Цели: углубить понятия «федерализм», «разделение власти между центром и регионами», обсудить основные формы государственного устройства, преимущества и недостатки.
Сейчас в России 21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область – всего 32 национально-государственных образования; 8 краев, 47 областей, 2 города федерального значения – всего 57 государственно-территориальных образований.
Основные понятия: государственное устройство, федерализм, унитарное государство, федерация (федеративное государство), симметричная, асимметричная федерация, субъекты РФ, государственно-территориальное устройство.
Формы государственного устройства
На протяжении веков постоянно шел процесс создания и распада государств. В результате исторических процессов в одно государство могли быть объединены народы, непохожие в силу национальной культуры, разъединенные вероисповеданием, географией проживания, уровнем жизни, независимые государства.
Процесс создания и возникновения государств активно протекает и в настоящее время. В нем существует две тенденции: центростремительная и центробежная. Государства в большинстве случаев объединяют различные народы и территории и по-разному определяют свое внутреннее устройство. Это зависит от территории, исторических традиций, национального состава.
Что же такое государственное устройство?
Государственное устройство – это политико-территориальная организация власти, определяющая положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью.
Территориальное устройство также уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатрапии, завоеванные территории и так далее. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления. Разумеется, государство – это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. Теория государства и права выделяет несколько видов территориального (национально-государственного и административно-территориального) устройства. Существует две формы территориального устройства: унитарная и федеральная.
Унитарная форма – государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов. Для унитарного государства является характерной единая система права. Ее базу образует единая конституция – основной закон. Но это не означает, что вся власть находится в центре. Часть полномочий передается в регионы, на места.
Большинство государств в мире – унитарные. Это Франция и Великобритания, Япония и Италия и многие другие. В некоторых из них регионы обладают большой автономией – например, Шотландия в Великобритании, Каталония и Страна Басков в Испании.
В крупных странах, где их части наделяются значительными полномочиями, создаются федеративные системы.
Исторически Россия создавалась как централизованное унитарное государство, федерализм в официальных кругах при царизме никогда не признавался.
Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая на III Всероссийском съезде Советов 25 января 1918 года, объявила об учреждении Советской России как федерации советских национальных республик. Но этот принцип федерализма в основном провозглашался лишь формально: и Россия, и позже СССР на деле были преимущественно централизованными государствами, в которых жестко насаждался принцип гуманизма.
Оптимальной формой национально-государственного устройства для России является федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации.
Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно выделить при этом черты, характеризующие все федеративные государства.
Так, в отличие от унитарного федеративное государство в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно – союзное государство. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, то есть самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства.
В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя).
Российский федерализм
Федерация – это государственно-правовое объединение двух или более государств в одно новое союзное государство, в основе которого лежит государственно-правовой акт – федеральная Конституция, закрепляющая правовой статус субъектов Федерации, определяющая их компетенцию, а также разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами.
Федерализм в России обусловлен рядом причин: огромной территорией; спецификой экономического развития отдельных регионов; этническим многообразием населения; социокультурными различиями.
Почему создаются федерации? Большим государством трудно управлять из центра: сложно проследить за тем, что делается на местах; с другой стороны, жители регионов больше доверяют местному правительству, которое они выбирали и которое легче проконтролировать в случае необходимости.
Федерация образуется путем слияния нескольких государств, которые решили объединиться, или путем введения принципа федерализма, как это было сделано в РФ.
Наиболее важными юридическими признаками Российской Федерации являются следующие:
1. Территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью.
2. В Российской Федерации создана особая палата парламента, которая является органом представительства субъектов Федерации – Совет Федерации Федерального Собрания РФ.
3. В России федерация имеет конституционную форму, а потому именно конституционным путем разграничивается компетенция между Федерацией в целом и субъектами Федерации.
Российская Федерация – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов федерации. Она является асимметричной, потому что ее субъекты обладают различным конституционным статусом.
Особое правовое положение занимают российские республики.
Особенности российского федерализма
Россия была провозглашена федерацией, а не создана путем объединения самостоятельных государств.
Россия с самого начала была конституционно-правовой федерацией (а не конституционно-договорной).
Россия создавалась как асимметричная федерация.
Субъекты РФ создавались как по национально-территориальному, так и по территориальному признакам.
Субъекты Федерации не обладали правом выхода из ее состава.
Статус субъекта Федерации может быть изменен.
В Конституции Российской Федерации можно выделить четыре основополагающих принципа федерализма:
1. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации.
2. Равноправие всех субъектов Федерации.
