулировать нагрузку студентов, чтобы преподавание не шло в ущерб их основному образованию. Кроме того, следует продумать механизмы финансирования и оплаты труда студентов, а также обеспечить юридическое сопровождение их деятельности. Тщательная проработка этих аспектов позволит максимально эффективно использовать потенциал закона и избежать возможных сложностей в его реализации.

МПГУ в настоящее время совместно с Ассоциацией классических университетов работает над педагогическим модулем для студентов непедагогических направлений подготовки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте