Специфика мотивации в учебной деятельности состоит в ее связи с постановкой проблемы. Именно она задает определенное противоречие, которое будет рассматриваться, показывает различие позиций, обращает внимание на самое главное в занятии. Можно сказать, что формулирование проблемы является существенной частью каждого занятия, задает направление деятельности учащегося. В конечном итоге именно понимание проблемы определяет общую мотивацию в обучении.
Вместе с тем общей мотивации через формулирование проблемы занятия недостаточно. Нужно использовать приемы, которые будут привлекать интерес учащихся, концентрировать их внимание. Это может быть сделано через занимательность изложения (интересные факты, примеры, случаи и сведения о быте и образе жизни людей, их внешнем виде, отношениях друг с другом и т. п.), необычную форму преподнесения материала (вызов удивления, даже с использованием некоторых приемов провокации), эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся), создание ситуаций нехватки знаний по определенным вопросам. Мотивацию школьников также повышает использование картин или рисунков, фотографий, карикатур, схем, диаграмм, графиков, отрывков из фильмов, анимационных сюжетов и т. п.Большим потенциалом мотивации обладают высказывания, афоризмы, пословицы и поговорки. По ним может быть предложено определить (сформулировать) тему занятия, высказать собственную точку зрения (согласиться или оспорить высказанные взгляды), провести сравнение (назвать, что объединяет авторов и каковы различия в их позициях), составить рейтинг высказываний, дополнить список другими высказываниями известных личностей или же попробовать придумать собственное высказывание, выделить основные понятия, встретившиеся в высказываниях, и т. д.Рассмотрение ситуации, близкой к повседневной жизни учащихся, позволит заинтересовать их той или иной темой. К другим способам мотивации относятся рассмотрение реальных ситуаций из повседневной жизни в их взаимосвязи с содержательными вопросами рассматриваемой области знаний (с какими законами физики школьник столкнулся по дороге в школу, связаны ли с текущим законодательством утренняя гигиена и завтрак, какие виды растений наиболее распространены в родном населенном пункте и т. п.), использование понятийного ряда, отрывки художественных произведений, разыгранные сценки, документы, незаконченные предложения или документальные фрагменты с пропущенными словами.Определим общие требования к эффективным приемам мотивации на занятиях:- направленность на социальный опыт учащихся или их интересы;- возможность высказывать разные точки зрения;- связь с изучаемой темой или определенными вопросами;- необычность формы или манеры подачи материала (неожиданность и умение удивить, увидеть необычное в повседневном и т. д.);- доступность для понимания (простота языка и способа изложения);- проблемность или дискуссионность.Говорить о конкретных приемах можно бесконечно. Важно, чтобы учитель понимал, что может вызвать интерес учащихся. Информационный блок ориентирован на получение информации из разных источников. Процесс образования во многом строится на работе с информацией, поэтому обойтись без данного блока очень сложно (другой вопрос, что в каких-то занятиях это будет новая информация, а в других – повторение или углубление уже имеющейся). Сообщение информации в форме лекции, работа с документом или текстом учебника, анализ статистических данных, изучение сайтов – способов получить новую информацию множество. В условиях информационного общества нецелесообразно пытаться излагать новый материал исключительно путем лекций, но и полностью отказываться от них неправильно. Другой вопрос, что лектор, по словам В.О.Ключевского, должен будить мысль ученика, а не усыплять его. Лекция имеет большой потенциал и для использования мотивирующих моментов – интересных историй, афоризмов, притч, ситуаций, анекдотов, случаев из жизни.Следует подчеркнуть, что делать это преподаватель может не обязательно лекционным способом. Интересными источниками информации помимо учителя (обратим внимание, что учитель тоже является источником информации, и не стоит от этого отказываться, только не единственным на занятии) являются текстовые документы, графические источники, электронные ресурсы, видеоматериалы, статистика, артефакты, разного вида изображения. Очень важно, чтобы информация была четкой, иллюстративной, разнообразной по форме (это особенно важно в современном информационном обществе), корректной (в том числе и с научной точки зрения), представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно), доступной для понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень подготовленности).