3. Строительство и развитие РФ на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной.
4. Государственным суверенитетом обладает РФ, а не ее субъекты.
В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли и т.д.).
Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования. И это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации он проживает, один и тот же.
Современная Российская Федерация имеет конституционную природу. Это означает, что только в рамках Конституции могут обсуждаться вопросы статуса территорий, изменения объема границ или объема полномочий ее субъектов.
Субъекты Российской Федерации. Виды субъектов РФ
Федеративные государства могут строиться на двух принципах: территориальном и национальном. В зависимости от того, какой принцип положен в основу федерации, и определяется правовой статус субъекта Федерации.
Территориальный принцип построения федерации означает, что субъектами федерации являются определенные территории независимо от национальной принадлежности населения, там проживающего.
Национальный принцип построения федерации предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данной автономии.
Субъект федерации – это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. Субъекты Российской Федерации отвечают следующим параметрам: не обладают суверенитетом; не имеют права на отделение; граждане любого субъекта Федерации имеют равные основные права и обязанности на территории РФ; закон субъекта Федерации не может противоречить федеральному закону; перед лицом федеральной власти субъектов Федерации равны.
Российская Федерация – это федерация, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку.
Национально-государственные образования: республики – 21; автономные округа – 10; автономная область (Еврейская АО).
Государственно-территориальные образования: края – 6; области – 47; города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург.
Российская Федерация – это федерация, субъекты которой организованы как по национальному, так и по территориальному признаку. Сейчас в России 21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область – всего 32 национально-государственных образования; 8 краев, 47 областей, 2 города федерального значения – всего 57 государственно-территориальных образований.
Важной характеристикой субъекта Федерации является его наименование, юридический смысл которого заключается в том, что в Конституции России не может быть никакого другого субъекта с таким названием.
Все субъекты Российской Федерации по объему их компетенции можно разделить на три группы:
1. Республики в составе России, которые могут принимать свои конституции, устанавливать наряду с русским свой государственный язык и иметь свои государственные символы (герб, флаг, гимн).
2. Края, области, города федерального значения, которые принимают свои уставы, учреждают свои органы власти, официальные символы, могут иметь в своем составе автономные округа и область.
3. Автономные округа и автономная область; по их предъявлению может быть принят федеральный закон об автономной области, округе, находящемся как бы в «двойном подчинении» – и у России, и у области (края), в составе которой они находятся.
Конституция РФ предусматривает возможность изменения состава Российского государства. Это может происходить путем:
– принятия в Российскую Федерацию субъекта «со стороны»;
– образования в ее составе нового субъекта в результате:
а) объединения существующих субъектов;
б) вычленения из существующих субъектов новых самостоятельных образований;
в) перехода из одного субъекта в другой;
г) изменения конституционного – правового статуса субъекта.
Федеральное устройство предопределяет разграничение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов. В соответствии с Конституцией РФ компетенция в государстве разделяется на: собственно федеральную (статья 71 Конституции РФ); совместную: Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции РФ); собственно субъектов Федерации (статья 73 Конституции РФ).
К собственно федеральной компетенции по Конституции РФ относятся вопросы, связанные с функционированием государства на международной арене, вопросы, требующие единого регулирования по всей стране, федеральная собственность и управление ею, установление федеральных налогов и сборов, федеральные органы власти, федеративное устройство и территория России.
Сфера совместного ведения Федерации и ее субъектов, статья 72 Конституции РФ.
4. Россия вправе участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, но при двух условиях: это не должно влечь за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина; не должно противоречить основам конституционного строя РФ.
Подобным условиям соответствует участие России в Содружестве Независимых Государств. В настоящее время СНГ объединяет 12 государств – ранее союзных республик СССР.
Юридически природа СНГ характеризуется следующими чертами:
– оно создано самостоятельными государствами и основано на принципе их суверенного равенства; имеет устав, фиксирующий функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов; имеет четкую организационную структуру.
Цель СНГ – сотрудничество государств-членов в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.
Устав СНГ предусматривает восемь сфер совместной деятельности государств-членов:
а) обеспечение прав и свобод человека;
б) координация внешнеполитической деятельности;
в) сотрудничество в формировании общего экономического пространства;
г) сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
д) охрана здоровья населения и окружающей среды;
е) вопросы социальной и иммиграционной политики;
ж) борьба с организованной преступностью;
з) сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
При угрозе безопасности членами СНГ возможно совместное использование вооруженных сил.
Майя КОЛЯДЕНКОВА, учитель истории и права, Саранск
Комментарии