Речь идет о защите авиационного топлива от капель воды, из-за которых могут случится проблемы с двигателем, а значит и ЧП. Сейчас уже идут исследования на лабораторной установке, ожидается, что проект будет реализован в течение двух лет.
Студент Самарского университета имени Королева разрабатывает лазерную «сигнализацию», которая будет срабатывать на капли воды в авиационном топливе. Система будет реагировать в концентрации 1/5 чайной ложки на 1 тонну керосина, что сопоставимо с требованиями к предельно допустимым параметрам в авиации. Как пояснил разработчик, студент Естественнонаучного института Самарского университета Андрей Пономарев, в аэропортах во время заправки самолетов механики ведут тщательный мониторинг наличия капель воды в топливе. По его словам, некоторое количество воды попадает в керосин из окружающей среды, также может попасть конденсат со стенок топливного резервуара.
«Во время полета, когда температура за бортом ниже нуля, в керосине из капелек воды могут образовываться кристаллы льда, что приводит к возникновению ледяных «засоров» в системе топливоподачи», – пояснил Андрей Пономарев. Он уточнил, что из-за таких ледяных «засоров» могут возникнуть перебои в работе двигателей, что может стать причиной авиакатастрофы. Студент добавил, что в нашей стране подобных систем контроля нет, а зарубежные оптические датчики очень дорогие – порядка 20 тыс. евро. Разрабатываемое студентом устройство будет устанавливаться на авиационные топливозаправщики – мобильные или стационарные.
В пресс-службе вуза пояснили, что принцип работы будет напоминать лазерную сигнализацию, которую показывают в фильмах, когда грабитель «задевает» луч и начинает звенеть сигнал. Самарская лазерная «сигнализация» внутри топливопровода будет просвечивать лазером авиационное топливо, и если окажется капелька воды, то сработает тревога. Андрей Пономарев отметил, что оптический метод контроля – быстродейственный и обладает высокой точностью, его можно использовать в непрерывном режиме. «Но, к сожалению, отечественных датчиков подобного типа в России пока не производят», – сказал студент. По его словам, отечественная система в случае серийного производства будет стоить на порядок дешевле.
В Самарском вузе уточнили, что уже собрана лабораторная экспериментальная установка. На ней ведется комплекс исследований, по результатам которых будет создан рабочий макет датчика. Ожидается, что проект будет реализован в течение двух лет, а на финальной стадии разработку запатентуют.
Стоит добавить, что проект мониторинга воды в авиационном топливе Андрея Пономарева победил во Всероссийском конкурсе «УМНИК-Фотоника» и получил финансовую поддержку.
Комментарии