Трудно представить современную жизнь (особенно молодых людей) без компьютеров и Интернета. Важно на это обращать особое внимание. Об ИКТ много говорится и пишется. Однако нередко отчетность преобладает над целесообразностью. Ни компьютер, ни электронные презентации, ни Интернет не делают урок интерактивным и информативным. Они обладают высоким потенциалом для развития умений, получения широкого спектра информации, формирования необходимых современному человеку компетенций. Но этот потенциал еще должен быть реализован. Иначе получится, как в одном анекдоте об учительнице начальных классов:«Учительница первого класса во всех отчетах писала и на всех уроках заявляла, что на каждом уроке использует компьютеры. Администрация решила ознакомиться с передовым опытом, потому что даже при обучении простейшим элементам сложения она заявляла об использовании ИКТ. Комиссия пришла на урок. Удивились, что все компьютеры стоят на подоконнике. Миша у доски мучается с решением, сколько будет 1+2. Пишет, зачеркивает, сомневается. Учительница объявляет, что сейчас ему помогут. Просит Ваню принести и поставить на ее стол один компьютер, а Васю с Димой – два компьютера. Она радостно спрашивает, сколько компьютеров на ее столе. Миша записывает правильный ответ. После звонка учительница устало возвращает компьютеры на подоконник и говорит, что с яблоками раньше было легче, но надо следовать требованиям образовательных стандартов, заботиться о системном использовании компьютеров в учебном процессе…»Учащимся недостаточно просто получить и заучить информацию. Учащиеся должны уметь переводить текстовую информацию в графический формат и, наоборот, обобщать полученные данные, различать важное и второстепенное, сравнивать с точки зрения общего и различий, синтезировать новый продукт своей познавательной деятельности, проявлять творчество, выбирать из имеющихся альтернатив, формулировать аргументы и контраргументы.Аналитический блок позволяет более глубоко рассмотреть полученную информацию, сделать обобщение, провести обсуждение, сравнить, обобщить, сформулировать выводы, составить рейтинг, провести отбор, проявить свои творческие способности. Поэтому результатом работы неплохо иметь какой-то новый продукт (не обязательно материально воплощенный – продуктом может быть сценка, описание, резюме и т. п.). Акцент на такую продуктивность позволяет создавать деятельностные акценты в образовательном процессе. В.Даль определял слово «анализировать» через следующее пояснение – «разлагать, разбирать целое на начала, основы, стихии, на составные части его», а «анализ» – как «переход от общего к частностям». Важно, чтобы учащиеся умели выделять ключевые положения (документа, лекции, сообщения учителя, сюжета фильма или фрагмента и т. п.), ориентироваться в информации (отделять известное от неизвестного или непонятного), интерпретировать (в том числе передавать своими словами), видеть альтернативные решения, проблематизировать (выделять трудности и опасности), предлагать решения (конструктивный взгляд). Понятно, что происходить это может в самых разных формах – игры, дискуссии, написания творческой работы (индивидуально или коллективно), создания рисунка (символа, коллажа и т. п.), театрализации (пантомима, сценка и т. д.). Сегодня нет дефицита информации. Интернет дает такой объем информации, что человеку трудно разобраться в этом потоке. Поэтому важными становятся умения отбора, отделения важного от второстепенного, объективного от субъективного, достоверного от сомнительного, правдивого от ложного, точного от размытого, общепризнанного от спорного, аксиом от гипотез. Недостаточно найти информацию, надо уметь анализировать ее качество. Ограничение информационного потока при решении конкретной задачи является важнейшей и актуальной проблемой современного человека. Перегруженность способствует поверхностности мышления, растерянности и открывает широкие возможности для манипулирования общественным сознанием.Обратим внимание на важность умения ориентироваться в каждом элементе цепочки работы с информацией (см. схему).Изменившаяся ситуация требует от системы образования не столько загружать человека набором сведений и фактов, сколько создавать условия для развития умений понимать и осмысливать, искать и выбирать. Стоит не только учить находить и давать ответы, но и формулировать собственные вопросы. При этом вопросы могут быть ориентированы на получение информации, развитие умений, самовыражение, творчество, коммуникацию, выработку мнения. Очень важно, чтобы информация была четкой, иллюстративной, разнообразной по форме (это особенно важно в современном информационном обществе), корректной (в том числе и с научной точки зрения), представляющей разные позиции (там, где это возможно и целесообразно), доступной для понимания школьника (ориентированной на возрастные особенности и уровень подготовленности).Здесь у преподавателя есть широкие возможности применения разных методов и приемов. Если в структуре занятия присутствует аналитический блок, то можно с уверенностью сказать, что учитывается деятельностный подход в образовательном процессе. Оценочный блок совершенно неправильно сводить к выставлению отметок в конце занятия. Сразу следует подчеркнуть, что оценка и отметка не одно и то же. Отметка имеет строго формализованный характер (в баллах, рейтинге, звездочках, кредитах и т. п.). Оценка же показывает отношение того или иного человека к сказанному в ходе занятия. При этом она может быть и неявно выражена: если учитель хмурится во время ответа ученика или, наоборот, кивает и улыбается, то процесс оценивания осуществляется и в этом. Слова поддержки («молодцы», «замечательно», «очень интересно», «оригинально») или критики («поверхностно», «слабо», «неправильно») уже означают наличие процесса оценивания. С этой точки зрения безоценочного обучения не бывает и быть не может по своей природе. Не будем забывать и о том, что школьники также оценивают друг друга и учителя (кстати, их отвлечения на уроке нередко также являются своего рода оценкой деятельности учителя и подготовленного им урока). Помимо обычного в школе процесса оценивания стоит использовать и другие варианты – самооценивание, взаимооценивание, внешнюю экспертизу, графическое и другое визуальное оценивание (использование смайликов, листков разного цвета). К сожалению, следует констатировать, что в образовании (как и в российском обществе в целом) преобладает критический уклон в оценивании, заметен дефицит доброжелательности и поддерживающего характера даваемых оценок, использование отметок (и оценок) в качестве инструмента установления дисциплины и решения межличностных конфликтов между педагогом и учениками. Оценка не должна посягать на достоинство человека, следует оценивать учебные результаты, а не личностные особенности, следует открыто устанавливать и совместно обсуждать критерии оценок и отметок, оценка должна мотивировать к учению, а не «отбивать руки» у школьников.Рефлексивный блок для деятельностного подхода является необходимым. Даже на так называемых открытых и конкурсных уроках разного уровня нечасто встречается попытка уделить внимание самому процессу учения, установить обратную связь, выделить трудности, анализировать предыдущее занятие (в том числе и эмоционально), присвоить полученный опыт. Рефлексия является не просто подведением итогов, а видением процесса и осознанием полученных результатов. Создаются условия для понимания того, что можно было бы изменить, знания об удачных способах действий.Несмотря на то что каждое занятие уникально и индивидуально, есть ряд блоков, которые должны присутствовать в структуре любого занятия, которые условно можно назвать хорошими или соответствующими современным требованиям к деятельности учащихся в образовательном процессе. Эти блоки состоят из множества элементов, которые в разной степени могут присутствовать в зависимости от места урока, учебного предмета, рассматриваемых вопросов, особенностей учащихся и учителя, наличия ресурсов и сложившихся условий. Эти блоки в различной степени позволяют организовать учебную деятельность школьника, что необходимо для становления активного гражданина, деятельной личности и развивающегося общества. Особое внимание необходимо уделять мотивации, развитию (у учащихся и у самих учителей) умения проектировать свои действия с пониманием действий с учетом краткосрочных и долгосрочных результатов и осознанием своих целей, соотнесения личностных целей с общим благом, ориентации на конкретные ожидаемые результаты. Все блоки занятия – неразрывные звенья целостной системы образования. Их комплекс позволяет достигать максимальных результатов (личностных, предметных и метапредметных), что и определяет уровень их эффективности. Как оценивать эффективность современного занятия?Можно назвать ряд основных критериев, по которым сегодня можно оценить занятие. Они связаны с компетентностным подходом в образовании, требованиями к корректности и адекватности содержания, результативностью, инновационностью (новизной и нестандартностью подходов), рефлексивностью, способностью педагога создавать доброжелательную атмосферу и устанавливать коммуникацию, позволяющую налаживать сотрудничество не только между учителем и обучающимися, но и учащихся между собой. Представим это в виде критериев с показателями, что поможет ориентироваться в планировании и проведении своего занятия каждому педагогу (см. таблицу).Андрей ИОФФЕ, доктор педагогических наук, профессор Института дополнительного образования МГПУ и АПКиППРО
Комментарии